Власть и бизнес
Volkswagen оказался вне закона
Однако в 2004 г. Еврокомиссия подала иск в Европейскую судебную палату, в котором потребовала признать закон противоречащим положению ЕС о свободном движении капитала. Само же немецкое правительство категорически отказывалось это делать, утверждая, что закон призван сохранить рабочие места. Но суд полностью внял аргументам Еврокомиссии, и 23 октября легендарный «Закон о Volkswagen» был отменен. «Германия не смогла доказать необходимость сохранения такого закона в целях защиты интересов миноритарных акционеров», – говорится в постановлении суда.
Впрочем, опасаться, что VW достанется иностранным инвесторам, правительству Германии не придется. Крупнейшим акционером производителя «народного автомобиля» еще в сентябре 2005 г. стал немецкий Porsche, и с тех пор он постоянно наращивал свою долю. Сейчас ему принадлежит 31% акций, и останавливаться на этом он не намерен. «Наконец-то с таким пережитком покончено, – заявили аналитики Cantor Fitzgerald. – Теперь Porsche попытается установить полный контроль над VW, что приведет к увеличению прибыльности компании». Интерес Porsche к VW понятен: он уже многие годы поставляет Porsche комплектующие для трети всех продаваемых им автомобилей. Компании совместно разработали три модели (Cayenne, Touareg и Q7), а также производят гибридные двигатели. Не последнюю скрипку здесь играет и «управленческое» родство: глава наблюдательного совета VW Фердинанд Пьех владеет 13% акций Porsche.
По прогнозам BCG, в 2010 г. китайский потребительский рынок достигнет $690 млрд., превзойдет по объему все европейские и станет третьим после США и Японии, а к 2015 г. китайцы оттеснят японцев на третье место
Приобретения
News Outdoor обоснуется в Азии
Теперь NOSEA приобрела 30%-ю долю в капитале вьетнамской Youth Advertising Company, входящей в пятерку крупнейших операторов страны. И, как ожидается, путь к безусловному лидерству ей открыт. Компании принадлежат билборды, автобусные остановки и крупноформатные конструкции в Хошимине (Сайгоне), население которого составляет около 6 млн. человек. По словам управляющего директора NOG Максима Ткачева, за последние пять лет объем рекламного рынка Вьетнама увеличился практически в четыре раза, до $400 млн., что делает его одним из наиболее быстрорастущих рекламных рынков в Азии. «Этот рост только продолжится, поскольку в ближайшие годы страна вступит в ВТО. К тому же 92% городских жителей Вьетнама ездят на мотороллерах, что делает наружную рекламу в этой стране очень перспективным видом медиа», – говорит г-н Ткачев. С ним соглашаются и аналитики российского Eastway Capital: «Ежегодный рост ВВП во Вьетнаме превышает 8%, что близко к среднему показателю по странам СНГ. Там колоссальными темпами растет промышленность, потребительский рынок. Страна становится привлекательной для тех игроков, которые ориентируются на потребительский спрос. Приток прямых инвестиций в страну за 2007 г. ожидается на уровне $10 млрд.».
Власть и бизнес
France Telecom проштрафился. Как и Vodafone
Впрочем, это не единственная телекоммуникационная компания, которой придется финансово отчитаться перед законом за свои действия. Независимая служба по защите личной информации при правительстве Греции наложила $19,1 млн. штрафа на Vodafone Greece за участие в шпионском скандале, имевшем место с лета 2004 г. по март 2005 г. (включая время проведения Олимпиады в Афинах). Как стало известно, мобильные телефоны 106 высших должностных лиц, журналистов и бизнесменов Греции прослушивались «неустановленными лицами». Кем именно, выяснить не удалось.
Поглощения
Microsoft займется шопингом
Между тем покупка мелких компаний до недавнего времени считалась обычной стратегией Microsoft на рынке слияний и поглощений. К примеру, в 2007 финансовом году корпорация приобрела 23 компании, 13 из которых обошлись Microsoft в общей сложности в $1,34 млрд. Самая дорогая из купленных компаний – владеющая технологией распознавания речи Tellme Networks – обошлась в $800 млн. (Из общего ряда выбивается разве что поглощение в 2005 г. за $6 млрд. компании aQuantive, специализирующейся на рекламе.) В целом в минувшем финансовом году корпорация впервые потратила на поглощения больше, чем на исследования и разработки: бюджет на R&D в 2007 г. составил $7,12 млрд., или 14% от выручки.
Не исключено, что одной из ближайших сделок Microsoft может стать покупка 5% акций социальной сети Facebook за $500 млн. К тому же, по словам г-на Балмера, для роста рекламного бизнеса корпорации необходимо развиваться на рынке поиска в Сети. Так что принадлежащий Microsoft онлайновый поисковик Windows Live по-прежнему полон амбиций. Хотя пока, по данным comScore, Windows Live занимает всего 10,3% американского рынка поиска против 57% у Google и 23,7% у Yahoo!
General Motors по итогам девяти месяцев 2007 г. вернул себе мировое лидерство по продажам автомобилей, обогнав Toyota. Соответствующий показатель американского концерна составил 7,06 млн. авто (+2%), японского – до 7,05 млн. (+7%)
Кризис-менеджмент
Sanyo усиливает фокусировку
Японская Sanyo Electric, которая вот уже три года тщетно пытается выйти в плюс, теперь рьяно избавляется от непрофильных и наименее рентабельных активов. В рамках реорганизации технологическая компания уже продала свой пакет лизинговой компании Sanyo Electric Credit, а также долю в СП с Seiko Epson по выпуску ЖК-мониторов. 31 октября завершилась сделка на сумму $42 млн. по передаче корпорации Telepark подразделения по сбыту сотовых телефонов. А недавно компания договорилась о продаже полупроводникового подразделения инвестфонду Advantage Partners за $957 млн.
Мобильное подразделение, доля которого в структуре компании составляет 15%, уже давно не приносит прибыли. В настоящее время Sanyo занимает на внутреннем рынке лишь седьмое место, контролируя приблизительно 7% соответствующего сегмента. Однако сопротивляться наплыву трубок из США, Европы и Южной Кореи ей все сложнее. Два года назад топ-менеджмент еще вынашивал планы снизить себестоимость производимой продукции за счет реструктуризации мобильного подразделения. Планы не оправдались (к примеру, ожидаемые продажи телефонов, по итогам нынешнего финансового года, снизили с 12,5 до 11 млн. трубок). В результате было решено вообще выйти из этого бизнеса.
Теперь Sanyo сосредоточится на наиболее перспективных направлениях бизнеса – выпуске аккумуляторов и солнечных батарей. Как ожидается, это позволит компании поправить ее незавидное положение. Только за последний квартал чистые убытки компании выросли на 72% по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. Всего же с марта 2004 г. они достигли $3,67 млрд. Причиной тому стали снижающиеся цены на продукцию производителя вкупе с непомерными, как оказалось, расходами на реструктуризацию.