Site icon Companion UA

Соло для вертикали

И в одиночку можно добиться успеха. Но, по мнению Аллы Демидовой, без убеждения, что ты можешь это сделать, нельзя пускаться в свободное плавание.


Hекоторые выглядят белыми воронами среди нас, потому что живут в собственном мире, никого туда не пуская. Поэтому даже со знаменитыми людьми происходит парадокс: Аллу Демидову многие знают, но мало кто видит. Энди Уорхол говорил: «Я известен в основном своей известностью». Но в случае с Демидовой не будем преувеличивать. Да, спектаклей с ее участием мало, московский Театр на Таганке она покинула 15 лет назад, в кино снимается редко, книги, написанные ею, читают в основном интеллектуалы. То, что «ее мало», объясняется тем, что она имеет право на свободу выбора либо отказа, если ей неинтересно. Но для таких свободных отношений человеку необходимо выйти на определенный уровень масштаба собственной личности. У нее это получилось. Ее коллега Вениамин Смехов резюмировал: «Алле Демидовой нелегко было в Театре на Таганке, но она трудилась терпеливо и честно. То, что актрису миновала чаша «любимицы» в театре, чрезвычайно укрепило ее дух и талант. Сохранив себя в индивидуальности, все более шлифуя личный почерк самостоятельного труда, Демидова вышла в лучшие актрисы кино и театра, минуя иждивенческий период «отцовской» опеки, благодаря своему характеру, уму и таланту».
Алла Демидова поделилась с «&» размышлениями о своей траектории свободного полета, честно признавшись: «У меня есть кое-какие убеждения, которые иногда входят в противоречие с действительностью».


Недостатки обернуть в достоинства
Как известно, самоменеджмент – это техника личной работы над собой, то есть управление собой и своим временем. Но самоменеджмент невозможен без самодиагностики: это когда точно знаешь свои недостатки и умеешь обернуть их в достоинства. Честность и искренность с самим собой – половина успеха в любом деле. Алла Демидова всегда знала, что не любит работать в коллективе, хоть и проработала в труппе театра 30 лет. Для советского социума это был, конечно, крупный недостаток. Должно было пройти время, чтобы получить возможность превратить этот недостаток в достоинство. Обладая аналитическим умом (спасибо МГУ) и широким кругозором, ей постоянно хотелось расширить рамки профессии, поработать с режиссером другой школы.


Алла Демидова: «И тут появился Роман Виктюк. Постановка «Федры» по пьесе М. Цветаевой завершилась успешными гастролями по Европе и Америке. Но спектакль был очень своеобразный и не вписывался в репертуар Таганки.

Любимова это раздражало, он постоянно упрекал нас в том, что мы используем в своих интересах славу и бренд Таганки. Потом Любимов уехал за границу, произошла девальвация рубля, и я решила выкупить у театра спектакль с костюмами, декорациями. Это было время, когда так же легко можно было купить и завод. Оказалось, что сумма равна одному-единственному западному гонорару! Я еще не знала, что мне со всем этим делать. Я стала обладательницей «Федры», мы много ездили по странам. Но под какой «шапкой»? Тогда я придумала название: «Театр «А». Потом на театральном фестивале посмотрела греческий спектакль «Квартет» Терзопулоса и решила, что буду работать с этим режиссером. Он приехал в Москву, я сама оплатила ему дорогу, квартиру, питание, переводчика, а считалось, что «Театр «А» – чуть ли не бюджетный. Дальше я решила, что лучше быть одной, без труппы, и стала играть моноспектакли. Когда мы с Терзопулосом работали над «Медеей», переводчик уже нам не был нужен, потому что в театре творчество возникает иногда не на словесном, а на энергетическом уровне. На единомыслии. Но главное, мне стало гораздо легче жить. Я одна на сцене: если неудача, я одна виновата, а если успех, то соответственно. Любимов потом на вопрос, куда Демидова делась, ответил: «Создала свой театр на букву «А», а на какую букву всех нас послала, мне неизвестно». Сейчас мой «Театр «А» еще существует, правда, полумифически: без помещения, продюсеров, поддержки. Но это вписывается в мою философию, потому что если будут спонсоры, будешь зависеть от них или, что еще хуже, надо будет с ними общаться. А зачем? Мне и так хорошо».


Ни от кого не зависеть и не смешить Бога
Американский психолог Михай Чиксентмихайи сделал научное обоснование вдохновения и назвал его «теорией потока». Суть этой теории в том, что человек может быть эффективным на 200%, если будет доверять себе и делать то, что он любит. Тогда включается состояние повышенной концентрации внимания, продуктивности и счастья, к которому интуитивно стремятся все люди. Находясь «в потоке», человек никогда не будет делать то, что ему неинтересно. Тогда есть и результат, и удовольствие. Как ни странно, Демидова – живая иллюстрация этой теории, хотя пришла к этому сама.


