Site icon Companion UA

«…Тогда мы идем к вам!»

Индийцы на живописной Сумщине пытаются делать бизнес, приучая украинцев заботиться о своем здоровье.


Xороших курортов в Украине пока не так много. После развала Советского Союза большинство здравниц пришли в упадок. И только в последние годы инвесторы начали обращать внимание на этот сегмент рынка. Но на восстановление здравницы, в которой могли бы одновременно отдыхать до 500 человек, необходимо $20-25 млн. Вложенные средства возвращаются через 8-10 лет. Один такой проект ведет Jaina company, восстанавливающая «Сосновый spa-курорт «Буймеровка»-1936» (Ахтырский район, Сумская область) и инвестировавшая в него уже более $10 млн.


Выбор
Выбор на Буймеровку пал по двум причинам. Первая – хорошая экология. На десятки километров вокруг раскинулись леса, нет производственных предприятий. Поблизости находятся источники воды, имеющей лечебные свойства. Джаин Майанк, президент Jaina company, обратился в Министерство культуры и туризма и в областную администрацию с ходатайством, чтобы не изменялся статус данной территории как рекреационной зоны.


Вторая причина – финансы. Земля в регионе пока относительно недорогая. «Когда мы покупали этот объект, он был полностью разрушенным: все, что можно было, там разворовали. В течение двух лет мы проводили восстановительные работы, и этот процесс продолжается до сих пор. Первых гостей приняли 10 декабря 2004 г.», – продолжил свой рассказ г-н Майанк. Когда же курорт будет полностью достроен (по плану – в 2010 г.), то здесь могут одновременно находиться до 500 человек. Пока введены в эксплуатацию основная часть инфраструктуры и четвертая часть основных фондов, в которых уже могут отдыхать до 130 гостей.


Поэтапный запуск курорта позволяет инвестору ускорить возврат вложенных средств. Но отдыхающим приходилось мириться с тем, что они находятся фактически рядом со стройплощадкой. Так, только недавно закончено строительство открытого бассейна прямо в центре территории. Кстати, необходимость его возведения подсказали сами отдыхающие. Ведь курорт хоть и находится на берегу Ворсклы, но купаться в ней сложно – река сильно обмелела. А в spa-салоне бассейн маленький – всего 2х3 м. Руководство обещает, что сооружение остальных корпусов уже не помешает гостям отдыхать, поскольку они будут находиться в стороне от центральной части курорта.


После того как комплекс полностью будет достроен, руководство курорта планирует вывести его на 4-звездочный уровень.


Позиционирование
Руководство решило развивать «Буймеровку» по двум направлениям: как курорт для отдыха всей семьи и как конгресс-отель. В качестве изюминки отдыхающим предложили spa- и аюрведические процедуры. Правда, пока spa-салоном могут воспользоваться далеко не все отдыхающие, так как его пропускная способность небольшая – всего шесть человек могут одновременно находиться в сауне плюс еще три человека – принимать аюрведические процедуры. Разумеется, что для курорта это очень малая цифра. Поэтому в планах – строительство отдельного корпуса для занятий аюрведой.


По словам Джаина Майанка, его курорт рассчитан на обеспеченных людей (с доходом от $500 в месяц на члена семьи), которые уже не раз отдыхали за рубежом и теперь хотят провести отпуск внутри страны. По мнению людей, отдыхавших в Буймеровке, доход должен быть существенно выше. Посудите сами, например, недельное проживание в бунгало на условиях полупансиона (завтрак и ужин) на двоих сейчас обойдется в 4617 грн., разместившись в отеле можно сэкономить 500 грн. Если же захочется еще и оздоровиться, на это нужны дополнительные средства. Стоимость аюрведических процедур колеблется от 140 грн. до 540 грн.


Стоит отметить, что в Буймеровке фактически нет увеселительных заведений. Хотя здесь можно покататься на велосипедах, поиграть в теннис или просто побродить по лесу.


Проблемы
«Когда покупали это простаивающее заведение, то не было никаких проблем. Они стали возникать после начала работы. И чем больше работаем, тем больше их становится. Основная проблема – коррупция. Чиновники любого звена не выполняют свои обязанности, ожидая за свою работу различных вознаграждений. Как я понимаю, мы не исключение», – пожаловался г-н Майанк. Так, в Буймеровку в мае нынешнего года должны были прилететь из Индии шесть специалистов (по аюрведе, менеджер по курорту, менеджер по сервису ресторана, повар, администратор и специалист по охране гостей). Все документы на их трудоустройство были оформлены. Однако посол и консул посольства Украины в Дели не дали им разрешения на въезд в страну. «Чиновники хотели, чтобы я лично приехал к ним с определенным вознаграждением, – рассказал Джаин Майанк. – Но я сказал, что мы такие действия не приветствуем. Я был на приеме у заместителя министра Министерства иностранных дел и сообщил ему о создавшейся ситуации. Он ответил, что правда на нашей стороне, и завтра же этот вопрос будет решен. Однако до сих пор ничего не изменилось. Не раз уже говорилось о коррупции, существующей в украинских посольствах за рубежом. Особенно она обострилась в период безвластия в Украине. Люди чувствуют свою безнаказанность».


