В то время как большинство производителей, стараясь всячески угодить своим покупателям, предлагают то прагматичные автомобили, то роскошные лимузины, итальянский производитель все подчинял только одному – скорости. Но Alfa Romeo не пошла по пути компаний, предлагающих покупателю, скорее, средство для демонстрации своих возможностей, нежели просто спорткары. Ее продукция нацелена на покупателей со средним достатком, которые:
- хотят быстро ездить;
- нуждаются в полноценном «общении» с автомобилем;
- любят яркие дизайнерские решения.
Соответственно им присуще желание выделятся из толпы.
И пусть порой все же надо идти на уступки потребителям, «альфовцы» стараются по-прежнему делать свои автомобили ни с чем не сравнимыми пожирателями километров. Типичный пример достижения компромисса между требованиями покупателей и следованием традициям – обновленная Alfa Romeo 156.
Покупателям сделали подарок
Времена, когда активные водители смотрели в графу «расход топлива» в последний момент, безвозвратно ушли. Просматривая статистку продаж дорестайлинговой «156-й», можно прийти в легкое замешательство – 75% этих темпераментных, бескомпромиссных машин в Европе было продано с дизельными двигателями! Производители вынуждены подстраиваться под требования, которые часто бывают весьма противоречивыми. С одной стороны, люди хотят быстро ездить, с другой – как можно меньше платить. В данном случае проблема была решена с помощью турбодизельного мотора 2.4 JTD Multijet с множеством новаций и необычных технологий. Благодаря им отличить дизель от бензинового мотора по уровню шума будет практически невозможно. А поскольку для покупателя Alfa Romeo звуки, издаваемые автомобилем при движении, гораздо дороже звучания высококачественной аудиосистемы, выпускная система была доработана соответствующим образом. Так, чтобы даже дизельный вариант имел благородное звучание. Для более уравновешенных в гамме предусмотрен 1,9-литровый турбодизель.
Несмотря на то, что поклонники традиционных бензиновых Alfa Romeo составляют всего четверть покупателей, для них была предложена куда более широкая гамма. Причем здесь фактор экономии для производителя играл далеко не первую роль. Ведь разработчику спортивных автомобилей необходимо поддерживать на рынке репутацию производителя действительно мощных машин. А отказ от традиций может привести не только к потере четверти любителей классики, но и в целом спортивного имиджа. Для Alfa Romeo это недопустимо. Ведь даже покупатель дизельной «альфы» тешит себя тем, что приобщается к легенде. И конструкторы не прекращают уделять большое внимание бензиновым агрегатам. Подтверждение тому – новый 2-литровый мотор. Технологию непосредственного впрыска уже применял Mitsubishi. Но его главной целью было повысить экономичность двигателя. В противовес ему Alfa Romeo использовала аналогичную технологию исключительно для повышения мощности (прирост составил 15 л. с.). Но и здесь не обошлось без компромиссов. В угоду постоянно растущим экологическим требованиям были применены два (!) каталитических нейтрализатора – по одному на два цилиндра. Теперь они не только меньше «душат» двигатель, но и позволяют без затруднений экспортировать «156-ю» в страны с самыми жесткими требованиями.
Оригинальность мышления конструкторов заметна в подборе трансмиссий. Водитель, являющийся поклонником активной езды и полного контроля над автомобилем, наверняка отдает предпочтение механической трансмиссии. Однако растущее с каждым годом количество пробок на дорогах вынуждает его иногда задуматься о правильности выбора. Для многих выходом являются автоматические коробки с возможностью ручного переключения передач. Но в них переключение происходит при касании рычага вперед-назад. Не всем это по душе. Зато «автомат» Q-system позволяет не отказываться от былых привычек. Ручное изменение передач происходит по привычному алгоритму.
Собственные принципы нарушать не стали
В остальном же производитель на уступки не пошел. Собственно говоря, решение ряда проблем ему подсказали рыночные тенденции. Традиционно Alfa Romeo всегда отличалась экспрессией во внешнем дизайне. Это своего рода визитная карточка итальянской марки. Однако до недавних пор степенные европейцы не всегда с теплом относились к такой избыточной яркости. Но в последнее время на рынке заметно все большее внимание к стремительным силуэтам и агрессивным формам. Alfa Romeo оказалась просто на гребне успеха. Тогда как многие конкуренты начали примерять спортивную обновку, 156-я сразу предложила востребованный продукт. Результат не заставил себя ждать – за 6 лет выпуска дорестайлинговой модели ее доля в тесном D-сегменте увеличилась с 0,7 до 2,5%. Убедившись в правильности своего выбора, разработчики не прилагали уж слишком больших усилий в доработке «экстерьера». Тем не менее работу над обновлением внешнего вида доверили не кому-нибудь, а Джорджетто Джуджаро – одному из самых авторитетных автомобильных дизайнеров. И шильдик Giugiaro на передних крыльях будет лишний раз напоминать покупателю, что он передвигается не просто на рядовом автомобиле, а на творении мастера. Этот маркетинговый ход пусть и незначителен, но довольно эффективен, поскольку покупатели Alfa Romeo любят в своих автомобилях исключительность.
Не изменили себе конструкторы и работая над салоном. Если покупателю нужна максимальная вместимость автомобиля, пусть покупает универсал какой-нибудь более степенной марки. Для любителя Alfa Romeo главное – стиль и поведение автомобиля на дороге. Поэтому, даже если ему будет нужен универсал, он останется по-прежнему спортсменом. В то время как конкуренты борются за каждый литр полезного объема салона, конструкторы Alfa Romeo и не думают отказываться от заднего McPherson, который «съедает» основательную часть багажника. К тому же, чтобы придать автомобилю стремительный силуэт (одно из обязательных требований покупателей Alfa Romeo), заднюю часть специально сузили, что выглядит вообще не мыслимым для других универсалов. Это также «съедает» полезный объем, а еще осложняет погрузку и выгрузку. Зато более стремительный фургон просто сложно себе представить.
Конечно, отказ выполнять все требования рынка может нанести некоторый вред Alfa Romeo. Но подобные марки не ставят своей задачей завоевание безоговорочного лидерства на рынке. И обновленная Alfa Romeo 156 вряд ли обгонит более прагматичные автомобили D-сегмента (Ford Mondeo, Nissan Primera, VW Passat). Однако на ее стороне по-прежнему будут почитатели необычных решений, внутренней и внешней экспрессии, которые обеспечат этому автомобилю безоблачное будущее.