Ювелирный дом Zarina сделал ставку на франчайзинг в развитии системы сбыта.
3а последние четыре года после либерализации правил игры на ювелирном рынке в стране начало резко расти количество магазинов, специализирующихся на продаже драгоценных изделий. Правда, ювелирные розничные сети стали активно развиваться только полтора года назад. Появились Zarina, «Золотой Остап», «Кристалл», «Укрзолото» и другие. До этого в Украине долгие годы действовала только сеть Киевского ювелирного завода, образованная в 1994 г.
Первые магазины Zarina были открыты в июне 2006 г. Сейчас эта сеть состоит из 18 торговых предприятий, два из которых – собственные «Ювелирного дома Zarina», остальные работают на условиях франчайзинга.
На знакомство со столичным рынком понадобилось два года
В 2000 г. она купила в Черкассах самый большой ювелирный магазин «Рубин». «На тот момент в этот магазин практически не заходили покупатели, – вспоминает Наталья Нетовкина. – Но я себе поставила задачу – поднять его и сделать лучшим в городе». Когда через три года ей это удалось, руководить магазином она доверила своей лучшей подруге и невестке Светлане Нетовкиной, а сама уехала в Киев, чтобы сконцентрироваться на развитии торговой марки Zarina и оптовых продажах.
На знакомство со столичным рынком ей понадобилось два года. «Все что можно было сделать по привлечению оптовых партнеров за это время, я сделала. Чтобы повысить продажи, нужно правильно представлять товар, рекламировать его. А для этого необходимо иметь обратную связь с покупателями. Именно ее у меня и не было», – вспоминает Наталья. Она также понимала, что самостоятельно создать собственную сеть компания не сможет. Зимой 2006 г. возникла идея развивать ее с помощью франчайзинга. А уже весной на специализированной ювелирной выставке Нетовкина поделилась этой идеей со своими потенциальными партнерами. «Но ювелиры привыкли работать единолично, и многим сложно подчиняться единым правилам, быть в коллективе», – рассуждает Нетовкина. К тому же они очень осторожные бизнесмены, не любящие что-то менять в своем деле.
Оценивая ситуацию с позиции сегодняшнего дня, она считает, что хоть это и был правильный шаг, но очень рискованный. Причем в некоторых случаях риск был неоправданный.
Постепенно правила игры ужесточились
Не занималась Наталья и анализом дислокации торговых точек. «Когда я приезжала к партнерам из других городов, они меня убеждали, что их магазин находится в самом лучшем месте. Я доверяла их выбору, ведь люди живут в этом городе, к тому же вкладывают собственные средства в бизнес. В результате было открыто три магазина в неудачных местах. Сейчас один из них перенесли в более привлекательное место, а еще один пришлось закрыть».
Постепенно правила игры ужесточились. Уже через полгода главным условием для новых партнеров стала платежеспособность. Чтобы открыть магазин, партнер должен вложить около $25 тыс. в ремонт помещения, покупку и установку торгового оборудования, освещения. Но главное – они должны инвестировать $100-150 тыс. (в зависимости от площади магазина) в покупку большей части коллекции. На приобретение остальной части г-жа Нетовкина дает отсрочку на один-два месяца.
Внимательнее стали подходить и к подбору места расположения торгового предприятия. Перед тем как дать добро на открытие нового магазина, сама Наталья или специалисты выезжают на место, изучают поток покупателей.
Тщательнее стали подходить и к выбору партнеров. «Намного легче работать с людьми, способными быстро перестроиться, оставить старый опыт, – утверждает г-жа Нетовкина. – Очень легко складываются отношения с бизнесменами, которые до этого не работали в ювелирной отрасли. Они как чистый лист бумаги, на котором ты рисуешь то, что нужно для общего дела».
Партнеры стали проявлять больше понимания
Еще недавно было сложно убедить партнеров делать одну и ту же наценку – одни ставили 40%, другие – 100%. Но теперь они сами пришли к пониманию, что нужно устанавливать единую маржу. Причем эти условия касаются уже не только франчайзи, но и остальных магазинов, торгующих продукцией Zarina. «Я не хочу, чтобы торговлю франчайзинговых магазинов перебивали оптовые покупатели. И если они не будут выполнять наши условия по наценке или другим нашим стандартам продаж, то мы от таких партнеров будем отказываться», – заявила Наталья Нетовкина.
