Как именно будет меняться в обозримом будущем украинский деловой климат, эксперты прогнозировать не берутся. Пока они лишь констатируют топтание на месте.
Говорят, удачу нужно ловить на лету. Предыдущее украинское правительство сделать это не успело. Так, в позапрошлом году национальная деловая среда пусть и с едва заметным успехом, но эволюционировала, то в 2006-м, не подпитываемая живительными законодательными инициативами, фактически деградировала, хотя экономический потенциал страны позволяет ей куда больший реформаторский размах.
Такие выводы можно сделать, объединив украинские политические реалии с результатами пятого ежегодного исследования Мирового банка и Международной финансовой корпорации «Бизнес в 2008 г.». Ценность доклада, по мнению его авторов, двуедина. С одной стороны, он – настоящий кладезь знаний для инвесторов, поскольку позволяет сопоставить условия ведения бизнеса в той или иной стране мира; с другой – «входной билет» для государства в более благоприятную деловую среду. Исследование показывает пробелы в регуляторных механизмах и пути их преодоления. Благодаря этому оно уже способствовало осуществлению 113 реформ в разных странах. Еще одно преимущество доклада – его глобальность. В нем впервые приводится классификация 178 стран мира по ключевым показателям делового законодательства и реформаторской активности.
Равнение на Восточную Европу
Что касается регуляторных предпочтений стран мира за последний год, то наибольшее количество реформ проводилось в сфере упрощения условий регистрации новых предприятий. 39 стран упростили, ускорили или удешевили эту процедуру. Второе место в списке наиболее популярных реформ занимает оптимизация налогообложения (31 страна). В то же время лишь 10 стран пересмотрели свои законы о банкротстве и восемь – сделали трудовое законодательство более гибким. Это вполне объяснимо: осуществление подобных реформ требует принятия нового законодательства или политических компромиссов.
Такое пристальное внимание отраслевых экспертов к реформаторским нововведениям – не досужее любопытство. «По мере облегчения правительством регуляторного бремени наблюдается рост числа предпринимателей, что стало особенно очевидно на примере стран Восточной Европы», – говорит ведущий автор доклада Симеон Дьянков. К примеру, в Грузии, как и в Малайзии, в настоящее время зарегистрировано 15 предприятий на каждые 100 жителей. В Чехии и Словакии таких предприятий 13 (как и в Сингапуре), а в Эстонии и Польше – 12 (как в Гонконге и Китае). В то же время «именно в странах, осуществляющих наиболее масштабные реформы, отмечается самая высокая доходность акционерного капитала», отмечает Майкл Клейн, вице-президент Всемирного банка и МФК по вопросам развития финансового и частного секторов. По его словам, инвесторы стремятся туда, где есть потенциал роста. Они находят его в странах, проводящих реформы независимо от «исходных позиций».
Шаг вперед – два назад
Все не так плохо, как может показаться, а намного хуже. Эта фраза как нельзя лучше отражает нынешнее состояние украинской бизнес-среды. Согласно докладу Украина не только не вошла в 100 наиболее удобных для предпринимательства стран мира, но и любезно пропустила вперед всех своих коллег по региону, опередив разве что страны третьего мира. Более того, в плане улучшения делового климата наша страна весь год топталась на 139-м месте, хотя годом ранее поднялась на четыре ступени.
Усугубляет ситуацию и тот факт, что Украина находится в десятке стран с наиболее сложным и непрозрачным процессом лицензирования. Эксперты выделяют как минимум три причины такого «успеха». Во-первых, чрезмерное количество разрешений и согласований. Скажем, для получения всех необходимых разрешений для строительства складского помещения необходимо пройти 29 процедур, потратив на это больше года. А чтобы построить гостиницу в Киеве, придется собрать более 600 подписей. Во-вторых, работа «единого окна» для выдачи разрешений еще недостаточно отлажена. В-третьих, принцип декларирования используется только при получении разрешений органов пожарного надзора, а временные рамки для выдачи разрешения не установлены (иными словами, отсутствует принцип «молчаливого согласия»).
Но все же настоящим испытанием для предпринимателей является налоговая система. Они рискуют заблудиться в лабиринте финансовых платежей (таковых 99) и потратить на них 2085 часов в год. Украинские бизнесмены вынуждены суммарно отдавать в виде налогов 60% своей прибыли, тогда как в среднем по миру этот показатель составляет 40%. Как следствие – по простоте процедуры уплаты налогов наша страна заняла предпоследнее – 177-е место в рейтинге. Позади лишь Беларусь. В то же время именно в этой сфере произошли наиболее примечательные реформы в переходных экономиках (в частности, в Болгарии, Молдове, Румынии, Узбекистане).
Так что налогообложение, по словам экспертов, – первая сфера, требующая немедленного реформирования. Оно предполагает дальнейшее совершенствование проекта Налогового кодекса и его принятие – отмену системы двойного бухгалтерского учета, сокращение количества налогов и платежей, переход к клиентоориентированной системе налогообложения. Помимо этого, важно «усилить» законодательство о разрешительной системе для сокращения перечня необходимых разрешений и введения принципа «молчаливого согласия». И наконец, не обойтись также без нового закона об акционерных обществах – только он способен приблизить Украину к западным стандартам корпоративного управления.
А пока украинский реформаторский вакуум, особенно заметный на фоне других стран Центральной и Восточной Европы, вызывает скепсис даже у, казалось бы, неисправимых оптимистов. Аналитики уверены: для полноценного развития Украине нужны в равной степени две вещи. С одной стороны, правительство, которое будет выполнять данные «его» политической силой на выборах обещания, с другой – «пробивной» бизнес, который оказывал бы давление на власть.
Украина: позади планеты всей… Источник: Doing Business 2008. |