Алла Демидова: «Я обожаю притчу-анекдот: «Если вы хотите рассмешить Бога, расскажите ему о своих планах на завтра». Мне раньше казалось, что надо что-то делать самой. Потом я поняла, что когда я вмешиваюсь в свою судьбу, то все получается наоборот, не так, как я хочу. Тогда я решила, что лучше не вмешиваться, а просто ждать на старте. Поэтому никогда ничего не прогнозирую. И не очень люблю оглядываться назад, живу сегодняшним моментом. Но момент этот стараюсь хорошо проживать в предлагаемых обстоятельствах. Я, например, никогда не спорю с режиссерами, какую бы гадость они ни делали на моих глазах, потому что понимаю: все равно нужно делать то, что они скажут. Но так было раньше. Потом мне это надоело. Тогда я стала плыть по течению, но по течению, которое мне удобно. У меня была свобода выбора, свобода отказа. Я не хотела делать то, чего не хотела, или то, что не нравилось. И не делала. И мне стало очень комфортно существовать – ни от кого не зависеть, никого не подводить, сама себе режиссер, сама себе продюсер. У меня стали получаться мои сольные поэтические вечера и вообще все, что я хотела. Правда, мой путь – не рецепт для всех. Без убеждения, что ты можешь это сделать, нельзя пускаться в свободное плавание. Такое «сольное плавание» начинается, как правило, с выработки собственной воли, способности уйти в никуда, чтобы потом подняться выше того уровня, с которого начал».


Не выжимать из себя последние капли
Добившись многого, А. Демидова считает себя ленивым человеком, который сам по себе даже пальцем не шевельнет. Но, с другой стороны, во всех священных писаниях содержится предупреждение от напрасного перерасхода собственной энергии. Бессмысленное копошение, жужжание рабочих пчел в ульях ее никогда не интересовало: «Я в принципе работать не люблю. И мне кажутся странными люди, заявляющие, что им нравится ситуация постоянной занятости. Работа – это трудно. Я люблю сидеть дома, ездить в гости, читать, думать, а работаю тогда, когда это мне интересно». Подсознательно она вышла на правильное обращение с энергией, изучила массу книг, пообщалась с адептами и разработала свою систему выявления психической энергии, которую сейчас регулярно преподает в разных странах мира (Японии, Китае, Канаде, Греции, Франции), причем не только для актеров.

Алла Демидова: «Сейчас много говорят о психической энергии, об энергии актеров, но половина актеров практически не подозревают, что это такое. Многие думают, что это темперамент. Но это не так. Без этой энергии к древнегреческим трагедиям лучше не прикасаться, потому что школы Станиславского с ее задачей – «я» в предлагаемых обстоятельствах» – здесь недостаточно. Когда я работала с Терзопулосом, он мне сказал: «Играй по вертикали. Древние греки общались всегда с Дионисием. Они играли для Бога, потому что трагедия – это козлиная песнь для Дионисия». Я стала так работать, но этот выброс психической энергии по вертикали, общение с Богом требуют очень большой подготовки, концентрации, после этого очень долго приходится восстанавливаться. И я научилась специальным техникам восстановления после такого «сгорания», которые интересны также людям бизнеса. В основе технологий лежит принцип, согласно которому человек взаимодействует с энергией жизни напрямую. Очень сложно за такое короткое время это объяснить, потому что мастер-классы по моей системе могут длиться недели. Единственное, чего нельзя ни в коем случае делать, – выжимать из себя последние капли. Я это проверяла на себе. Оказалось, когда играешь собственные чувства, в конце твоя психическая энергия на нуле. Надо играть не собственные чувства, а образ. Если играешь образ, опираешься на технику, и в конце полон сил. Это и есть профессионализм. Потому я и решила сама разрабатывать упражнения по выявлению своей психической энергии. Есть много разных упражнений: на дыхание, пластику, можно разбивать роль на цветовые секторы. Я с этим экспериментировала еще на Таганке, помню, с Высоцким мы это обсуждали. Он смотрел далеко за зрительный зал. Я спрашивала: зачем? Он говорил, что должен пронизать своей энергией весь зрительный зал. Для этого ему надо смотреть еще дальше, за пределы последнего ряда. И он умел держать паузу как никто другой. Это ощущение похоже на телекинез, о котором много писали в свое время, когда под воздействием силы воли или в результате напряжения какой-либо другой энергии в воздухе зависает предмет. Точно такое же энергетическое напряжение требуется от актера, чтобы пауза «зависала».


