Легче не допустить наложения экономических санкций на компанию, чем их оспорить
Если в стране есть регулирование государством цен и тарифов, то должен быть и орган, который следит за соблюдением механизма. До недавних пор это была Госинспекция по контролю за ценами. В марте этого года Кабмин, реагируя на соответствующий указ Президента, ликвидировал ряд органов исполнительной власти, в том числе и инспекцию по ценам.
Повлечет ли подобная ликвидация какие-либо новшества, покажет время, а пока практика была такова: контролирующему органу были интересны субъекты с достаточно большим оборотом, что могло позволить применить внушительные экономические санкции. Очень долго и не всегда с ожидаемыми результатами пострадавший субъект оббивал пороги вышестоящих государственных органов и судебных инстанций для защиты своих прав. Во многом такой исход мог быть связан с отсутствием должного внимания к процессу самой проверки и непривлечением уже на начальном этапе компетентных юристов, ведь в Украине куда проще не допустить наложения экономических санкций или уменьшить их размер, чем потом бороться за отмену взыскания.
Если фирма попадала в черный список территориального органа инспекции по ценам, то ей было не избежать плановой проверки, особенно если по результатам предыдущей проверки в отчетах инспекции были указаны хорошие показатели экономических санкций.
Секретом Полишинеля является то, что каждый контролирующий орган периодически подает в вышестоящий орган сведения об экономических санкциях, наложенных на субъекты хозяйствования. И если эта сумма недостаточна, то руководителей, не обеспечивших достижения необходимых показателей, ждут неприятности.
Внутренние юристы компании часто не владеют информацией: каким образом нужно себя вести при проверках государственных органов. Здесь и приходит на помощь внештатный юрист. Но нужно не забывать, что привлеченный юрист должен быть хорошо знаком с настоящим положением дел в компании. В моей практике был случай, когда руководитель фирмы воспользовался услугами внештатного юриста, но не обязал своих сотрудников предоставлять ему всю информацию по оформленным сделкам, касающуюся реализации товара, предельная цена на который устанавливалась законодательством и была предметом проверки. Соответствующим был и результат: когда инспектор проверяющего органа получил эти документы первым, то составил акт проверки с рекомендуемой сумой наложения экономических санкций и вынесением соответствующего решения.
Для защиты прав субъекта хозяйствования законодатель предусмотрел уведомление субъекта о запланированном проведении проверки за десять дней до ее начала. Но на практике подобные «письма счастья» руководители фирм не всегда получают вовремя. Компания Х сотрудничала с юридической фирмой, юристы которой указали руководителю на возможность не допустить к проверке инспекторов в связи с отсутствием надлежащего уведомления. Дело в том, что компания получила уведомление о проведении проверки за девять дней до ее начала. Инспекция обратилась в суд с целью обязать компанию допустить ее к проведению проверки, а у фирмы в свою очередь появилось больше времени для подготовки.
Я часто сталкивалась с проверками инспекций, которые были осуществлены с нарушением процедуры. Но когда инспекцией уже вынесено решение о наложении санкций, подан административный иск в суд, субъекты хозяйствования «просыпаются» и начинают рассказывать о нарушении своих прав при проведении проверки. Однако вы допустили инспектора и предоставили документы? В таком случае, будьте добры, платите!
Время всегда играет на пользу субъекта хозяйствования. Согласно законодательству применение экономических санкций ценовыми инспекциями возможно не позже, чем через год после дня нарушения. В одной украинской фирме, занимающейся реализацией муки, в 2010 г. была проведена проверка инспекцией по ценам. По ее результатам составили акт с указанием нарушения распоряжения городской администрации о предельном уровне рентабельности. Фирма признала, что нарушение было, но в своих возражениях на акт проверки руководитель под пристальным вниманием юристов написал: «Так как нарушение допущено в конце 2008 г., инспекция не имеет права выносить решение о применении экономических санкций в связи с тем, что срок, предусмотренный ст. 250 Хозяйственного кодекса Украины, прошел». Подобная оговорка уберегла фирму от вынесения противозаконного решения инспекцией и дальнейших судебных тяжб, что повлекло бы за собой дополнительные финансовые затраты.
В каждом конкретном случае квалифицированный юрист, изучая деятельность предприятия, посоветует, каким образом избежать необоснованного привлечения к ответственности или хотя бы как уменьшить экономические санкции, которые могут быть наложены на организацию за нарушение законодательства о ценообразовании