Site icon Companion UA

По одежке протягивай ножки

Поставщики спортивной одежды и обуви развивают инфраструктуру продаж в расчете на растущий спрос.


B последние годы отечественный рынок спортивной одежды и обуви ежегодно увеличивается примерно на 20-25% и на данный момент уже достиг $1 млрд. Такой активный рост привлек к Украине внимание мировых лидеров: сначала adidas Group, а затем и Puma открыли у нас свои представительства. С 2006 г. они стали активно развивать собственные розничные сети.


Перспективы связаны с регионами
Долгие годы в Украине спортивные товары зарубежных производителей продвигали украинские компании. «Рынок был ненасыщен. Все, что ни завезешь, продавалось, – вспоминает Сергей Бычак, директор компании «Витесс» (дистрибьютор ТМ Diadora). Только в 2000 г. начался этап цивилизованного ритейла». Стабильный рост потребления и активное развитие торговых центров в Украине привлекли внимание мировых лидеров, входящих в так называемую группу А: adidas, Reebok, Nike, Puma. И хотя фирма adidas зарегистрировала свое представительство в Украине еще в 1996 г., активно развивать свою сеть она начала лишь с середины прошлого года. В конце 2005-го открыла свое представительство и Puma. Операторы поговаривают, что в ближайшие годы на украинский рынок может выйти в том числе компания Nike. Основания для такого предположения есть – в России Nike уже открыла свое представительство.


«Сейчас в стране активно формируется рыночная инфраструктура, которая позволит крупным торговым маркам спортивной одежды и обуви значительно усилить свои позиции на рынке и сосредоточить внимание на продвижении брендов», – считает Клара Айсвирт, генеральный директор Puma Ukraina. Развитие собственной сети розничных магазинов и оптимизация количества оптовых клиентов – приоритетные задания и для adidas.


Развивая собственные сети, транснациональные компании стремятся открывать в людных местах свои фирменные торговые точки, даже несмотря на то, что поблизости могут находиться спортивные магазины, в которых уже представлена их продукция. Такое соседство дает мультибрендовым розничным предприятиям дополнительный аргумент для расширения ассортимента за счет спортивной одежды и обуви производителей, входящих в так называемую группу В, например: Asics, Diadora, Lotto, Umbro, Fila и др. А так как в стоимости изделий значительную долю занимает плата за бренд, то при схожем качестве их продукция несколько дешевле.


Кристина Патык, директор львовской производственной фирмы «Корн» (ТМ Korn): «Сейчас региональные магазины начинают интересоваться спортивной одеждой, в которой выгодно сочетались бы цена и качество. Этим требованиям удовлетворяет в том числе и продукция украинских фабрик. Ведь для большинства покупателей спорттоваров изделия известных марок пока еще остаются дорогими, а поддельным товаром специализированные розничные точки торговать уже не хотят». Эту тенденцию подтвердила представитель ритейлера Инна Середюк, начальник отдела развития бизнеса группы компаний «Спортмастер»: «В наших ближайших планах – демократизация ассортимента, то есть расширение предложения товаров по более доступным ценам. Это позволит привлечь большее количество покупателей. Однако пока большинство украинцев воспринимают товары для спорта и отдыха скорее как роскошь, а не необходимые вещи». Правда, г-жа Середюк считает, что выход крупных мировых производителей на рынок ритейла практически не отразился на деятельности их магазинов: «Розничные торговые предприятия, представляющие одежду, обувь и экипировку для спорта, формируют свой ассортимент в том числе и с учетом продукции мировых лидеров компаний. Наша маркетинговая политика направлена на комплексность покупки, предоставление возможности потребителю приобрести все необходимое – от белья, одежды и обуви до высокотехнологичного оборудования – в одном месте и выбрать из широкого ассортимента. Монобрендовые магазины не являются нашими прямыми конкурентами, так как рассчитаны в основном на приверженцев конкретной марки».


Ритейлеры ожидают усиления конкуренции из-за появления на рынке новых торговых марок (с нынешних нескольких десятков их может быть почти сотня) и готовятся к этому. Сергей Бычак признается: «Сейчас ритейлеры вынуждены больше вкладывать средств в открытие новых магазинов, повышение качества обслуживания, продвижение продукции, спонсирование спортивных соревнований. При этом розничные цены из-за роста конкуренции не увеличиваются». Такая ситуация на руку не только конечным потребителям, но и самим поставщикам, поскольку увеличивает их потенциальный рынок сбыта. Для сохранения текущей прибыльности им приходится всячески минимизировать свои расходы.


При этом ожидать ценовых войн на украинском рынке спортивной одежды и обуви пока не стоит. Рост потребления на 20-25% может в значительной мере сгладить последствия от появления новых марок. К тому же высокие ставки арендной платы не дадут возможности операторам играть с ценами на реализуемую продукцию.