Еще одна проблема, о которой поведал г-н Майанк, – непонимание должностными лицами, что курортный бизнес – важное направление для экономики Украины. «Одного нашего желания и возможностей недостаточно, чтобы поднять отрасль. Здесь необходим и государственный подход. Почему украинцы должны ехать в Турцию, Египет или другие страны и тратить там свои деньги? Ведь в Украине прекрасные природные ресурсы. И если создать хорошие условия для отдыха, то народ будет с удовольствием тратить деньги у себя в стране. К тому же в такие места любят приезжать отдыхать и иностранцы», – рассуждает г-н Майанк.


Кадры
В советские времена в Украине была сильная школа курортологии. Но сейчас многие здравницы закрылись, специалисты или разъехались, или переквалифицировались. «Люди в Украине талантливые и способны быстро обучаться, – делится своими впечатлениями Джаин Майанк. – Поэтому привозим из-за рубежа ведущих специалистов, которые одновременно работают и обучают. Но проблема состоит в том, что в Украине не существуют традиции гостеприимства – у обслуживающего персонала нет привычки быть приветливыми с отдыхающими. Для того чтобы выработалась такая привычка, нужно время». Как быть приветливыми, демонстрируют зарубежные специалисты, которых привозит Дж. Майанк. Сегодня в Буймеровке количество иностранных работников составляет 5%. Чтобы поднять обслуживание на необходимый уровень, их количество будет доведено до 15%. Но со временем их доля станет постепенно снижаться.


Кадровая проблема еще долгое время будет тревожить руководство предприятия. Ведь на курортах высокого уровня соотношение обслуживающего персонала и отдыхающих должно быть 1:1. Сейчас же в Буймеровке работают около 100 человек, и только около 20 – профессионалы. При выходе на полную загрузку придется штат увеличить почти в 5 раз.


Продвижение
Привлечь посетителей в здравницу можно несколькими способами. Наименее затратный – с помощью так называемого сарафанного радио, когда о курорте с хорошим сервисом и эксклюзивными услугами рассказывают друзья, знакомые, сослуживцы. Это самый надежный способ продвижения здравницы, правда, требующий много времени. Более затратный, зато ускоряющий процесс привлечения посетителей, – инициирование появления статей в СМИ. Для этого журналистов различных изданий привозят на курорт и демонстрируют им все те услуги, которые может предоставить здравница. Еще более затратный способ – реклама в журналах и на телевидении. На такие инвестиции стоит идти только тогда, когда предприятие будет готово принять большое количество отдыхающих.


Пока г-н Майанк основное внимание уделяет первому и второму способу продвижения. Ведь в отличие от таких курортных мест, как Миргород, Моршин, Трускавец, о Буймеровке мало кто знает. «На первом этапе для нас самым важным было выяснить, насколько отдых вообще будет востребован в Украине. Мы проводили расчеты, основываясь на мировом опыте, свидетельствующем о том, что как только люди начинают интенсивнее работать, износ организма увеличивается. И они сами должны следить за своим здоровьем. Им необходимо вкладывать средства в оздоровление, в полноценный отдых. Понимание этого начинает приходить только сейчас».


Новые проекты
Анализируя свой первый опыт и ситуацию на рынке, руководство Jaina company приняло решение и дальше развивать курортное направление своего бизнеса. Для этого были куплены еще пять простаивающих здравниц в разных областях Украины. На некоторых объектах уже ведутся восстановительные работы. В планах г-на Майанка – вывести эти здравницы на полную загрузку в течение ближайших пяти, максимум десяти лет. Тогда в них одновременно смогут отдыхать еще 2,5 тыс. человек. В эти проекты уже инвестировано $10 млн. Но чтобы объекты ввести в эксплуатацию, необходимо более $100 млн. «Для решения такой задачи мы хотим привлечь стратегических инвесторов. Я не исключаю, что для этого пойдем на корпоратизацию. В качестве инвесторов могут выступать местные и иностранные компании, а также физлица. Но, как показывает практика, для украинцев более интересны проекты с меньшим сроком окупаемости. Ведь мировая практика свидетельствует, что возврат инвестиций в таких проектах происходит в течение 8-10 лет. Однако я надеюсь, что на растущем украинском рынке данный бизнес окупится за 5 лет», – заявил г-н Майанк.


