На форуме Future Media («Медиа будущего»), которое организовало «РИА Новости», вопросы жизнедеятельности СМИ сегодня и завтра обсуждали представители ведущих изданий из разных стран, интернет-структур, таких как Googleи SUP (которой принадлежит популярный блог-хостинг LiveJournal, сайт «Газета.Ru» и ряд других ресурсов), именитые эксперты, такие как мобильный консультант Леди Гаги, представители сферы образования.
Помимо неоднократно обсуждаемых ранее трендов – таких как использование в коммуникации соцсетей и мобильных устройств – участники обсуждали вопросы глокации (локально-глобального контента), необходимость введения в школах предметов об этике и целях поведения в интернет, а главное о том, что понятия офлайн и онлайн постепенно исчезнут.
СМИ и журналисты: радикально новый ракурс
СМИ стали посредником, тогда как ранее они выполняли функцию проповедника. То есть они сейчас не компилятор новостей, а фильтр в море информации, которая уже исчисляется зетабайтами.
По сути, Google сейчас тоже является средством массовой информации, поскольку выполняет функцию фильтра. Более того, представители гиганта поиска признаются, что «Google не дает ответы на все вопросы, а лишь стремится помочь людям найти их».
Одна из реально существующих проблем состоит в том, что информация – это «вода», ложь и дублирование. А повсеместно принятая журналистика формата «копипаст» продолжает увеличивать ее объемы. К примеру, «Википедия» ставит перед собой задачу «собрать хотя бы 1 Гб информации, но такой, чтобы получить реальные знания».
Наталья Лосева, заместитель главного редактора РИА Новости: «Что нужно СМИ, чтобы попасть в центр интереса читателей? Играть роль фильтра и верификатора информации. Иметь активности, к примеру, только для пользователей соцсетей. Иметь фишки – причем только ваши». Помимо этого никто не отменял оперативность в случае важных масштабных новостей и обратную связь.
Профессия журналиста стала другой. Правда, какой именно, пока еще мало кто берется описать. Под давлением соцсетей и блогосферы журналистике как профессии уже несколько лет подряд прочат умирание. Однако на самом деле пессимистичный прогноз вряд ли сбудется, эксперты скорее верят в трансформацию. Один из участников FutureMediaпредположил, что журналисты в конечном итоге станут «мультимедийными продюсерами». Это не то что не «копипастер», но интерпретатор и режиссер по своей сущности. Это новая профессия, которой в системе образования пока нет.
Эксперты не понаслышке знают, что серьезная журналистика требует больших затрат и не приносит денег. Поэтому все ожидают появления новой парадигмы журналистики. Один из способов оставаться на плаву под давлением, а также способ дать понять «жителям» соцсетей и блогеров, что необходимоизменять характер текстов. Поскольку носители и платформы стали новыми , саму информацию нужно подавать другим языком.
Будущее медиа – соцсети
В последние несколько десятилетий радикально изменилась схема пребывания человека в интернет. В 90-е гг. было присутствие (browse), в2000-е поиск (search), в 2010-е стало познание (discover). Теперь люди изучают контент новыми способами: они смотрят, что публикуют друзья и увлеченные какой-то темой знакомые в соцсетях, поглощают информацию и распространяют далее.
«Произошел переход от мудрости толпы к мудрости людей, которых вы знаете, – рассказывает Ангела Це, директор по развитию крупнейшей соцсети Facebook. – Я, и мои друзья по всему миру потребляем значительное количество контента через Facebook. Я могу перемещаться по медийному ландшафту, не выходя из своего аккаунта, мне кажется, что оставаясь здесь я ничего не упускаю. Более того, мое медиапотребление стало более разнообразным, и я потребляю статьи, которые уже нашли , оценили ипорекомендовали мои друзья». Кстати, согласно статистике, более половины американцев получают информацию от друзей и им доверяют больше, чем профессиональным критикам.
Как отметил Мадхав Чиннаппа, глава Strategic Partnerships, Google Networks EMEA, «ранее новости искали в газетах, в репортажах по телевидению. Сейчас на передовых позициях Wikileaks, Youtube, Twitter, Facebook. Ранее, чтобы продвинуть новость, нужно было иметь издательство – с дистрибуцией, журналистами, коллективом редакторов. Теперь достаточно вышеназванных каналов».
На эти же каналы рекомендует обратить внимание Ральф Саймон, стратегический мобильный консультант Леди Гаги. «По сравнению с 2007 в 2010 г. количество часов видео, загруженных через Youtube увеличилось в 8 раз». Он также указал на крайне важный тренд – объединение трендсеттеров, шоубизнеса и моды в соцмедиа. Другими словами, тренды уже сейчас создаются в соцсетях, а не отдельными людьми в своей сфере.
Развитие технологий постепенно стирает границы – административные, общественные и даже языковые, выводя на первое место связи между людьми.
Новое слово – «глокация»
Это слово вошло в активный словарь ведущих мировых экспертов и вскоре станет массово употребляемым и понятным.
