От своих коллег, руководствующихся лишь финансовыми соображениями, социально ответственные инвесторы (SRI) отличаются по ряду параметров. Как правило, они вкладывают средства на более длительный срок и активно участвуют в работе объектов инвестирования, предоставляя качественные рекомендации по улучшению деятельности. Их инвестиционные решения всегда обоснованы и подкреплены глубоким анализом. И самое главное – в отличие от протестных групп, подобных Greenpeace, SRI изначально находятся по одну сторону баррикад с теми компаниями, которые получили финансирование. Даже если инвесторы критикуют работу своих подшефных, их критика носит конструктивный характер.
В 2010 г. 12,2% из $25 млрд. совокупных активов под управлением в США, отслеживаемых Thomson Reuters Nelson, были вложены с соблюдением той или иной SRI-стратегии. Общая стоимость европейских активов под управлением социально ответственными инвесторами, по данным Eurosif , в конце 2009 г. составляла около €5 трлн., что на 87% больше, чем в 2007 г.
В скандинавских странах, в частности, в Норвегии, интерес к социально ответственному инвестированию впервые зафиксирован в конце 1980-х после того, как там был создан первый экологический фонд. На конец 2009 г. объем норвежского рынка SRI оценивался в €411 млрд., или в 80% от всего капитала под управлением. Популярность концепции SRI здесь прежде всего связана с деятельностью Норвежского государственного пенсионного фонда. Он является примером для частных финансовых компаний и/или частно-государственных партнерств. Все они стараются избегать инвестиций в предприятия, действующие вразрез с элементарными моральными ценностями норвежского общества, а также так или иначе нарушающие признанные во всем мире нормы, о чем было рассказано журналистам во время пресс-тура в Осло, осуществленного в рамках проекта «Объединяемся ради реформ» (UNITER) при поддержке USAID.
И Норвежский государственный пенсионный фонд, и частные инвесторы с достижением поставленных целей успешно справляются, причем без ущерба для средств вкладчиков. Им и глобальный финансовый кризис не помеха. Так, в течение последних трех лет финансовые результаты всех подразделений Storebrand Group (а это банк, компании по управлению активами, страхованию жизни, недвижимостью и др.) стабильно улучшались. Финансовая группа Storebrand интересна тем, что, во-первых, она является одной из старейших в Норвегии (основана в 1767 г.), а во-вторых, начиная с 1995 г. здесь действует собственный исследовательский отдел по изучению практики ответственного инвестирования. Его сотрудники разработали аналитический аппарат, помогающий определять компании с наилучшими показателями деятельности в области корпоративной социальной ответственности. Разумеется, методика SRI за эти годы претерпела ряд изменений: от фокусировки внимания только на экологических вопросах к широкому спектру стандартов, охватывающих все экологические, социальные и управленческие (ЭСУ) аспекты, а также к отдельному изучению как развитых, так и развивающихся рынков. По аналогии с практикой Государственного пенсионного фонда инвестиционные менеджеры Storebrand избегают вложений в компании, в которых допускаются серьезные нарушения прав человека, существует коррупция, наносится ущерб окружающей среде/климату, а также в предприятия, выпускающие табачную продукцию, кассетные боеприпасы, мины или ядерное оружие. Помимо этого, группа старается не инвестировать в организации с плохими ЭСУ-показателями в высокорисковых отраслях или в компании, предпринимающие неадекватные меры по снижению выбросов в атмосферу.
Storebrand проводит регулярный интернет-мониторинг деятельности 4 тыс. компаний. Если новостные сообщения содержат серьезные обвинения, то специалисты группы инициируют более глубокий анализ, объем которого зависит от типа установленного нарушения. Если его результаты свидетельствуют о неприемлемой культуре внутри объекта инвестирования, специалисты обращаются в такую компанию и стараются наладить с ней диалог. Зачастую предпринятые усилия помогают минимизировать ущерб и снизить риск повторения подобных инцидентов. В большинстве случаев сотрудники Storebrand стараются получить информацию и экспертные оценки от внешних консультантов, прежде всего от юристов. В конечном счете сообщения СМИ, результаты собственного анализа, реакции компании и оценки внешних экспертов рассматриваются членами специального комитета группы по социально ответственным инвестициям. Комитет состоит из шести топ-менеджеров группы и заседает ежеквартально. Будут ли компании-нарушители после этого получать инвестиции, зависит от заключения, выносимого членами комитета. (По состоянию на конец II квартала 2011 г. Storebrand отозвал инвестиции из 94 компаний.) История каждого нарушителя рассматривается анонимно, поэтому на решение членов комитета не влияют какие-то специфичные данные о рассматриваемых объектах инвестирования.
|
Следующая SRI-стратегия Storebrand – отбор по позитивным критериям – предполагает определение лучших в своем классе. Инвестменеджеры и аналитики изучают деятельность компаний во всем мире, причем обращают внимание как на финансовые, так и нефинансовые аспекты их деятельности. При изучении последних во внимание принимаются вопросы корпоративного управления, мероприятия по предотвращению коррупции, защите окружающей среды, соблюдению прав человека и обеспечению приемлемых условий труда. Подобный анализ проводится в разрезе отраслей и секторов, а победители рейтингов получают звание «Лучший в классе», что дает им возможность претендовать на средства фондов Storebrand Global SRI и Storebrand Pioneer.
Storebrand участвует также в деятельности тех компаний, которые уже привлекли инвестиции группы, посредством индивидуальных встреч с руководством и участия в собраниях акционеров. Поддерживается диалог и с организациями, исключенными из списка получателей инвестиций.
Пенсионный фонд KLP, другой влиятельный игрок норвежского рынка социально ответственных инвестиций, управляет пенсионными активами в размере 267 млн. крон, полученными от 500 тыс. граждан Норвегии. Фонд придерживается практики SRI в ценные бумаги с 2002 г. Почему избран такой подход? По словам представителей группы, их ответственность заключается в увеличении стоимости долгосрочных инвестиций клиентов, и сотрудникам KLP небезразлично, каким способом это будет достигнуто. Здесь не хотят поощрять нарушение международных норм, а стремятся к тому, чтобы бизнес соблюдал минимальные требования, по которым была достигнута договоренность с международным сообществом. Причина еще и в том, что основу пенсионного бизнеса составляют долгосрочные инвестиции. И лишь работа на будущее, по мнению специалистов фонда, способна быть эффективной стратегией управления рисками в таких условиях.