Федеральная резервная система (ФРС) США на предстоящем заседании 9 августа не станет менять нынешнюю кредитно-денежную политику, полагают экономисты, мнение которых приводят ведущие западные СМИ.
В то же время, направление, в котором в последнее время развиваются события на макроэкономическом фронте, а также негатив в виде первого в истории понижения рейтинга США и последовавшего за этим обвала на большинстве мировых рынков заставляют экспертное сообщество все чаще говорить о том, что вскоре ФРС может быть вынуждена вновь занять активную позицию в вопросе оказания помощи экономике страны.
Как пишет газета Financial Times, аналитики указывают, в частности, что в недрах американского ЦБ может зреть решение о начале очередного раунда количественного смягчения, хотя объявление о нем едва ли будет сделано ранее конца этого месяца, когда в курортном городе Джексон Хоул, штат Вайоминг, пройдет ежегодная конференция ФРС. Именно на ней в 2010 году глава Федрезерва Бен Бернанке объявил о запуске программы выкупа гособлигаций объемом $600 млрд, получившая название QE2 ("второй раунд количественного смягчение", от англ. quantitative easing).
"Действительно, если мы станем свидетелями еще пары таких недель, как предыдущая, и очередной раунд количественного смягчения окажется не за горами", – полагает аналитик Capital Economics Вики Редвуд.
В последние несколько недель слабые макроэкономические данные по экономике США оставались в тени политического противоборства демократов и республиканцев, пытавшихся одержать верх в вопросе о размере госдолга и путях его сокращения.
Еще неделю назад казалось, что как только консенсус будет достигнут (а в том, что американские политики найдут взаимоприемлемое решение, не сомневался почти никто), рынки вздохнут с облегчением, ситуация в экономике чудесным образом исправится, пишет газета The New York Times.
Весной Б.Бернанке заявлял, что пора проверить, сможет ли экономика стоять на своих собственных ногах, но уже в июне, был вынужден признать, что дальнейшее ухудшение макроэкономической ситуации может вынудить ФРС на новые шаги по стимулированию восстановления.
В то же время экономисты подчеркивают, что делать выводы о тенденциях в экономике пока может быть рано.
"Я не думаю, что они (ФРС – ИФ) могут что-либо предпринять, пока не станет ясно, чего мы лишились и что нам удастся восстановить, – отмечает главный экономист Mesirow Financial Дайана Суонк. – Если слабость экономики окажется стойким явлением, а темпы восстановления рынка труда будут близки к нулю и в третьем квартале, тогда действительно, я не понимаю, как они могли бы остаться в стороне".
Как отмечает издание, в арсенале ФРС есть средства для поддержания экономики и помимо QE3. В частности, Центробанк США мог бы изменить свое традиционное обещание удерживать ставки на нынешнем рекордно низком уровне "в течение продолжительного периода времени" на нечто более конкретное, скажем, обязательство воздержаться от ужесточения кредитно-денежной политики в течение полугода. Более агрессивным шагом стало бы решение изменить структуру баланса в пользу госбумаг с более длительным сроком обращения, чтобы еще больше усилить давление на уровень долгосрочных ставок. Наиболее радикальным решением было бы увеличение баланса ФРС, то есть собственно запуск QE3.
К настоящему времени американский ЦБ вот уже три года сохраняет ключевую ставку в диапазоне от 0% до 0,25%. На его балансе порядка $2,6 трлн казначейских и ипотечных долговых бумаг, поступления от которых постоянно рефинансируются в выкуп новых облигаций, этот механизм позволяет удерживать на низком уровне доходность US Treasuries, а также ставки по различным кредитам, привязанным к доходности американских госбумаг.
Впрочем, пишет The New York Times, общее мнение экспертного сообщества таково, что теперь и как можно дольше впредь ФРС предпочла бы не предпринимать вообще никаких мер, так как дальнейшее раздувание баланса Федрезерва грозит окончательно подорвать способность ЦБ контролировать инфляцию, рост которой на фоне слабости рынка труда может полностью лишить рядовых американцев доверия к экономике собственной страны.
Публично подобное мнение высказал недавно глава Федерального резервного банка (ФРБ) Ричмонда Джеффри Лэкер.
"Представляется маловероятным, что силы, ограничивающие темпы восстановления экономики США, подвластны кредитно-денежной политике, – заявил он. – Дополнительное стимулирование на данном этапе, вероятно, приведет к повышению инфляции до нежелательно высокого уровня, при этом оказав мало реальной помощи экономике".
В итоге, сообщает агентство Bloomberg, руководству американского ЦБ, как и их коллегам в Европе и даже в КНР, вскоре, вероятно, придется решать вопрос о том, какой вариант развития событий представляется предпочтительней – Великая инфляция 70-х или Великая депрессия 30-х.
"Вопрос в том, чего вы больше боитесь – рисков взвинчивающейся инфляции или обвала в экономике", – отмечает сотрудник American Enterprise Institute и бывший главный специалист по определению кредитно-денежной политики ФРС Винсент Райнхарт.
На прошлой неделе решение о сохранении ставок приняли Банк Англии и Европейский центральный банк. Центробанк еврозоны повышал базовую процентную ставку в апреле и июле, каждый раз на 0,25 процентного пункта, на данный момент она составляет 1,5%. Банк Англии удерживает ставку на уровне 0,5%.
Банк Японии сохранил ставку в минувший четверг в рекордно низком диапазоне 0-0,1%.
При этом и ЕЦБ принял решение о возобновлении практики выкупа гособлигаций проблемных стран еврозоны, а Банк Японии расширил объем программы выкупа активов на 5 трлн иен – до 15 трлн иен ($189 млрд).
Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».