Site icon Companion UA

По неопределенной траектории

Как именно будет меняться в обозримом будущем украинский деловой климат, эксперты прогнозировать не берутся. Пока они лишь констатируют топтание на месте.


Говорят, удачу нужно ловить на лету. Предыдущее украинское правительство сделать это не успело. Так, в позапрошлом году национальная деловая среда пусть и с едва заметным успехом, но эволюционировала, то в 2006-м, не подпитываемая живительными законодательными инициативами, фактически деградировала, хотя экономический потенциал страны позволяет ей куда больший реформаторский размах.


Такие выводы можно сделать, объединив украинские политические реалии с результатами пятого ежегодного исследования Мирового банка и Международной финансовой корпорации «Бизнес в 2008 г.». Ценность доклада, по мнению его авторов, двуедина. С одной стороны, он – настоящий кладезь знаний для инвесторов, поскольку позволяет сопоставить условия ведения бизнеса в той или иной стране мира; с другой – «входной билет» для государства в более благоприятную деловую среду. Исследование показывает пробелы в регуляторных механизмах и пути их преодоления. Благодаря этому оно уже способствовало осуществлению 113 реформ в разных странах. Еще одно преимущество доклада – его глобальность. В нем впервые приводится классификация 178 стран мира по ключевым показателям делового законодательства и реформаторской активности.


Равнение на Восточную Европу
Похоже, начали оправдываться оптимистические прогнозы аналитиков на счет того, что Центральная и Восточная Европа будут еще лет 5-10 наращивать обороты и в конечном итоге может стать второй Юго-Восточной Азией. В апреле 2006 – июне 2007 г. (временные рамки исследования) государства этого региона показали свою способность успешнее других стимулировать развитие предпринимательства путем проведения масштабных регуляторных реформ, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, а также упрощение налогообложения. 79% стран региона провели хотя бы одну успешную реформу (для Южной Азии, как и для развитого Запада, этот показатель составил 63%, а для Латинской Америки и вовсе 36%). Причем Хорватия заняла 2-е место в общемировом рейтинге по количеству проведенных изменений, Македония – 4-е, Грузия – 5-е, Болгария – 10-е. Лидером по числу реформ стал Египет.


Что касается регуляторных предпочтений стран мира за последний год, то наибольшее количество реформ проводилось в сфере упрощения условий регистрации новых предприятий. 39 стран упростили, ускорили или удешевили эту процедуру. Второе место в списке наиболее популярных реформ занимает оптимизация налогообложения (31 страна). В то же время лишь 10 стран пересмотрели свои законы о банкротстве и восемь – сделали трудовое законодательство более гибким. Это вполне объяснимо: осуществление подобных реформ требует принятия нового законодательства или политических компромиссов.


Такое пристальное внимание отраслевых экспертов к реформаторским нововведениям – не досужее любопытство. «По мере облегчения правительством регуляторного бремени наблюдается рост числа предпринимателей, что стало особенно очевидно на примере стран Восточной Европы», – говорит ведущий автор доклада Симеон Дьянков. К примеру, в Грузии, как и в Малайзии, в настоящее время зарегистрировано 15 предприятий на каждые 100 жителей. В Чехии и Словакии таких предприятий 13 (как и в Сингапуре), а в Эстонии и Польше – 12 (как в Гонконге и Китае). В то же время «именно в странах, осуществляющих наиболее масштабные реформы, отмечается самая высокая доходность акционерного капитала», отмечает Майкл Клейн, вице-президент Всемирного банка и МФК по вопросам развития финансового и частного секторов. По его словам, инвесторы стремятся туда, где есть потенциал роста. Они находят его в странах, проводящих реформы независимо от «исходных позиций».


Шаг вперед – два назад
Все не так плохо, как может показаться, а намного хуже. Эта фраза как нельзя лучше отражает нынешнее состояние украинской бизнес-среды. Согласно докладу Украина не только не вошла в 100 наиболее удобных для предпринимательства стран мира, но и любезно пропустила вперед всех своих коллег по региону, опередив разве что страны третьего мира. Более того, в плане улучшения делового климата наша страна весь год топталась на 139-м месте, хотя годом ранее поднялась на четыре ступени.


