Поставщики спортивной одежды и обуви развивают инфраструктуру продаж в расчете на растущий спрос.
B последние годы отечественный рынок спортивной одежды и обуви ежегодно увеличивается примерно на 20-25% и на данный момент уже достиг $1 млрд. Такой активный рост привлек к Украине внимание мировых лидеров: сначала adidas Group, а затем и Puma открыли у нас свои представительства. С 2006 г. они стали активно развивать собственные розничные сети.
Перспективы связаны с регионами
«Сейчас в стране активно формируется рыночная инфраструктура, которая позволит крупным торговым маркам спортивной одежды и обуви значительно усилить свои позиции на рынке и сосредоточить внимание на продвижении брендов», – считает Клара Айсвирт, генеральный директор Puma Ukraina. Развитие собственной сети розничных магазинов и оптимизация количества оптовых клиентов – приоритетные задания и для adidas.
Развивая собственные сети, транснациональные компании стремятся открывать в людных местах свои фирменные торговые точки, даже несмотря на то, что поблизости могут находиться спортивные магазины, в которых уже представлена их продукция. Такое соседство дает мультибрендовым розничным предприятиям дополнительный аргумент для расширения ассортимента за счет спортивной одежды и обуви производителей, входящих в так называемую группу В, например: Asics, Diadora, Lotto, Umbro, Fila и др. А так как в стоимости изделий значительную долю занимает плата за бренд, то при схожем качестве их продукция несколько дешевле.
Кристина Патык, директор львовской производственной фирмы «Корн» (ТМ Korn): «Сейчас региональные магазины начинают интересоваться спортивной одеждой, в которой выгодно сочетались бы цена и качество. Этим требованиям удовлетворяет в том числе и продукция украинских фабрик. Ведь для большинства покупателей спорттоваров изделия известных марок пока еще остаются дорогими, а поддельным товаром специализированные розничные точки торговать уже не хотят». Эту тенденцию подтвердила представитель ритейлера Инна Середюк, начальник отдела развития бизнеса группы компаний «Спортмастер»: «В наших ближайших планах – демократизация ассортимента, то есть расширение предложения товаров по более доступным ценам. Это позволит привлечь большее количество покупателей. Однако пока большинство украинцев воспринимают товары для спорта и отдыха скорее как роскошь, а не необходимые вещи». Правда, г-жа Середюк считает, что выход крупных мировых производителей на рынок ритейла практически не отразился на деятельности их магазинов: «Розничные торговые предприятия, представляющие одежду, обувь и экипировку для спорта, формируют свой ассортимент в том числе и с учетом продукции мировых лидеров компаний. Наша маркетинговая политика направлена на комплексность покупки, предоставление возможности потребителю приобрести все необходимое – от белья, одежды и обуви до высокотехнологичного оборудования – в одном месте и выбрать из широкого ассортимента. Монобрендовые магазины не являются нашими прямыми конкурентами, так как рассчитаны в основном на приверженцев конкретной марки».
Ритейлеры ожидают усиления конкуренции из-за появления на рынке новых торговых марок (с нынешних нескольких десятков их может быть почти сотня) и готовятся к этому. Сергей Бычак признается: «Сейчас ритейлеры вынуждены больше вкладывать средств в открытие новых магазинов, повышение качества обслуживания, продвижение продукции, спонсирование спортивных соревнований. При этом розничные цены из-за роста конкуренции не увеличиваются». Такая ситуация на руку не только конечным потребителям, но и самим поставщикам, поскольку увеличивает их потенциальный рынок сбыта. Для сохранения текущей прибыльности им приходится всячески минимизировать свои расходы.
При этом ожидать ценовых войн на украинском рынке спортивной одежды и обуви пока не стоит. Рост потребления на 20-25% может в значительной мере сгладить последствия от появления новых марок. К тому же высокие ставки арендной платы не дадут возможности операторам играть с ценами на реализуемую продукцию.
Украинцы голосуют кошельками
Специалисты подметили еще одно отличие: большинство украинцев стремятся приобретать для занятий спортом одежду из хлопка. В Европе с этой целью используют изделия из новых видов материалов. Правда, такая продукция стоят существенно дороже, чем из натуральных тканей.
Помимо увеличения предложений одежды на каждый день, операторы не забывают и об изделиях узкоспециализированных сегментов. Например, вещи для занятий баскетболом, гандболом, фитнесом, лыжным, велосипедным и прочими видами спорта. Так, компания «Витесс» намерена начать импортировать изделия для фитнеса, одежду и обувь для велосипедного спорта. «Хотя Diadora является мировым лидером по производству велотуфель и велоодежды, мы не выводили эту продукцию на украинский рынок. Тем не менее сейчас в стране значительно увеличилось количество людей, занимающихся велоспортом или велотуризмом. Такой же подъем наблюдается и в фитнесе. Diadora стала больше внимания уделять этому виду спорта и вкладывать деньги в подготовку коллекции одежды для фитнеса, поэтому мы намерены расширить ассортимент ввозимой продукции», – поделился планами С. Бычак.
Захват торговых площадей
Не менее активно развивается и «Спортмастер», у которой 10 одноименных магазинов, 21 торговое предприятие Columbia, 13 «Спортландия», 4 Footterra и 5 O’stin. К 2010 г. руководство компании планирует открыть не менее 200 торговых точек различных форматов как собственных, так и франчайзинговых.
Сегодня покупатели приобретают товары под торговой маркой Puma в семи фирменных магазинах, а также в магазинах около 70 торговых точек оптовых клиентов. К концу этого года розница Puma Ukraina составит 11 магазинов, а в следующем году компания планирует открыть еще 11.
Стремление компаний захватить как можно больше торговых площадей вполне объяснимо, ведь с каждым годом их остается все меньше. В Киеве, например, уже невозможно найти свободные торговые площади в отдельно стоящих помещениях, особенно расположенных в центре города. Поэтому компании больше внимание уделяют регионам Украины, где в ближайшее время ожидается усиление конкуренции.
Таможня плодит проблемы
Одной из главных проблем для официальных поставщиков является значительное присутствие на рынке контрафактной и контрабандной продукции. Николас Штегельманн оценивает ее долю в 30-50%. «Сейчас существует тенденция к снижению доли нелегального товара. Этому способствует наличие стоковых магазинов, где цены ниже, чем, например, на продукцию нашей марки, завезенную нелегально и реализуемую на рынках». Клара Айсвирт называет одной из задач представительства Puma в Украине сделать все возможное, чтобы пресечь присутствие на рынке нелегальной продукции и доставить до потребителя только оригинальные товары.
С каждым годом государство выделяет больше средств на развитие физкультуры и спорта. Правда, львиная доля денег направляется поддержание существующей спортивной инфраструктуры и олимпийских видов спорта. Поддержка большого спорта определенным образом популяризирует и массовые занятия спортом. Это подтвердила и Анна Шишкина, директор фирмы «Спорт тур Маркетинг» (организатор выставки GO!Sport): «В Украине существует зависимость между резонансными спортивными событиями и покупкой спортивных товаров. Особенно ярко это выражено во время проведения Чемпионата мира по футболу, когда продажи футбольной экипировки с атрибутикой клубов значительно вырастают».
В любом случае с каждым годом заниматься спортом становится более престижно и модно. Именно поэтому в новых торгово-развлекательных центрах все чаще открывают катки, трассы для картингов, дорожки для боулинга и залы для других видов активного отдыха. Все это одновременно привлекает посетителей в ТЦ и увеличивает потребность в специализированной одежде и обуви.