Помимо развития курортного направления, Джаин Майанк планирует производить в экологически чистых районах без использования стимуляторов продукты растениеводства и животноводства, которыми будет обеспечивать отдыхающих.






Учение о нестарении
Аюрведа (санскр. ajur – нестареющий; непреходящий, veda – ведание, знание; священное знание) – индийское «учение о нестарении» или «знание долгой жизни», которому более пяти тысяч лет. Аюрведа представляет собой искусство повседневной жизни в гармонии с природой и ее законами. Это цельная и полная система медицинских знаний (профилактика и излечение болезней, учение о темпераментах и физиологии, а также о здоровом образе жизни).






«Размытость позиционирования опасна»


Андрей Длигач, генеральный директор группы компаний Advanter Group:
– Безусловно, бизнес, описанный в статье, перспективен в Украине. Вместе с тем хотел бы предостеречь от переоценки потенциала рынка. И это касается как внутреннего туризма, так и привлечения иностранных туристов, о чем свидетельствуют наши ежегодные исследования.
Позиционирование представленного проекта размыто. Попытка представить его как место отдыха и оздоровления и вместе с тем как конгресс-отель объяснима с точки зрения стремления к заполняемости, но не оправдана с точки зрения маркетинга. Размытость позиционирования отражается и на несбалансированности комплекса услуг.
Анализ поведения потребителей (исследования проводились в 2006 и 2007 гг.) показывает, что основным мотивом посещения лечебно-оздоровительных комплексов (санаториев) как на территории Украины, так и за ее пределами является стремление совместить отдых и оздоровление. Мотивы – отсутствие возможностей для качественной диагностики организма в рабочее время (в первую очередь дефицит времени), стремление улучшить внешний вид (благодаря использованию косметологических возможностей центра плюс занятия спортом), отсутствие времени для проведения полноценного комплекса необходимых лечебно-профилактических процедур. Мотивами выбора в качестве места отдыха Украины людьми, имеющими средний и высокий доход, являются привычка проводить отпуск на территории Украины, врачебные показания, отсутствие возможности надолго покидать страну, сложности с планированием отдыха.
Если же говорить о сроках возврата инвестиций, то пять лет – достаточно оптимистичная оценка. Реалии свидетельствуют, что подобные проекты будут окупаться в Украине за 7-10 лет. Хотя планы компании по развитию целого комплекса проектов могут позитивно сказаться на сроках окупаемости.
Для продвижения здравницы выбраны традиционные каналы. «Друзья-знакомые» и создание определенного информационного шума в СМИ – далеко не единственные эффективные способы продвижения. Мы рекомендовали бы обратить внимание на продвижение через врачей и частные клиники, турагентства, а также компании, занимающиеся проведением тренингов, корпоративных мероприятий и конференц-сервисом. Может быть задействован и вирусный маркетинг, и другие инновационные методы продвижения. Продвижение необходимо рассматривать на трех уровнях – PR самой местности (это может быть партнерский проект), продвижение «курорта для отдыха» и продвижение конгресс-отеля. В каждом случае будут задействованы свои каналы, что даст возможность перейти к интегрированным маркетинговым коммуникациям.
Также можно уделить внимание и тому факту, что 2008 г. объявлен Президентом Украины годом туризма и курортов.







«Сегмент внутреннего туризма узок»

Аркадий Маслов, коммерческий директор компании «Тез Тур»:
– В Буймеровке действительно хорошая экология и красивейшая природа. Но гостинично-туристический бизнес в Украине сегодня мало выгоден. Окупаемость отеля, например, на побережье Анталии составляет четыре-пять лет. Стоимость отеля – порядка $100 млн., одинакова как в Анталии, так и в Украине. Но при одинаковых инвестициях срок окупаемости отеля в Украине будет значительно больше.
Тому есть несколько причин. В Турции, как и в других туристических странах, принята государственная программа поддержки туристического бизнеса. Она работает как надежный механизм (промостраны за рубежом, поддержка государства в продвижении отелей). В Украине на сегодняшний день нет индустрии туристического бизнеса, развитой инфраструктуры, а также нормальных аэропортов и дорог.
Желание перенести сюда частички другой страны (кухня, повара, медицина, сервис) похвально, но в стране все это приобретает национальную окраску, при этом не всегда хорошую.
Возможно, если компания привезет специалистов из Индии (а это возможно, так как зарплата у них очень низкая), организует поставку масел, то на протяжении некоторого времени услуги отеля будут очень востребованы. В Украине любят следовать моде. Модно заниматься йогой – все занимаются ею, модны аюрведические процедуры – все едут в Индию. Но, как известно, моде свойственно меняться…
Кроме того, сегмент внутреннего туризма в Украине рассчитан на иностранцев или государственных чиновников. Значительная часть людей все же предпочитают ездить по всему миру.

Exit mobile version