Компании, которые благодаря умелому использованию бизнес-инструментов в 2008 г. могут «выстрелить»на своих глобальных рынках.
Диверсификация бизнеса, реорганизация
Nokia – глобальный лидер в производстве мобильных телефонов с долей рынка в 36%. Но наращивать прибыль становится все сложнее, ведь темпы роста рынка замедляются и прессинг со стороны азиатских конкурентов ощущается все сильнее. В таких условиях финны решили не зацикливаться на «чистом» производстве мобильных трубок, а параллельно заняться предоставлением онлайновых потребительских услуг. Причем и здесь компания, ни много ни мало, претендует на мировое лидерство. В текущем году Nokia совершила два крупных поглощения: во-первых, приобрела бостонскую Enpocket, что обеспечит ей мощные позиции в секторе мобильной рекламы; во-вторых, отдала $8,1 млрд. за американскую Navteq – одного из мировых лидеров в разработке навигационного софта. Мировые продажи этих систем к 2010 г. утроятся и вырастут до $12,8 млрд. Параллельно Nokia стремится создать социальную сеть, звеньями которой станут игровой портал N-Gage, онлайновый фотобанк Nokia Photos, интернет-магазин Nokia Music и картографический сервис Nokia Maps.
Новая, сервисная ориентация компании будет подкреплена реструктуризацией, намеченной на 2008 г. Организацию поделят на три подразделения: по производству устройств, разработке ПО и рыночной деятельности.
Экспансия, особенность позиционирования продукции
Производитель спорттоваров амбициозен: к 2011 г. планирует нарастить продажи на 53% (с $15 до 23 млрд.). Достичь этого попытается в два хода. Во-первых, корпорация в течение трех лет откроет 100 новых фирменных магазинов по всему миру. Примерно половина торговых точек, которые Nike откроет без участия ритейлеров, будет расположена в местах люксового шопинга. Компания также планирует дальнейшую экспансию в Бразилию, Китай, Россию, Индию, причем за последний год ее продажи в Индии выросли на 40%. А китайский рынок Nike в ближайшие годы и вовсе определит для себя как второй по значимости после США.
Во-вторых, для повышения продаж будет сделана ставка на индивидуальный подход к клиентам. При этом продукцию Nike диверсифицируют и выделят в шесть категорий спорттоваров: футбол, баскетбол, бег, товары для мужского и женского фитнеса, а также товары культуры спорта. (Ранее таковых было три: одежда, обувь и инвентарь.) Но главное – это $1,9 млрд. в балансе компании, которые пойдут на поглощения.
Фокусировка бизнеса, расширение продуктовой линейки
Задача-максимум для корпорации – довести норму прибыли с нынешних 40-45% до 50%. Для этого IBM активно усиливает фокусировку. В январе 2007 г. ее подразделение по производству принтеров выведено в СП с японской Ricoh. Ранее, в 2004 г., корпорация продала китайской Lenovo бизнес по производству ПК и ноутбуков. IBM отсекает те подразделения, которые не вписываются в дальнейшую концепцию ее развития, согласно которой компания сконцентрируется на трех ключевых сферах: производство серверных систем, программное обеспечение, IT- и бизнес-консалтинг. Особое внимание IBM намерена уделять разработке сервисно ориентированной архитектуры и расширению портфеля софтверных решений. Свежий пример: презентованный IBM офисный пакет Lotus Symphony – своего рода бесплатная альтернатива Microsoft Office.
R&D будут оставаться мощным тылом для корпорации: по объему инвестиций в них ($4,3 млрд. только за 2006 г.) IBM удерживает первое место среди поставщиков компьютерных услуг, притом что многие исследовательские центры размещены в «дешевых» Индии и Китае.
IKEA
Диверсификация бизнеса, экспансия, минимизация издержек
Шведский мебельный гигант готовится развиваться настолько стремительно, что ежегодно собирается принимать на работу как минимум 10 тыс. человек по всему миру. Ключевые принципы бизнеса IKEA – придерживаться жесткой экономии и использовать даже наименьшую возможность заработать. К примеру, компания планирует сократить число поставщиков и сфокусироваться на самых дешевых. Для минимизации закупочных цен на древесину IKEA до 2013 г. намерена открыть в России 30 собственных лесопилок. Принцип экономии проявляется и на более мелком уровне. Скажем, для дизайнеров IKEA древесная стружка – это не отходы, а материал для модернистского мебельного решения.
В то же время для наращивания прибыли компания не только осваивает емкие рынки Китая и Японии, но и экспериментирует с непрофильным бизнесом. К примеру, около года назад она начала поставлять этнические шведские продукты в супермаркеты США и Азии (уже заработав на этом $850 млн.) и занялась выпуском экологичных одноразовых хозяйственных сумок. Новый проект IKEA – строительство на севере Англии быстровозводимых коттеджей на деревянном каркасе. Такие дома будут стоить до 150 тыс. фунтов стерлингов и продаваться только семьям, не имеющим собственного жилья.
