До сих пор принцип «единого окна» был известен украинскому бизнесу по сфере налогообложения. Сейчас аналогичная практика будет внедрена в сфере инвестиций, государство предложит предпринимателям регистрацию инвестиционных проектов также легко и быстро. Но так ли будет на деле?
С 1 января 2012 года вступит в силу Закон Украины «О подготовке и реализации инвестиционных проектов по принципу «единого окна» (далее – Закон). Новый принцип Закон определяет как способ взаимодействия уполномоченного государственного органа и субъекта инвестиционной деятельности с целью подготовки и выдачи пакета документов, который дает право на реализацию инвестиционного проекта.
Что предписано Законом
Выдавать разрешительные документы на инвестиционную деятельность будут региональные центры инвестиций и развития при Государственном агентстве Украины по инвестициям и развитию, которое согласно с постановлением КМУ от 17 мая 2010 № 356 является центральным органом исполнительной власти в сфере инвестиционной деятельности. Закон устанавливает общий порядок подачи заявления и получения пакета документов, дающего право на реализацию инвестиционного проекта (при этом умалчивая о том, как быть с частными порядками, предусмотренными законодательством для множества отдельных видов инвестиционной деятельности).
Со вступлением в силу Закона будет введена единая электронная база данных для регистрации обращений заявителей относительно выдачи пакета разрешительных документов. Все услуги, предоставляемые заявителям уполномоченным органом, согласно Закону, будут бесплатными.
Также, Закон декларирует принцип определения единого перечня документов, необходимых для реализации инвестиционного проекта в зависимости от его специфики. При этом, сам Закон такого перечня не содержит. Законодателю остается «всего-то» определить этот перечень с учетом специфики каждого из возможных в Украине видов инвестиционной деятельности.
Таким образом, предлагаемые Законом механизмы упрощения процедуры получения разрешительных документов и, тем более, их реализация выглядят сомнительно.
Пока вопросов слишком много
Идея «единого окна» для субъектов хозяйствования не нова – аналогичная реализована государственной налоговой службой. Но реализация принципа «единого окна» при подготовке и выдаче разрешений на инвестиционную деятельность требует более тщательного и системного подхода.
Согласно общим нормам законодательства санкция государства на инвестиционную деятельность требуется в том случае, если такая деятельность осуществляется с привлечением бюджетных средств, либо средств государственных предприятий, учреждений и организаций, за счет кредитов, привлеченных государством или под государственные гарантии, в рамках государственных инвестиционных программ, а также в случае предоставления государственных льгот, дотаций и т.п. Особый порядок оформления права на реализацию инвестиционного проекта может предусматриваться нормативными актами, регулирующими конкретные виды инвестиционной деятельности. Если же инвестиция имеет коммерческие источники происхождения, санкция государства на ее осуществление не требуется, и в обращении к нормам нового Закона нет необходимости.
Анализируя нормы нового Закона, остается неясным, как будет применен принцип «единого окна» ко всем возможным в Украине видам инвестиционной деятельности с учетом специфики каждого из них. На каких основаниях региональные центры инвестиций и развития станут выдавать, например, разрешение на осуществление строительных работ, необходимое для реализации инвестиционных проектов, предусмотренных Законом Украины «О финансово-кредитных механизмах и управлении имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью», или, например, разрешения, связанные с пользованием недрами, необходимые для реализации инвестиционных проектов, предусмотренных Законом Украины «О соглашениях о распределении продукции» и т.д. Совершенно очевидно, что для каждого из множества видов инвестиционной деятельности законодательством предусмотрен «свой» пакет документов, определяемый его спецификой. В то же время из текста Закона не ясно, предлагается ли адаптировать действующее законодательство под него или же Закон предусматривает новые дополнительные документы? Ответ на этот вопрос и позволил бы определить «полезность» принятия Закона.
Стало быть, предусмотренные Законом нововведения и законодательство, которое тем или иным образом регулирует инвестиционную деятельность, необходимо привести в соответствие друг с другом. Иначе Украина получит еще один «мертвый» закон.