Tермин «дауншифтинг» в последнее время мелькает в прессе и литературе. Под ним понимается добровольное снижение человеком своей жизненной планки по различным направлениям. Явление это стало распространенным на Западе, где уставшие люди стремятся уделять больше внимания просто жизни. Первым дауншифтером, попавшим в историю, можно считать римского императора Диоклетиана, оставившего в 305 г. свой трон ради жизни в селе и выращивания капусты.
Формально поступок Владимира Шаповалова, оставившего пост председателя правления «АСНОВА холдинга» (многопрофильной структуры, один из самых известных ее активов – розничная сеть «ДЦ») и начавшего новый небольшой бизнес, попадает под определение дауншифтинга. Но сам Владимир не согласен с этим, мотивация его решения иная.
«Создающий условия»
Ваше решение уйти случайно по времени совпало с продажей части «ДЦ» или это связанные между собой события?
Определяющей связи нет. Но какой-то «кирпичик» в решение факт продажи добавил.
Долгое время меня удерживал такой фактор, как «ответственность перед подчиненными», теми людьми, которых я приводил в компанию. Я ошибочно, как сейчас понимаю, считал: чем дольше остаюсь в должности, тем лучше делаю для них. Это была неправильная мотивация…
Продажа контроля над «ДЦ» – не только деньги (эксперты высказывали предположение, что от продажи 65%-й доли в «ДЦ» украинские владельцы могли получить до $100 млн. – Прим. ред.), но и упрощение задач по управлению холдингом. Это тоже повлияло на мое решение.
Знали, куда уходите?
Знал, что чем-то займусь, но не было уверенности, чем именно.
Вы говорите дауншифтинг… Ко мне это не имеет отношения. Для меня на самом деле болезненно снижать планку. У меня мозги устроены так, что постоянно тянет в сторону глобализации. Я не чувствую, например, как управлять небольшим предприятием, где все построено на личных отношениях. Это не совсем мое. И речь не о том, что мне нравятся процедуры, документооборот. За всю жизнь я не только не написал ни одной процедуры, но даже и не читал их.
Я понимаю, что нужно делать в глобальном плане, чтобы зарабатывать деньги. От меня могут исходить система, правила, письма, которыми я стараюсь зажечь людей, но ни в коем случае не инструкции.
Можно сказать, что вы лидер, а не операционный менеджер?
Откровенно говоря, не нравится мне слово «лидер» по отношению к себе. Мне больше по нраву определение «создающий условия». Оно меня не напрягает и больше отражает суть моего стиля.
Со своими правилами в чужой монастырь
И чем вы после размышлений решили заняться?
Ключевая идея – винная розница. Это большие магазины, хорошие качество и цена. Мы для себя этот формат сравниваем с IKEA на мебельном рынке. В отличие от супермаркетов у нас не будет продажи полок, промоутеров отдельных марок. Товар станет располагаться не по принципу импортеров, поскольку потребителю это совершенно не важно, а по категориям вин. В идеале мы хотели бы, чтобы импортеры у нас не конкурировали, а объединились ради общего решения задачи – роста продаж качественного вина.
Идея такая: если в настоящее время какие-то импортеры отпускают кому-то вино по какой-то цене, мы хотим, чтобы эта цена у нас уже была на полке. Товаром, который поставляем сами, мы задаем некие ценовые правила, и все желающие могут их принять и присоединиться к нам.
Нам хотелось бы заниматься только розницей. Импорт – вынужденный шаг, потому что на сегодняшний день, на мой взгляд, нет нормальных партнерских отношений между розницей и импортерами алкоголя. Каждый преследует свои цели. В ресторанах, сетях есть практика эксклюзивов, которые не только сами по себе стоят больших денег, но и не допускают конкуренции. И за все это в конечном итоге расплачивается потребитель, покупая по завышенным ценам.
Я недолго в этом бизнесе, поэтому мне трудно судить о причинах существования такого порядка. Но мне кажется, что такие правила заложили люди, начинавшие этот бизнес. Им близок именно такой подход. А нам на самом деле это на руку, поскольку в результате на рынке образуется ниша, которую можно попробовать занять.
Если резюмировать, то на винной теме удачно сошлись несколько факторов. Во-первых, мне это интересно; во-вторых, есть незанятая ниша; в-третьих, рынок пока развивается, поэтому для выхода на него нужны относительно небольшие деньги.
