Site icon Companion UA

Высокие технологические споры

Компания Amadeus определила образ путешественников будущего. С ней согласны далеко не все перевозчики и турагентства, особенно в Украине.


В 2020 году путешественники смогут не только самостоятельно проходить регистрацию в аэропортах, но также контролировать уровень стресса во время перелета. Таково видение будущего у специалистов компании Amadeus (глобальный поставщик решений для бронирования билетов и IT-решений для других процессов в туристических агентствах, авиакомпаниях и аэропортах).


Проведя исследование «Классификация путешественников будущего 2020» совместно с Henley Centre Headlight Vision (компания, специализирующаяся на консалтинге и исследованиях), Amadeus выдвинула концепцию «гуманизации технологий», или технологий на службе человека.


Проведенное исследование стоит рассматривать как попытку вызвать дискуссию в отрасли и в итоге выработать общее видение будущего, определить направления работы. Ведь каждая группа пассажиров обладает своими потребностями, в зависимости от которых нужно будет предоставлять те или иные услуги на основе определенных технологий.

Пока с Amadeus согласны ряд европейских компаний, тогда как украинские турагентства и авиаперевозчики отстаивают иную точку зрения.


Западный мир активных пенсионеров
По критериям массовости и доходности исследователи выделили четыре основные группы пассажиров: активные пенсионеры, международные семейные общины, космополиты и глобальные топ-менеджеры (группы указаны в порядке снижения численности). По словам исследователей, такая сегментация неполная и охватывает примерно 80% пассажиропотока. Но все же для западного мира она кажется достаточно исчерпывающей.


Первая группа – «активные пенсионеры» – выделена в свете мировой тенденции старения наций. В нее входят люди в возрасте 50-75 лет, располагающие свободными средствами, для которых путешествие – способ отдохнуть и увидеть мир. Для них будут актуальны технологии, позволяющие контролировать здоровье, их смогут сопровождать на протяжении всего путешествия (например, члены семей смогут наблюдать за передвижением бабушек и дедушек).

Вторая группа – «международные семейные общины» – сформируется под влиянием глобальной миграции населения. Все чаще люди будут путешествовать, чтобы навестить родственников, проживающих в других странах. Для этой категории путешественников важны технологии удобного бронирования и оплаты авиабилетов.


Третья группа – «космополиты» – сформируется за счет людей, работающих в одном городе, а живущих – в другом. Эта группа потенциально невелика, но частота путешествий ее представителей высокая. Им важны технологии, позволяющие в онлайн-режиме приобретать и менять билеты, комбинировать даты путешествий, а также возможность использовать Интернет и мобильную связь на всех этапах путешествия.


Четвертая группа – «глобальные топ-менеджеры» – будет немногочисленной, но самой взыскательной. Руководители глобальных корпораций, предпочитающие сейчас частные самолеты, станут больше внимания уделять другим видам авиаперелетов. Для них будут важны, к примеру, технологии, позволяющие комбинировать расписания чартерных и регулярных рейсов.


Украинский рынок деловых поездок
Классификация по-украински пока выглядит совершенно иначе. Так, отечественные операторы рынка перевозок делят путешественников на группы по двум основным критериям – «назначение поездки» и «источник оплаты». Основных групп две: бизнес-путешественники и отдыхающие (туристы). Бизнес-путешественники в свою очередь делятся на подгруппы: корпоративные и частные. В целом операторы убеждены, что даже через 10-15 лет в сегментации путешественников в Украине сохранятся две основные группы: деловые путешественники и туристы. «10-15 лет для Украины – небольшой срок. За это время мало что изменится в подходе к предоставлению услуг путешественникам», – рассуждает Андрей Грицай, генеральный директор компании «Обрій». Причем бизнес-путешественников, очевидно, будет становиться все больше.


«Какая из подгрупп в категории бизнес-путешественников будет весомее, зависит от того, какой бизнес в стране станет превалировать в 2020 г. То есть от того, будет ли национальный продукт в основном создаваться большими корпорациями или же малым и средним бизнесом, – убежден Сергей Фоменко, вице-президент по продажам и маркетингу МАУ. – Что касается туристов, то их не так много: раньше нашим стандартом считалось отдыхать раз в год, теперь – два раза в год, но изменение это произошло буквально год назад».


