Микеланджело Антониони проявил себя как нонконформист. Его творчество не вписывалось в привычные рамки.
Феллини, Куросава, Бергман и Антониони по праву считаются символами мирового кинематографа XX столетия. Известный режиссер Бернардо Бертолуччи сказал недавно, что двое последних были равны по масштабу дарования, новаторскому вкладу в кинематограф. И вот один за другим они недавно покинули этот мир. Болезнь приковала к креслу Антониони более чем на двадцать лет. Он стал узником своего тела, но его живые глаза выдавали в нем гениальный и по-прежнему активный ум. Доказательством тому служит хотя бы его известнейший фильм «За облаками», сделанный в четыре руки с Вимом Вендерсом в 1995 г.
Ничто не предвещало Антониони, что он станет культовым кинорежиссером. Будущий мэтр окончил Высшую школу экономики и коммерции, работал в банке, пока впервые не заглянул в объектив кинокамеры, по его словам, в сумасшедшем доме, где он собирался снимать любительский фильм о душевнобольных, который так и не снял. Есть такая легенда. Продюсера Дино Де Лаурентииса заинтересовало творчество молодого кинематографиста Антониони, и он доверил режиссеру проект нового фильма, даже заплатил ему аванс. По прошествии некоторого времени Микеланджело охотно поведал продюсеру о том, что придумал: «Компания друзей, совершающая круиз, высаживается на пустынный остров, и вдруг одна девушка пропадает». Дино навострил уши, начало было многообещающим. «И что же с ней произошло?» – поинтересовался он. «С кем, с девушкой? – переспросил Антониони. – Ну, этого я уж не знаю». Де Лаурентиис потребовал вернуть ему деньги.
Он не был уравновешенным, молчаливым или умиротворенным, более того, чаще и охотнее всего любил спорить. Вера Антониони в собственные силы была непоколебимой. Пикассо всегда был уверен в том даре, который был в нем заложен, Паваротти удостоверился в превосходстве своего голоса, взяв самые высокие ноты в своем «Я стану победителем!». А Микеланджело твердо знал, что обладает видением, способностью проникнуть в глубь реальности. Многие утверждали, что его фильмы исчерпываются образным рядом, что он не умеет или не хочет рассказывать. Но книга Антониони «Аллея Боулинг на Тайбер-ривер» говорит об обратном. Возможно, создав в своей жизни только лишь это произведение, он уже мог бы прославиться как писатель.
Ретроспективу под названием «Реквием по Антониони», состоящую из восьми фильмов Микеланджело Антониони, организует Международный кинофестиваль «Молодость». Она начнется 4 октября в кинотеатре «Киев».
Поэт некоммуникабельности Первая самостоятельная работа Антониони «Люди с По» (1943) о бедняках, живущих в долине этой реки, предвосхитила появление двумя годами спустя неореализм. В 1957 г. Антониони знакомится с актрисой Моникой Витти, которая снялась в главной роли его фильма «Приключение» (1960). Эта лента принесла кинорежиссеру мировую известность. Считается, что вместе с последующими фильмами – «Ночь» (1961), «Затмение» (1962) и «Красная пустыня» (1964), в которых также снялась Моника Витти, «Приключение» образует своего рода квадрологию. Она посвящена людям, утратившим способность к близким человеческим отношениям и безуспешно ищущим выход из одиночества. Одиночество героев передавалось на экране с помощью визуальных средств: долгие «медленные» кадры, сосредоточенные на отдельных предметах, и общие планы, где почти ничего не происходит, начинали жить своей собственной жизнью. Этот новый способ раскрытия человеческой психологии средствами кинематографа стал наиболее значительным открытием Антониони в области киноязыка. Он оказал большое влияние на дальнейшее развитие мирового кинематографа. В 1966 г. в Лондоне Антониони снял свой самый коммерчески успешный фильм «Фотоувеличение». В США – культовый левацкий «Забриски Пойнт» с музыкой Pink Floyd. В Великобритании – «Профессия – репортер» (1975) с Джеком Николсоном в главной роли. Микеланджело Антониони, названный французской критикой «поэтом отчуждения и некоммуникабельности», известен также как писатель и живописец, соавтор сценариев всех своих фильмов.