А как же разговоры о том, что Украина – водочная страна?
Ну и что? Финляндия была не менее водочной, но сегодня там вино подвинуло водку. Конечно, от водки наш народ не откажется, но пропорции обязательно изменятся.
Вас не смущает тот факт, что вы намерены входить со своими правилами в чужой монастырь? Вас же могут просто вытолкнуть?
Возможно. Но я не ставлю на кон все. Мне не страшно потерять какие-то деньги, я отношусь к этому, как к игре. Однако внутренне уверен, что должно получиться, и верю в свою звезду, судьбу или самого себя – как хотите. Большинство из того, что уже начинал, получалось.
Сейчас читаю какие-то книги, задумываюсь и прихожу к согласию с авторами, что мысли таки материализуются. Если думать, что появятся проблемы, то они обязательно будут. Если станешь думать, что никому нельзя доверять, постоянно будешь находить тому подтверждения. И наоборот: если верить, что проект получится, то так и случится.
Во что материальное уже обратилась ваша вера?
В настоящее время подписаны два договора аренды помещений для магазинов. Первый из наших Goodwine откроется до конца года в центре Киева – на Печерске. Это отдельно стоящее здание, в котором торговый зал – 1200 кв. м. В ассортименте на 90% – вино. Кстати, мы долго колебались, латиницей или кириллицей писать название на вывеске. Но когда приехали на место, где будет магазин, то поняли, что латиница будет смотреться более выразительно.
Но одного магазина для розницы мало.
Многие сети начинались подобным образом, даже нынешний гигант Wal-Mart. Это нормальная ситуация, когда компания развивается естественным образом. Конечно, существует и другой вариант, когда магазины открываются сразу в большом количестве, но это другая модель и совершенно другие инвестиции.
«Я не сильно изучаю предметную область»
Соотношением цена-качество и «звездностью» производителя. Хотя, конечно, существующие импортеры самых «звездных» давно уже разобрали. Но в жизни ведь нет ничего однозначного. «Звездность» – это известность, за которую покупатель должен дополнительно платить. В то же время это не выдумки насчет того, что если провести слепую дегустацию, то среди вин одной цены «звездное» может и не стать победителем. Или схожие оценки со «звездным» может получить вино с более низкой ценой. Пусть потребитель выбирает, что ему важно: известный бренд или содержимое бутылки.
Но украинцы плохо подготовлены к такому выбору. Винная культура у нас пока плохо развита.
Согласен. Поэтому мы предполагаем стартовать с очень невысоких цен, конкурентных не только с грузинскими винами, но также молдавскими и украинскими. Как импортеры мы себе это можем позволить.
Но покупатель будет не доверять, мол, что это за французское вино за 30 грн.?
Мы надеемся, что само место продаж будет его успокаивать. Это же не подвал, где действительно может продаваться все что угодно по любой цене, а большой светлый «правильный» магазин, в котором есть не только такие вина. Тем более в ассортименте будут вина, представленные в других местах. Все это скажет о том, что это не обман, а просто хорошая цена.
Рядом с торговым залом расположится дегустационный зал. В нем планируем проводить тематические дегустации, занимающие час-два, на которые люди станут приходить специально, а также дегустации типа тестинга. По закону, нельзя бесплатно угощать алкогольными напитками, поэтому у нас за совсем небольшие деньги можно будет попробовать вино, продаваемое сейчас в торговом зале. А на ценнике на полке будет указано, что это вино сейчас можно попробовать. Кроме того, с партнером, известным киевским ресторатором, мы планируем открыть и винный бар в традиционном европейском понимании.
География представляемых нами вин – это Европа, Новый Свет. Мы еще молоды, только полгода торгуем вином, поэтому физически тяжело представить широкий ассортимент. Но внимание винам Нового Света будем уделять очень серьезное. Сейчас общепризнано, по крайней мере за пределами Франции и Италии, что это вино при невысокой цене имеет конкурентное качество.
За первые полгода ваша квалификация как винного специалиста сильно изменилась?
Думаю, нет. Возможно, один из моих минусов как менеджера в том, что я не сильно изучаю предметную область. Для этого у меня есть специалисты. Хотя в таком моем подходе, по крайней мере применительно к вину, есть и плюс: не являясь специалистом, я лучше чувствую среднего потребителя. Специалисты могут сделать что-то интересное только для таких же ценителей. Они и открывают бутики.
