«Банк Грузии», завоевав лидерские позиции в своей стране, вышел на украинский рынок. В Украине он намерен придерживаться стратегии работы в наиболее перспективных нишах.
Eсли у вас появится необходимость узнать перечень основных игроков мирового рынка банковских услуг, то для этого будет достаточно перечитать биографии топ-менеджмента «Банка Грузии». Найти в них человека без опыта работы в ведущих банках Европы или США почти невозможно. Грузинский банк стал первой и пока единственной компанией в своей стране, вышедшей на IPO. Совсем недавно «Банк Грузии» объявил о завершении сделки по приобретению украинского Универсального банка развития и партнерства (УБРП). О процессе вхождения на украинский рынок и дальнейших планах развития в эксклюзивном интервью «&» рассказал Николай Енукидзе, заместитель председателя наблюдательного совета «Банка Грузии». 29 октября 2007 г. г-н Енукидзе был избран председателем наблюдательного совета УБРП.
Поиск новых возможностей для развития привел «Банк Грузии» в Украину
Когда «Банк Грузии» впервые обратил внимание на украинский рынок, и с чем это было связано?
Первый раз об Украине зашла речь примерно два года назад – в октябре, возможно, ноябре 2005 г. Это было связано с несколькими взаимодополняющими факторами. В частности, к тому времени «Банк Грузии» стал на путь быстрого и агрессивного развития. Было ясно, что в ближайшем времени банки СНГ начнут активно расширяться. К примеру, российские банки уже начали активную экспансию за пределы России, тот же ВТБ присутствовал в Грузии. Поэтому стало понятно, что выход на рынки других стран – перспективное направление. Тогда мы начали реально думать о том, как развиваться в будущем.
На основе каких факторов приняли решение о выходе на украинский рынок? Были ли альтернативные пути развития вне Грузии?
Мы рассматриваем несколько рынков. Украинский рынок очень перспективный и интересный. Украина – большая быстроразвивающаяся страна, и если заходить на рынок, то именно с такими характеристиками. Поэтому для нас Украина была приоритетом, хотя мы параллельно смотрели и продолжаем смотреть на рынки близлежащих стран: Армению, Азербайджан, Беларусь, последнюю из которых я недавно посетил. Эти страны рассматриваем в качестве следующих рынков, на которых мы хотели бы работать. Если получится, будем покупать банки, если нет, придется начинать все с нуля, а это достаточно долгий и трудоемкий процесс.
Казахстан менее интересен, поскольку этот рынок уже очень сильно развит и является чуть ли не самым передовым в СНГ. В Казахстане рынок уже консолидирован, лидеры определены, и идти туда уже поздно. Мы также довольно активно смотрели на узбекский рынок. В принципе, он интересный. Но банкам-нерезидентам зайти на рынок непросто. Хотя мы продолжаем держать этот рынок в поле зрения.
Если смотреть за пределы стран СНГ, то полномасштабная работа на банковском рынке нам интересна. Было бы интересно иметь не более чем просто присутствие в одной из стран ЕС.
Сам процесс принятия решения о выходе именно на украинский рынок был довольно простой. «Банк Грузии» управляется наблюдательным советом, в составе которого насчитывается пять человек, и все стратегические решения принимаются ими. Конечно, собрание акционеров все это утверждает, как и полагается по закону, но стратегию определяет именно наблюдательный совет. Его члены общаются часто и интенсивно, причем все они хорошо понимают рынки. Двое членов наблюдательного совета – портфельные инвесторы, представители East Capital и Firebird, активно работающие на этом рынке. East Capital, например, один из крупнейших инвесторов в «Надра Банке», поэтому им долго объяснять целесообразность выхода на украинский рынок не пришлось. Они хорошо понимали все, и решение принималось быстро.
Почему был выбран именно УБРП, и по каким критериям?
На самом деле нам пришлось пройти довольно кропотливый процесс. Мы также вели переговоры с несколькими финучреждениями, но остановили свой выбор на УБРП.
Критериев было несколько. Во-первых, размер банка, потому что мы не BNP Paribas и не можем платить за банк, скажем, $1 млрд. Зная примерно, как оцениваются украинские банки, можно понять, какое финучреждение сколько стоит. Мы присматривались в основном к банкам из четвертой-пятой десятки. Плюс внимательно оценивали команду. Для нас очень важно, чтобы она была сильной и сбалансированной. Также обращали внимание на клиентскую базу и филиальную сеть. УБРП – очень хороший банк, который сбалансированно развит, с хорошей клиентской базой. Хотя он и не банк национального масштаба, но со стоящим присутствием в своих регионах.