Сами партнеры предложили создать единую систему учета и контроля продаж. Это им стало необходимо, чтобы контролировать торговлю и свой персонал, а также для анализа работы, хотя раньше они отказывались от такой программы, когда ее им предлагали.
Для более продуктивного общения Нетовкина стала организовывать круглые столы, на которых партнеры рассказывают о возникших проблемах, а также делятся опытом. На одной из таких встреч она предложила совместно профинансировать рекламную кампанию, идея которой понравилась всем партнерам. «Я попросила, чтобы каждый магазин внес свою долю, зависящую от его объема продаж, в рекламный бюджет. Партнеры согласились, и в итоге оказалось, что они на 25% профинансировали кампанию. Конечно, можно было бы все затраты по рекламе заложить в оптовую цену, тогда не нужно было бы ни советоваться, ни ждать финансовой поддержки. Но я не хочу повышать цену на ювелирные изделия до тех пор, пока имя Zarina не станет брендом, а покупатели будут готовы за него платить», – рассказала г-жа Нетовкина.
Не все могут быть продавцами «ювелирки»
Когда сеть начала расширяться, конечно же, столкнулись с нехваткой квалифицированного торгового персонала. Хоть в компании и разработаны стандарты продаж, в которых прописано, как продавец должен встречать и провожать покупателя, преподносить продукцию, однако на деле получается не все так гладко. Каждый владелец магазина самостоятельно занимается подбором продавцов, с которыми потом проводятся тренинги. Наталья честно признается, что есть люди, которые даже после тренинга психологически не готовы работать в этой сфере: «Я прошу бизнес-тренера, чтобы он во время занятий внимательно наблюдал за аудиторией, а по окончании составил список людей, которые могли бы работать в магазинах Zarina, и тех, кому лучше заниматься другим делом». В компании даже создается картотека продавцов, в которой учитывается вся информация о работниках: как они прошли обучение; как обслуживают, в том числе и заметки «тайного» покупателя; какие делают выторги и проч. Но пока такая база создана на 50%.
Если говорить о работниках самого «Ювелирного дома Zarina», то их подбором занимается лично г-жа Нетовкина: «Когда я вижу хорошего человека с большим потенциалом, то сразу предлагаю ему работу. Часто бывает так, что встречаю такого человека, но у меня пока для него нет вакансии. Тогда честно ему говорю, что беру на работу, но пока не знаю, что он будет делать. И я обязательно найду ему применение. Этим и сильна наша компания, потому что использует потенциал человека. У меня ведь профессиональных торговых работников со специальным образованием всего три-четыре человека. В основном – бывшие учителя, военные, инженеры, компьютерщики, которые нашли себя на новом поприще».
Не обошлось и без разочарований. За все время от Натальи Нетовкиной ушли два ведущих специалиста. Первый – геммолог-товаровед (специалист по драгоценным камням), когда она еще работала в Черкассах. Второй – опять-таки геммолог, но уже в Киеве. «Я старалась расстаться с этими людьми хорошо. Конечно, немного обидно, когда в человека вкладываешь душу, средства на образование, даешь кредиты, поддерживаешь в трудные минуты, а он переходит работать в другую компанию. Но, наверное, так надо, чтобы в жизни происходили и подобные события, – философски рассуждает Наталья. – Мне важно не только, чтобы люди были хорошими специалистами, но также проявляли по отношению ко мне человеческие качества и лояльность. Чтобы во всем и всегда я могла на них положиться».
Франчайзинговая сеть будет расти
А вот франчайзинговая сеть будет расти. Пока в компании придерживаются нормы: один магазин на 200 тыс. жителей, но со временем будут размещать одну торговую точку на 100 тыс. человек. «Если мы подписали эксклюзивное соглашение с одним партнером, то уже другому, магазины которого расположены в этом же районе, свою продукцию не продаем», – заверила Наталья Нетовкина.
В настоящее время франчайзинговые магазины в объеме реализации продукции компании занимают около 30%. Но в планах владельца «Ювелирного дома Zarina» – за два-три года довести этот показатель до 80-90%.
Помимо этого, г-жа Нетовкина намерена освоить в Киеве производство ювелирных изделий, которых в стране еще никто не производил. Она не стала вдаваться в подробности, только сказала, что уже нашла в столице предприятие, с которым заключила соглашение о сотрудничестве. Теперь нужно закупить оборудование и освоить новые технологии.