На вторичном рынке ожидается снижения доходности ОВГЗ до конца года. Таковы прогнозы аналитиков АРТ Капитал, которые рекомендуют их к покупке.
До конца сентября Минфину необходимо погасить 9 млрд.грн. по ОВГЗ, что увеличит ликвидность банковской системы и приведет к снижению доходности на вторичном рынке.
Спрэд доходности между рынком и Минфином достиг 4 пп. Три месяца Минфин не привлекал финансовые ресурсы на первичных аукционах (эпизодические размещения на несущественные суммы во внимание брать не стоит). В то же время НБУ использовал весь арсенал административных мер по борьбе с инфляцией, которые в частности, включали снижение ликвидности рынка, что привело к существенному росту ставок на вторичном рынке. В результате спрэд доходности между кривой первичных аукционов (по последним размещениям) и вторичным рынком достиг 4 пп. Спрэд между Еврооблигациями и ОВГЗ расширился. Доходность суверенных евробондов Украины в конце августа по сравнению с концом мая выросла в среднем на 0,6 пп, а максимально по кривой на 1,0 пп. В то же время доходность ОВГЗ за аналогичный период выросла на 3,4 пп, а максимальный рост 4,25 пп. Валютные риски за этот период существенно не изменились, уверенность в стабильном курсе гривны остается по-прежнему высокой, так как у НБУ достаточно как ресурсов, так и других рычагов, чтобы держать курс на текущем уровне.
Спрэд между Еврооблигациями и ОВГЗ расширился. Доходность суверенных евробондов Украины в конце августа по сравнению с концом мая выросла в среднем на 0,6 пп, а максимально по кривой на 1,0 пп. В то же время доходность ОВГЗ за аналогичный период выросла на 3,4 пп, а максимальный рост 4,25 пп. Валютные риски за этот период существенно не изменились, уверенность в стабильном курсе гривны остается по-прежнему высокой, так как у НБУ достаточно как ресурсов, так и других рычагов, чтобы держать курс на текущем уровне.
Несколько предпосылок для возврата ликвидности на рынок:
– 9 млрд. грн. – сумма к погашению в конце августа и сентябре. Вероятно, Минфин погасит эти обязательства из существующих финансовых резервов, тем самым вернув ликвидность на рынок. На счетах правительства (с учетом валютных средств) на 1 августа находилось 34,1 млрд грн, а на 19 августа – около 30 млрд грн.
– Инфляция снизится до планового уровня на высокой базе сравнения. В августе и сентябре мы ожидаем снижения инфляции в годовом выражении из-за высокой базы сравнения (в 2010 году в этот период был резкий рост цен из-за проблем на рынке продуктов питания и повышений цен на газ).
– Минфин вынужден будет вернуться на рынок ОВГЗ. После выплаты 9 млрд. грн. по своим обязательствам резервы Минфина будут практически исчерпаны, а сезонный рост потребностей в финансовых ресурсах в четвертом квартале вынудит правительство выйти на рынок заимствований. Учитывая, что рынок еврооблигаций не очень благоприятный в данный момент для новых размещений, выход на внутренний рынок – наиболее оптимальный вариант
– НБУ не будет кредитовать правительство. Вероятность того, что НБУ прокредитует правительство путем выкупа нового выпуска ОВГЗ крайне мала, так как, во-первых, это приведет к инфляции, с который НБУ борется всеми силами, а во-вторых, прямое нарушение требований МВФ, которые жестко ограничивает возможности кредитования таким способом.
– НБУ вернет ликвидность после снижения инфляции. После сбалансирования инфляции НБУ вернет ликвидность на рынок, так как заинтересован в развитии банковской системы и в целом стимулировании роста экономики. Глава НБУ ни раз говорил, что текущие меры носят вынужденный временный антикризисный характер и, в целом ему не по душе.
Ставки пойдут вниз
– Вторичные ОВГЗ – единственная альтернатива для 9 млрд. грн. Использовать вернувшуюся ликвидность банки, как основные держатели ОВГЗ, смогут по большому счету реинвестировав снова в ОВГЗ. Инвестиции в валюту сейчас фактически невозможны для большинства банков, так как норма валютной позиции очень низкая и банки итак находятся на пределе. Кредитование экономики связано с повышенными рисками, так что вряд ли полученные «резервные» деньги будут использованы для этого.
– Минфин не пойдет на повышение ставок. Кредитное плечо правительства очень высоко, учитывая краткосрочный характер большей части заимствований. Кроме этого, существенная часть заимствований – в валюте, поэтому для правительства крайне важно удержать уровень ставок, зафиксированных на последних аукционах. Также рост ставок – сигнал слабости валюты, что негативно для валютного рынка, на котором недавно итак были существенный проблемы и НБУ пришлось резко увеличивать предложение валюты для удержания курса.
– Ситуация аналогчная концу 2010 года. Тогда усилились ожидания проблем на валютном рынке, и ставки на вторичном рынке также пошли вверх. Но Минфин твердо стоял на своем уровне, и также определенный период первичные аукционы не были успешными. Однако, уже в конце января ситуация нормализировалась, ликвидность выросла и Минфину не только удалось привлечь существенные ресурсы по желаемому уровню ставок, но и опустить его еще ниже.