Насколько сложным оказался процесс переговоров?
Трудностей не было. Был нормальный переговорный процесс, хотя сама сделка заняла у нас полтора года, и основным фактором этого была необходимость соблюсти все формальности.
Как быстро вы сошлись в цене?
Цена обсуждалась во время переговоров в комплексе с другими параметрами сделки. Основные принципы были определены довольно быстро, но некоторые детали приходилось корректировать, потому что в течение полутора лет банк развивается, меняется и соответственно необходимо менять параметры сделки.
Мы постараемся сделать то, что и остальные, только немного лучше
Никаких резких изменений не планируется. Банк нам очень нравится, он динамично развивается, хорошо сбалансирован. Но мы все же наметили сделать ряд вещей. Первое – усилить фондирование банка. Сегодня УБРП финансируется за счет депозитов, был один выпуск облигаций. Мы хотим расширить источники привлечения ресурсов, обеспечить доступ к международным источникам финансирования – фондовому рынку, синдицированным кредитам и т. д. Второе – развивать дальше сеть, создавая филиалы в городах, перечень которых сейчас определяется. Третье – немного усилить работу с корпоративными клиентами. У нас есть инвестиционный банк Galt and Taggart Securities, и мы видим, что банковские услуги и инвестиционный банкинг хорошо дополняют друг друга.
Так сложилось, что многие руководители «Банка Грузии» пришли из инвестбанкинга, где корпоративный бизнес построен именно так: у них очень плотное сотрудничество между инвестиционным и корпоративным банкингом.
Получается, что банк предоставляет пакет услуг. Сейчас мы активно работаем над тем, чтобы обеспечить совместную работу УБРП и Galt and Taggart Securities и предлагать клиентам более комплексные услуги.
Что же касается изменения бренда, то причины срочно его менять я не вижу. Мы не будем переименовывать УБРП в «Банк Грузии».
Планируются ли какие-то изменения в менеджменте?
У нас нет планов относительно изменения менеджмента. Можно сказать, что мы усиливаем команду. Чтобы помочь синхронизировать процессы в двух банках временно, на шесть месяцев сюда приехал заместитель председателя правления «Банка Грузии». Я активно здесь занимаюсь развитием бизнеса, будет еще пара специалистов, однако квалифицирую такой шаг как укрепление команды, а не как изменение менеджмента.
Какие у банка планы по развитию бизнеса в Украине? Как он будет себя позиционировать на рынке?
УБРП очень хорошо работает в своих избранных нишах – это ритейл и обслуживание среднего и малого бизнеса. Мы не планируем изменения направления деятельности. Мы хотели бы занимать эту нишу и дальше. Мы не собираемся развивать ритейл по всей Украине, а нацеленный на определенные сегменты. Это не точки присутствия в каждом магазине с потребительским кредитованием, а, скажем, карточные продукты, ипотека и т. д.
Помимо этого, нам интересен малый и средний бизнес, сотрудничество с которым планируем развивать и дальше. Причем малый и средний бизнес в моем понимании – это компании с оборотом от $5 до $150 млн. Как раз тот сегмент, где инвестиционный и корпоративный банкинги очень хорошо дополняют друг друга.
Еще одна сфера, на которой мы будем акцентировать внимание, – обслуживание торгового потока между Грузией и Украиной. Он очень динамично растет, чуть ли не удваивается каждый год. К нам уже обращались ряд украинских и грузинских клиентов, заинтересованных в наших услугах. Украинским бизнесменам, развивающим бизнес в Грузии, нужно банковское обслуживание. Причем их основной бизнес здесь, в Украине. В Грузии же их бизнес небольшой и опыта работы с ними у других грузинских банков нет. Поэтому им логичнее работать в Грузии именно с нами. То же справедливо и для грузинских компаний – грузинскому бизнесу в Украине будет очень удобно работать с УБРП. Например, грузинские девелоперы хотят что-то построить в Украине. Мы их хорошо знаем в Грузии, работаем с ними. Здесь же они менее известны. Немногие банки согласятся с ними работать, а для нас они хороший клиент. Поэтому мы можем спокойно обслуживать их и в Украине.