Украинцы голосуют кошельками
С каждым годом все больше украинцев проявляют интерес к занятиям спортом и/или в одежде отдают предпочтение стилю кэжуал и лайф-стайл. Немаловажную роль в этом сыграла мода и унификация изделий, когда одна и та же вещь подходит и для занятий спортом, и для отдыха, и для работы. Но если среди украинцев эта тенденция только набирает обороты, то для большинства европейцев спортивный стиль уже давно является основным в повседневной одежде. Но не только этим отличаются вкусы украинских потребителей от европейских. Например, в Германии, Великобритании и на других развитых рынках большим спросом пользуются новаторские товары и изделия с высоким уровнем маркетинговой поддержки. Для нашего рынка пока определяющим при выборе продукции остается цена и качество. Именно благодаря этой особенности изделия компаний, относящихся к группе В, найдут своих покупателей. Хотя Николас Штегельманн, региональный директор ДП «Адидас-Украина», считает, что для спортивных товаров очень важно имя марки: «Украинские покупатели готовы платить за брендовые изделия чуть больше, ведь когда покупаешь продукцию неизвестной марки, то нет полной уверенности в ее качестве».


Специалисты подметили еще одно отличие: большинство украинцев стремятся приобретать для занятий спортом одежду из хлопка. В Европе с этой целью используют изделия из новых видов материалов. Правда, такая продукция стоят существенно дороже, чем из натуральных тканей.


Помимо увеличения предложений одежды на каждый день, операторы не забывают и об изделиях узкоспециализированных сегментов. Например, вещи для занятий баскетболом, гандболом, фитнесом, лыжным, велосипедным и прочими видами спорта. Так, компания «Витесс» намерена начать импортировать изделия для фитнеса, одежду и обувь для велосипедного спорта. «Хотя Diadora является мировым лидером по производству велотуфель и велоодежды, мы не выводили эту продукцию на украинский рынок. Тем не менее сейчас в стране значительно увеличилось количество людей, занимающихся велоспортом или велотуризмом. Такой же подъем наблюдается и в фитнесе. Diadora стала больше внимания уделять этому виду спорта и вкладывать деньги в подготовку коллекции одежды для фитнеса, поэтому мы намерены расширить ассортимент ввозимой продукции», – поделился планами С. Бычак.


Захват торговых площадей
За последние 2-2,5 года количество специализированных спортивных магазинов по стране выросло более чем на 30% – до 1300. Особенно быстро растет число сетевых магазинов спортивных изделий. Например, компания «Адидас-Украина» за полтора года увеличила свою сеть с 22 до 76 предприятий. В прошлом году был создан отдел развития, сотрудники которого стали активно заниматься поиском торговых помещений по всей стране. До конца нынешнего года сеть adidas увеличится еще на 9 магазинов, а Reebok – на 8.


Не менее активно развивается и «Спортмастер», у которой 10 одноименных магазинов, 21 торговое предприятие Columbia, 13 «Спортландия», 4 Footterra и 5 O’stin. К 2010 г. руководство компании планирует открыть не менее 200 торговых точек различных форматов как собственных, так и франчайзинговых.


Сегодня покупатели приобретают товары под торговой маркой Puma в семи фирменных магазинах, а также в магазинах около 70 торговых точек оптовых клиентов. К концу этого года розница Puma Ukraina составит 11 магазинов, а в следующем году компания планирует открыть еще 11.


Компания «Пальмира Рута» c нынешнего года стала активнее расширять сеть магазинов спортивной обуви Brooks. К четырем розничным предприятиям добавились три и до конца года будет открыто еще два магазина. К 2010 г. руководство компании надеется, что сеть Brooks будет состоять из 20 предприятий.


Стремление компаний захватить как можно больше торговых площадей вполне объяснимо, ведь с каждым годом их остается все меньше. В Киеве, например, уже невозможно найти свободные торговые площади в отдельно стоящих помещениях, особенно расположенных в центре города. Поэтому компании больше внимание уделяют регионам Украины, где в ближайшее время ожидается усиление конкуренции.


Таможня плодит проблемы
Одной из главных проблем для официальных поставщиков является значительное присутствие на рынке контрафактной и контрабандной продукции. Николас Штегельманн оценивает ее долю в 30-50%. «Сейчас существует тенденция к снижению доли нелегального товара. Этому способствует наличие стоковых магазинов, где цены ниже, чем, например, на продукцию нашей марки, завезенную нелегально и реализуемую на рынках». Клара Айсвирт называет одной из задач представительства Puma в Украине сделать все возможное, чтобы пресечь присутствие на рынке нелегальной продукции и доставить до потребителя только оригинальные товары.


Если наличие на рынке нелегальной продукции мешает транснациональным компаниям, что же тогда говорить об отечественных производителях. Большие фабрики выживают за счет размещения давальческих заказов, фирмы помельче могут рассчитывать только на внутренний рынок, заваленный «серым» и «черным» импортом.


С каждым годом государство выделяет больше средств на развитие физкультуры и спорта. Правда, львиная доля денег направляется поддержание существующей спортивной инфраструктуры и олимпийских видов спорта. Поддержка большого спорта определенным образом популяризирует и массовые занятия спортом. Это подтвердила и Анна Шишкина, директор фирмы «Спорт тур Маркетинг» (организатор выставки GO!Sport): «В Украине существует зависимость между резонансными спортивными событиями и покупкой спортивных товаров. Особенно ярко это выражено во время проведения Чемпионата мира по футболу, когда продажи футбольной экипировки с атрибутикой клубов значительно вырастают».


В любом случае с каждым годом заниматься спортом становится более престижно и модно. Именно поэтому в новых торгово-развлекательных центрах все чаще открывают катки, трассы для картингов, дорожки для боулинга и залы для других видов активного отдыха. Все это одновременно привлекает посетителей в ТЦ и увеличивает потребность в специализированной одежде и обуви.

Exit mobile version