Причины отрицательной динамики все те же: факторы, формирующие негативный имидж украинской бизнес-среды, сегодня количественно и качественно превышают те, которые работают на него. В ряду негатива – сложность регистрации прав собственности, недостаточная защищенность прав инвесторов, затяжная и дорогостоящая процедура ликвидации компании, а также бюрократические проволочки в ходе экспортно-импортных операций. (К примеру, при доставке груза из Киева в Германию экспортные издержки составят $1045 за один контейнер, а из Шанхая в Германию – всего $340.) Не на руку Украине и то, что она имеет один из самых высоких в мире уровень выплат на цели соцобеспечения (он выше, чем в благоустроенной Западной Европе). Работодатель обязан отдать фондам соцстрахования 38% от объема заработной платы, чтобы уволить сотрудника – выплатить ему оклад за 13 недель. Как результат – процветающая неофициальная занятость.


Усугубляет ситуацию и тот факт, что Украина находится в десятке стран с наиболее сложным и непрозрачным процессом лицензирования. Эксперты выделяют как минимум три причины такого «успеха». Во-первых, чрезмерное количество разрешений и согласований. Скажем, для получения всех необходимых разрешений для строительства складского помещения необходимо пройти 29 процедур, потратив на это больше года. А чтобы построить гостиницу в Киеве, придется собрать более 600 подписей. Во-вторых, работа «единого окна» для выдачи разрешений еще недостаточно отлажена. В-третьих, принцип декларирования используется только при получении разрешений органов пожарного надзора, а временные рамки для выдачи разрешения не установлены (иными словами, отсутствует принцип «молчаливого согласия»).


Но все же настоящим испытанием для предпринимателей является налоговая система. Они рискуют заблудиться в лабиринте финансовых платежей (таковых 99) и потратить на них 2085 часов в год. Украинские бизнесмены вынуждены суммарно отдавать в виде налогов 60% своей прибыли, тогда как в среднем по миру этот показатель составляет 40%. Как следствие – по простоте процедуры уплаты налогов наша страна заняла предпоследнее – 177-е место в рейтинге. Позади лишь Беларусь. В то же время именно в этой сфере произошли наиболее примечательные реформы в переходных экономиках (в частности, в Болгарии, Молдове, Румынии, Узбекистане).


Так что налогообложение, по словам экспертов, – первая сфера, требующая немедленного реформирования. Оно предполагает дальнейшее совершенствование проекта Налогового кодекса и его принятие – отмену системы двойного бухгалтерского учета, сокращение количества налогов и платежей, переход к клиентоориентированной системе налогообложения. Помимо этого, важно «усилить» законодательство о разрешительной системе для сокращения перечня необходимых разрешений и введения принципа «молчаливого согласия». И наконец, не обойтись также без нового закона об акционерных обществах – только он способен приблизить Украину к западным стандартам корпоративного управления.


А пока украинский реформаторский вакуум, особенно заметный на фоне других стран Центральной и Восточной Европы, вызывает скепсис даже у, казалось бы, неисправимых оптимистов. Аналитики уверены: для полноценного развития Украине нужны в равной степени две вещи. С одной стороны, правительство, которое будет выполнять данные «его» политической силой на выборах обещания, с другой – «пробивной» бизнес, который оказывал бы давление на власть. 







Украина: позади планеты всей…

Рейтинг стран с наиболее благоприятной бизнес-средой
1. Сингапур
2. Новая Зеландия
3. США
4. Гонконг
5. Дания
6. Великобритания
7. Канада
8. Ирландия
9. Австралия
10. Исландия

18. Грузия

49. Румыния

75. Польша

96. Россия

103. Молдова

110. Беларусь

138. Узбекистан
139. Украина
140. Боливия

178. Конго


Источник: Doing Business 2008.

Exit mobile version