Zara
Оптимизация производственных процессов, экспансия
С 2006 по 2007 г. стоимость бренда испанского модного дома выросла на 22% – до $5,2 млрд. И потенциал роста еще не исчерпан: по всему миру Zara продолжает открывать минимум по одному магазину в день. Компанию окрестили самым агрессивным игроком отрасли. Ежегодно Zara создает до 10 тыс. моделей мужской, женской и детской одежды – они схожи с разработками ведущих модельеров, но находятся в средней ценовой категории. На создание новой коллекции у испанских дизайнеров уходит около пяти недель, тогда как у конкурентов – до полугода. Это возможно благодаря тому, что 60% производства сосредоточено внутри компании.
Фокусируясь на быстром обороте товара (каждую неделю в бутиках обновляется до 35% ассортимента) и опыте магазинных продаж, Zara рассматривает свои торговые точки как эффективные маркетинговые каналы. Поддерживая всегда широкий выбор товаров в своих магазинах и заставляя людей возвращаться, Zara сумела снизить затраты на традиционные рекламные носители до 0,3% от оборота, тогда как у конкурентов они составляют 3-4%.
Apple
Расширение продуктовой линейки
За последний год бренд корпорации подорожал на 21%. Секрет успеха – умение подогревать спрос и формировать ожидания. Ее конвергентные гаджеты пользуются у потребителей завидным успехом. Так, продажи смартфона iPhone, признанного лучшей технологической новинкой года, в 2008 г. ожидаются на уровне 10 млн. шт. Бесспорно, планка высокая, но взять ее можно: Apple уже объявила о снижении цены на iPhone на $200 и готовности выпустить его 3G-версию. Свой вклад внесут и продажи iPhone в Европе и Азии, стартующие только в конце этого – начале следующего года. Если план сработает, 1% мирового рынка мобильных телефонов Apple обеспечен.
Презентована новая линейка легендарных плееров iPod во главе с iPod touch-плеером с сенсорным экраном, возможностью доступа в Интернет через Wi-Fi и покупки музыкальных композиций.
В 2008 г. ожидается и анонсирование новой операционной системы Mac OS X 10.5 Leopard. А, по прогнозам AppleInsider, корпорация также презентует возрожденный КПК Newton, популярный еще в начале 1990-х гг. Если прогнозы оправдаются, у Apple появится пятое направление бизнеса наряду с Mac, iPod, Apple TV и iPhone.
Volkswagen
Реорганизация
В нынешнем году компания готовится сразу к нескольким рекордам. Сперва наибольшими в истории автоконцерна стали его глобальные продажи по итогам полугодия (3,1 млн. авто, что на 7,8% больше прошлогоднего значения), теперь на рекорд претендуют прогнозируемые годовые продажи (6 млн. авто на фоне 5,7 млн. в 2006 г.). В целом прибыль концерна растет уже четыре квартала подряд, и, похоже, сбавлять этот темп крупнейший европейский автостроитель пока не намерен.
Такому триумфу концерн обязан программе сокращения издержек в Германии, запущенной в минувшем году с подачи тогдашнего руководителя Бернда Пишецридера. Он предложил к 2009 г. уволить 20 тыс. заводских рабочих (20% персонала), а оставшимся продлить рабочую неделю. Преемник Пишецридера Мартин Винтеркорн, возглавив компанию в начале 2007 г., продолжил реформы предшественника. В частности, он объединил все бренды в два подразделения. В одно вошли «народные» марки VW, Skoda и Seat, а в другое – премиальные Audi, Bentley, Bugatti и Lamborghini.
Google
Диверсификация бизнеса
Поймав свой попутный ветер, интернет-корпорация плывет за ним вот уже несколько лет. Только в 2007 г. стоимость ее бренда выросла на 44%. Google уже отвоевала 67% рынка поисковых систем, постоянно усиливая их коммерциализацию. Но корпорация Лари Пейджа и Сергея Брина достигнутым довольствоваться не намерена, всерьез готовясь закрепиться в непрофильных сегментах. Первый из них – офисное программное обеспечение. Начальные шаги уже сделаны: еще в 2006 г. были представлены интернет-пакет для корпоративных клиентов Google Apps в составе почтового сервера Gmail, органайзера, интернет-пейджера Google Talk и конструктора веб-страниц Google Web Creator. Теперь этот список пополнился бесплатным онлайновым текстовым и табличным редактором Docs&Spreadsheets. Удобство и дешевизна использования пакета ($50 в год за рабочее место) станет приманкой для фирм с простыми бизнес-процессами, в среде крупных заказчиков его будет продвигать IТ-консалтинговая компания Candemini.
Вторая сфера, на которую положила глаз корпорация – софт для мобильных телефонов. Вполне возможно, что разрабатываемая Google бесплатная и основанная на Linux операционная система все же отберет часть рынка Windows Mobile.
GDF-Suez
Слияние
Если отбросить политическую подоплеку сделки, ее бизнес-сторона более чем перспективна. В результате слияния появится третий по величине после Electricite de France и E.ON европейский энергогигант с рыночной капитализацией в 70 млрд. евро. GDF-Suez будет главным покупателем и продавцом газа в Европе, мировым лидером в области сжиженного природного газа (25% рынка Европы) и займет пятое место среди европейских производителей электричества (2,2 тыс. МВт ежегодно с перспективой наращивания до 5 тыс. МВт в течение пяти лет). Синергия от слияния ежегодно будет исчисляться 1 млрд. евро вплоть до 2013 г.