Новая книга – иллюстрированное пособие для тех, кто готов увидеть правду в советской эпохе. К тому же это вдумчивая и качественная полиграфическая работа
«Архитектурная книга по умолчанию – книга с картинками, – рассуждает Ерофалов. – Я и сам с детства люблю разглядывать картинки, ведь иллюстрация – это сообщение, которое приходит к потенциальному читателю еще до поглощения текста. Но даже до иллюстративной информации «потребитель» книги может получить целый ряд сообщений. Во-первых, почувствовать, что она толстая, во-вторых – матовая. Кто более внимательный, заметит каптал из классного материала. Круглый корешок сегодня тоже редкость, как и глубокая, правильно сделанная биговка (бороздка, отделяющая обложку от корешка. – Прим. ред.)».
Содержание книги составляют самостоятельные очерки и интервью с киевскими архитекторами, перемежаемые многочисленными иллюстрациями (534 черно-белых и 67 цветных изображений!). Это скорее эскиз, нежели фундаментальное и непрерывное повествование. Концепция «заведомой и честной субъективности» позволила автору избежать упоминания заурядных объектов (вроде Теремков, Радужного, Борщаговки и проч. жилмассивов), уделив ресурсы внимания изящным, вписанным в городскую среду проектам 1930-х Иосифа Каракиса, египетскому по масштабам зданию Совмина (ныне Кабинета министров) классициста Ивана Фомина, каркасным сооружениям Игоря Лебедича (включая стальной монумент «Родины-матери», открытый в 1981 г.) и проч. В книгу также вошли иллюстрированные описания конкурсных мегапроектов, так и нереализованного комплекса Правительственной площади (1930) и конкурса по восстановлению Крещатика (1944-1960). Один из центральных эпизодов «Архитектуры советского Киева» – интервью с создателями «Стены Памяти» в районе крематория на Байковой горе. В 1982 г. это 200-метровый скульптурный рельеф по решению Госстроя УССР был залит бетоном.
«Хотя в Киеве очень много новых построек, в большинстве своем все это архитектура «второго ряда», особенно с точки зрения мировых стандартов, – делится выводами автор. – Вместе с тем в этой провинциальной заурядной массе строений есть и жемчужины – вершины мирового значения. И среди них многое недооценено. Например, следует выделить 1930-е – самые плодотворные для киевской архитектуры годы. Конечно, послевоенное десятилетие было временем угасания и «мелкотравчатости» (Феллини, посетивший сельскохозяйственную выставку в Москве, назвал архитектуру отстроенных в 1954 г. павильонов «бредом пьяного кондитера». – Прим. ред.). Но в период своего расцвета сталинская архитектура породила массу фантастических объектов, абсолютно вписывающихся в контекст такого мощного международного явления, как ар-деко. Сегодня, когда нувориши ублажают себя «историческими стилями» в духе второй половины XIX в., то есть заведомой эклектикой и безвкусицей, то, что было сделано в 1930-х, во многих случаях выглядит более современно, тонко и продвинуто».
Русский религиозный философ Николай Бердяев (1874-1948), детство и юность которого прошли в Киеве, писал: «Коммунизм должен быть преодолен, а не уничтожен. В высшую стадию, которая наступит после коммунизма, должна войти и правда коммунизма, но освобожденная от лжи». Тем, кто готов следовать данному принципу и при этом интересуется советской архитектурой, несомненно, стоит заглянуть в новую книгу