О том, что в Украине будет преобладать деловой туризм, говорит Надежда Стекленева, генеральный директор компании Via Kiev: «В нашей стране большинство путешественников – люди, осуществляющие деловые поездки. Скорее всего в будущем большую часть поездок будут совершать деловые путешественники и люди, работающие за рубежом. Кроме того, заметную часть пассажиропотока составят туристы среднего возраста, но никак не пенсионеры».


Сдвиги в приоритетах
Несмотря на подобную инертность отечественного рынка, изменяться он все же будет. В частности, уже сейчас перемена в настроениях украинских путешественников видна из ответа на вопрос: «Что самое главное в перевозке?». «Если ранее на первом месте была безопасность, то теперь она – само собой разумеющийся факт. Главным становится качество сервиса», – утверждает Сергей Кравченко, заместитель генерального директора по продажам и управлению доходами компании «АероCвіт».


Оформились также требования и к удобству стыковок рейсов, времени перелета, уровню комфорта на борту. Эксперты утверждают, что потребности в удобстве существовали и раньше, но сегодня они ярче выражены.


Эксперты единогласны: украинская клиентоориентированность неизбежно перерастет в «гуманизацию технологий», но только позже, чем через 15 лет. «Наш рынок организации туристических услуг и перевозок не до конца сформирован и структурирован. Многие компании, которые отправляют и в шоп-туры, и на отдых, заявляют, что организуют также и деловые поездки. Но, работая в таком режиме, нельзя хорошо знать своего клиента, а значит, об истинной клиентоориентированности в таких компаниях говорить рано. Для того чтобы переходить к концепции гуманизации, нужно сформировать структуру рынка», – подытоживает Валерия Луйк, директор компании Sky Travel HRG Ukraine.


Решать насущные проблемы
В Украине операторы рынка пока не только не принимают классификацию, выведенную Amadeus и Henley Centre Headlight Vision, но и сетуют на невысокий уровень доверия отечественных путешественников к новым технологиям.

Также перед турагентствами и перевозчиками остро стоит вопрос распределения финансового ресурса. Им нужно разобраться, в какие новые технологии инвестировать и насколько вообще сейчас оправданы подобные долгосрочные вложения.


Сергей Фоменко: «Я думаю, что украинские авиакомпании будут инвестировать в технологии только тогда, когда уже будет сформирован спрос. Они сейчас заняты решением насущных производственных вопросов, и это более важно, нежели работа на перспективу. Чтобы эффективно выживать, удовлетворяя спрос, компании предлагают стандартный средний продукт – знакомое содержание услуг и привычно стабильное качество. Нет еще у отечественного путешественника сформированного видения того, что он хочет».


Конкуренция все же заставляет украинских игроков потихоньку двигаться в сторону «гуманизации технологий». Сергей Кравченко: «С одной стороны, даже инвестиции в технологии, которыми сегодня пользуются перевозчики, для них ощутимы, ведь объемы перевозок намного меньше, чем у зарубежных гигантов. С другой стороны, без технологических инноваций будущего у украинских компаний нет, и с появлением «открытого неба» у нас вообще не будет шансов конкурировать».


Некоторым утешением для украинских операторов послужит то, что в результате внедрения технологических инноваций они смогут рассчитывать в конечном итоге на снижение затрат, поскольку процессы станут автоматизированными.

Только бизнес-процессы и бизнес-приоритеты придется изменять. Как отмечает Валерия Луйк, туристические компании должны уделять внимание консалтингу. «Консалтинг будет процветать, ведь у путешественников останется потребность общения с людьми, а не с самим собой по Интернету», – говорит она. 







ХХІ век – век путешественников

По прогнозам ВТО, в ХХІ веке ожидается туристический бум. Так, до 2020 г. количество путешествующих в мире вырастет до 1,6 млрд. человек в год.
Доходы от туризма в 2010 г. составят $1550 млрд., что в 3,3 раза превысит их уровень в 2000 г. До 2020 г. прогнозируется увеличение доходов до $2000 млрд.







Методика исследования «Классификация путешественников будущего 2020»

На первом этапе Henley Centre Headlight Vision использовала ресурсы таких международных организаций, как ООН, ВТО, Мировой банк, Международная ассоциация национальных туристических агентств.
На втором этапе были проанализированы данные ряда глобальных исследований поведения потребителей.
На третьем этапе провели серию интервью с перевозчиками и другими отраслевыми экспертами.

Exit mobile version