Не допустить провала и победить
Человек, который всегда делает то, что он хочет, не может быть талантлив только в чем-то одном. Демидова – философ, мечтатель, великолепно разбирается в классической музыке, знаток живописи, обладает крепким литературным талантом – написала шесть книг, размышляя о природе искусства и вспоминая современников. Своими талантами она поражала даже таких самородков, как Высоцкий: «Я думал о ней и понял: она колоссальный конструктор. Нет, это не просто сухой расчет. Она все свое имеет – и темперамент, и талант. Но точно знает свои недостатки и обернула их в достоинства… У нас только одна Демидова, это – интеллект на экране!».

Но Демидова – самоедка, удовольствие от работы она получает редко. Работать только ради денег она не будет, так как ведет аскетический образ жизни и в быту довольствуется малым. За роли берется, если уверена, что это ее дело и она сможет довести его до конца. Может быть, поэтому у нее есть несколько теорий успеха, которые время от времени варьируются. Одна теория техническая: «Новое в сценическом искусстве не может родиться без новой техники. Успех приходит к актеру только при резкой смене техники, при явной новизне, которая идет вразрез с общепринятой. Поэтому есть два пути: либо играть, как играли раньше, как принято, как играли «великие старики», либо повернуть роль неожиданной гранью. А это всегда риск, не сразу поймут и не сразу примут. Немногие хотят попробовать сделать новое и на чистом месте. А места в искусстве действительно всем хватит. Всегда идет борьба только за завоеванное. И борются именно те, кто не может найти свое место, свою нишу. Человек, который для себя в творчестве его определил, свободен. Ему ничего не страшно».


Другая теория успеха мистическая: «Все зависит от судьбы. Но что такое судьба? Человек рождается с каким-то импульсом (гены это или звезды – неизвестно). И этот импульс диктует человеку реакцию и формирует его характер. А характер – это коридор судьбы. Так что очень многое, даже при наличии хорошего таланта, зависит от характера. У нас принята аксиома, что надо много работать. Но еще надо понимать, что работоспособность не всегда идет параллельно с талантом. Все более-менее сообразительные люди знают, что мы должны играть в жизни какую-то роль. Я не говорю, что мы выбираем себе роль. Возможно, нам ее навязывают. Но мы действительно убеждаемся, что играем роль. Некоторые часто говорят: «Я мог бы сделать что-то другое», но это неправда. Ты таков, каков есть, и таковым останешься. Но обязанность играть роль (неважно, скромная она или значительная) придает силу нашему «я», придает нашей жизни смысл. Вы состоялись как личность, если играете свою роль по мере способностей. Трагедии случаются, если люди не понимают своей роли. Ничего не пропадает даром – ни удачи, ни поражения, ни победы, ни ошибки. Но если ты свою роль осознал, тебе надо ее вести до конца. Очень важно правильно себя настроить. Для меня, например, азарт состоит в том, чтобы не допустить провала, в стремлении куда-то прорваться и стать победителем».







Плывущая по волнам
Алла Демидова, народная артистка РСФСР.
Родилась 29 сентября 1936 г. в Москве. Окончила экономический факультет МГУ, театральное училище им. Б. Щепкина. С 1964 г. – актриса московского Театра драмы и комедии на Таганке, где проработала 30 лет. Сыграла роли в фильмах «Дневные звезды», «Живой труп», «Щит и меч», «Зеркало», «Отец Сергий», «Стакан воды», «Собака Баскервилей», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Смерть Таирова» и др.
В 1993 г. создала собственный «Театр «А» и сотрудничает с Романом Виктюком («Федра» – М. Цветаевой); с греческим режиссером Теодоросом Терзопулосом. Играет в его постановках: Мертей («Квартет» Х. Мюллера), Медею («Медея» Мюллера-Еврипида), Гамлета («Гамлет-урок» по В. Шекспиру); с Анатолием Васильевым (Донна Анна в спектакле «Дон Жуан, или Каменный гость» А. С. Пушкина). Выступает с собственными поэтическими вечерами: «Пушкин», «Поэты серебряного века», «Поэты XX века», «Реквием» и «Поэма без героя» А. Ахматовой.
Лауреат Государственной премии СССР, премии президента России, премии имени Станиславского, премии «Ника», премии «Золотой Орел» в номинации «Лучшая женская роль в кино» – за роль в фильме Киры Муратовой «Настройщик». В мае 2007 г. награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Exit mobile version