Локализация контента и ранее была важна. Но сейчас она становится глобальной. Это означает, что люди прежде всего читают о том, что происходит в их регионе, локальные новости, при этом для них важен глобальный контекст происходящего. Также возможна обратная схема, когда глобальный мир влияет на локальные события. Например, революции в арабских странах произошли во многом потому, что жители страны поняли, что их локальные проблемы могут получить глобальную огласку, причем усилиями каждого отдельного человека.
Как выразился Ральф Саймон, переиначив известную фразу, «Думайте глобально, действуйте глокально».
Полиплатформенность
Для любого информационного продукта необходимо привлекать максимальное количество платформ и гаджетов, не зацикливаясь на 1-2-х, потому что медиа будущего достигают людей там, где они уже есть.
Помимо лояльности к СМИ, которая возможна для редких медиа на рынке, существует лояльность к определенным платформам. Глава медиакомпании SUP Аннелис ван ден Бельт: «Ресурсы уже не смогут существовать обособленно, сами по себе. Им придется интегрироваться с другими площадками, чтобы доставить информацию своему пользователю, где бы тот ни находился». Например, Chempionat.ru – это глубоко интегрирования социальная площадка с блогхостингом LiveJournal (оба входят в холдинг), через несколько минут после начала матча на сайте появляются тысячи комментариев. Причем эта социальная активность интегрирована с работой журналистов, которые ведут профессиональные репортажи..
Для массовых и специализированных изданий такая модель дает возможность показать комплексное видение, а не только «вид из редакции». Huffington Post – хороший пример интеграции портала с соцсетями, оптимизации трафика и кросс-платформенного взаимодействия с читателями. Это одна из наиболее популярных новостийных информационных платформ и групп в Facebook.
Выкройка для будущего СМИ
СМИ пока не научились зарабатывать онлайн, но не только СМИ. Монетизация в интернет остается огромным открытым вопросом.
Существует мнение, что для того, чтобы понять, где деньги, нужно разделять медиа и журналистику (т.к. деньги для них находятся в разных плоскостях). Другими словами, журналистику считают серьезным трудом – умственным и моральным (репортажи из Ирака, расследования и т.п.), их финансирует общество, тогда как медиа – это развлечения, под которые привлекают рекламодателей.
Мадхав Чиннаппа: «Остро стоит вопрос доходов. Кто-то сейчас понимает как на этом можно зарабывать? Я – нет. Мы все находимся в промежуточной стадии, экспериментов. Но я верю, что неудачи – необходимая часть процесса».
Возможно, украинский рынок еще не скоро придет к пониманию, но тренд в западном мире уже существует – привлечение рекламодателей не под контент, а к реальным читателям. В связи с этим главный редактор Guardian Алан Расбриджер уверен: «Если вы не открыты к изменениям, то можете все потерять, поскольку новый тренд – открывать всю информацию, чтобы более привлекать рекламодателей. Рекламодатели платят не за контент, а за реальных читателей».
Важное понимание, что традиционные медиа и новые – не конкуренты. К такому выводу приходят многие эксперты. Замглавного редактора агентства Assotiated Press Томас Кент считает, что социальные сети и блоги не вытеснят традиционные СМИ, так как большинство людей доверяют проверенным источникам информации и тем медиа, которые следуют определенным стандартам.
Набирает силу тренд геймификации. Аудиторию портала последнее время сравнивают с фанатами, сильными приверженцами, потому что именно эти люди готовы рекомендовать портал. Поэтому было бы хорошо дополнить хорошую журналистику фанатской базой, которая может стать мостиком в интеграции мира старых и новых медиа с точки зрения поведения и ожидания аудитории.Фанатам нужно что-то бесплатное. Модель, которая состоит в том, чтобы вначале дать бесплатный контент, а потом, когда человек «подсаживается», предлагать что-то более глубокое, но за деньги, работает во многих сферах. К примеру, упомянутый выше Huffington Post делал приложения формата «Предскажи новость – Когда выйдет новый альбом Леди Гага или каким у нее будет платье, из рыбы или мяса».
Есть и другие модели, например, для замены подписки. Посетитель заполняет вопросник, связанный со спонсором, в этом случае бренд платит и за то, что информация доставлена потребителю и за информацию о потребителе. Копирование подходов не спасет. А возможностей разнообразия и поиска отличий в сети – много (это если смотреть помимо позиционирования СМИ в традиционных категориях).
Китайский философ Сунь Цзы говорил: «Жизнь – и есть перемены. Однако наперед ничего предсказать нельзя». До сегодняшнего дня СМИ розвивались постепенно и взвешенно. Но парадигма изменилась. Самая успешная парадигма сей час в том, что необходимы перемены. Чем больше их будет – экспериментов, проб, ошибок – тем более жизнеспособным будет медиа.
Читайте также другие материалы спецпроекта "Онлайн"-"офлайн". Границы стираются"