Насколько я понимаю, в своем новом проекте вы намерены использовать модель розницы, отработанную в «САВсервисе» и «ДЦ»?
Конечно. Эта модель доказала свою эффективность.
Есть известная дилемма – зарабатывать на обороте или марже. Мы для себя в «САВсервисе» сразу выбрали первый вариант – нужно вспомнить те времена: засилье «базарной» торговли с ее низкими ценами. Поэтому решили, что наши цены должны быть на 15-20% ниже, чем в других магазинах. Торговую наценку оставили такую же, как у всех: около 30%, но вычли ее из розничной цены. Таким образом получили цену, которую хотели получить у поставщика. Ее давали только за определенные объемы, и мы довольно скоро на них вышли.
В холдинге вы мотивировали топ-менеджеров предоставлением им доли в бизнесе…
Я и сейчас считаю это правильным. Конечно, не безоговорочно, но у топ-менеджера появляется ощущение совладельца, что сильно меняет его отношение к делу.
Но у вас появляется повод для головной боли – миноритарии могут оказаться конфликтными…
Во-первых, я беру в компаньоны не кого попало, а людей, которых, надеюсь, неплохо знаю. Если к людям нормально относиться, это никогда не станет проблемой. Во-вторых, если этого бояться, то именно так и случится. Я же говорил уже про материализацию мыслей.
«Почти все значительное произошло случайно»
Кому-то, чтобы лучше работалось, нужно состояние конфликта, другому – состояние внутренней гармонии. А вам?
Я очень не люблю конфликты. Страшно не люблю. Если вопрос непринципиальный, даже могу уступить.
Вы ощущаете себя на свой возраст?
Знаете, в последние годы, когда мне задавали вопрос о возрасте, чтобы ответить, я спешно высчитывал. Только сейчас цифра-то круглая – начинаешь думать: вот 40 лет грядет.
Вы внутренне ощущаете себя цельным, или вас там несколько?
Конечно, цельным. Но жизнь ведь так устроена, что нет ничего однозначного. Я практически ни в чем не уверен на 100%, так как на своем жизненном опыте убедился: иногда приходится на 180о менять свое отношение к чему-либо. Поэтому иногда приходится, обдумывая что-то поочередно, занимать различные позиции.
Вы вообще склонны к рефлексии?
Да. Я не зацикливаюсь на этом, но подобные размышления обычно помогают. Делаешь какие-то открытия в оценке внешних событий. А порой и внутри себя самого. Например, когда после десяти лет руководства «САВсервисом» я стал директором холдинга, то вспоминал, анализировал, что и как мы делали. И пришел к выводу, что почти все значительное произошло случайно. Никакого плана не было и, наверное, быть не может.
От человека, с одной стороны, зависит все, а с другой – ничего. Да, как мы будем думать, так оно и получится. Но «человек предполагает, а Господь располагает». Жизнь очень сложна и поэтому непредсказуема.
Но в ситуации выбора-то все зависит от человека?
Что вас в жизни больше всего огорчает?
Тяжело сказать… Мне не нравится, когда что-то с моей точки зрения делается неправильно, неэффективно. Хотя в то же время уверен: если мне что-то не нравится, то часто потому, что это я сам что-то делаю не так.
Если подчиненный, на ваш взгляд, что-то делает не так, вмешаетесь?
Смотря о каком вмешательстве идет речь. Если у меня есть какая-то идея, мы ее обсуждаем. Я стараюсь зажечь ею людей. Это нормально и интересно. Но когда вижу, что что-то делается неправильно, немного раздражаюсь, нервничаю, потому что понимаю: в этом есть и моя вина. Я что-то не усмотрел, возможно, ошибся в человеке. То есть получаю тревожный звоночек.
Стараюсь быть максимально авторитарным и жестким в момент подбора людей и демократичным в процессе работы. Не раз уже убеждался: если дашь слабинку на этапе подбора, рано или поздно она «вылезет».
Вы легко делегируете полномочия?
По натуре я человек нетерпеливый, часто хочу здесь и сейчас. Но будучи председателем правления холдинга, очень многие функции делегировал. В большом бизнесе иначе нельзя. Зато в своем нынешнем пока небольшом бизнесе я иной. Ближе к тому, что мне нравится.
Подъем с холдинга до «Бюро» |