За счет каких ключевых факторов «Банк Грузии» намерен выиграть конкурентную борьбу с другими участниками рынка?
Наши амбиции довольно ограничены. Сейчас доля УБРП на рынке активов примерно 0,3%. Мы были бы очень довольны, если бы за несколько лет доля банка возросла до 1%.
Нашими конкурентными преимуществами среди финучреждений, аналогичных по размерам УБРП, являются: во-первых, возможность обеспечения лучшим финансированием; во-вторых, очень хорошая команда, которая к тому же будет дополнительно усилена; в-третьих, это связь с Грузией, на которую мы надеемся в оказании помощи.
Пока рано говорить, что будет суперконкурентным фактором в ритейле. Наверное, мы постараемся сделать то, что и остальные, только немного лучше. На самом деле банковский рынок примерно так и работает: продукты приблизительно у всех одинаковые, просто кто-то этот продукт делает чуть лучше и продает его немного лучше.
Экспресс-кредитование мы не будем развивать. Это уже перенасыщенный рынок. Слишком много банков этим занимаются. В Грузии, например, оно довольно быстро замещается кредитными карточками, которыми мы, безусловно, собираемся заниматься. Также активно работает программа стратегических дистрибьюторских каналов. Мы вступаем в партнерство с крупнейшей сетью супермаркетов, выпускаем со-брендинговые карточки, ставим в ней банкоматы и т. д. Мы являемся партнерами с Тбилисским метро, сейчас реализуется проект по использованию банковской карты для оплаты проезда в метро. Есть со-брендинговые инициативы с мобильными операторами. Мы хотели бы осуществить несколько подобных проектов в Украине, если будут такие возможности и это будет нам интересно.
До евробондов УБРП еще расти год-полтора. Минимальный евробонд, который можно делать в Лондоне, – это $100 млн. Но для этого капитал банка должен быть, по крайней мере, $60-$70 млн. Сейчас у украинского банка по IFRS капитал составляет около $40 млн. Но есть много других продуктов, которые доступны, интересны и приемлемы. И как раз они больше подходят для УБРП, чем евробонды. Это кредитные линии, которые предлагаются ЕБРР, IFC, прямые кредиты от международных банков, синдицированные кредиты, CLN и т. д. У нас большой опыт использования разнообразных инструментов для привлечения финансирования. Например, наш первый крупный международный кредит составил $25 млн., полученных от «Ситибанка». Это идеальный продукт для УБРП.
Мы также планируем увеличить капитализацию УБРП. Пока в этом нет такой необходимости. Его собственного капитала пока достаточно.
Что касается гривневых ресурсов, то на данный момент в банке гривни более чем достаточно, как и в системе в целом. В дальнейшем эта часть пассивов будет формироваться за счет депозитов как частных, так и корпоративных клиентов.
Планируете ли вы покупку или создание с нуля других финансовых учреждений (в том числе банков) в Украине? От чего это будет зависеть?
Покупка банка не самоцель. Этот шаг должен служить инструментом для развития, дополнять или усиливать существующий бизнес. Например, какой-то банк имеет очень сильное присутствие в определенном регионе, которого у нас нет. И для того, чтобы развить этот регион, нам нужно потратить полтора года. Но если вместо потери времени на поступательное развитие можно просто купить этот банк, тогда такая покупка оправдана. На данный момент мы не работаем над покупкой еще одного банка в Украине и не планируем целенаправленно искать объект для покупки.
Мы также заинтересованы начать работать на страховом рынке как в рисковом страховании, так и в сфере страхования жизни. В Грузии следуем модели, по которой покрываем все сферы финансовых услуг. Есть банк, страховая компания, являющаяся лидером на рынке, есть крупнейшая в Грузии брокерская компания Galt and Taggart Securities. В Украине мы хотели бы повторить этот спектр услуг. Но опять таки будем внимательно изучать, есть ли что-то интересное на рынке.
«Треть Грузии» уже в Украине «Банк Грузии» – крупнейший по объемам активов, капитала, депозитов и кредитного портфеля универсальный банк страны с долей рынка в 34%. Его филиальная сеть состоит из 109 точек. Клиентами банка являются 595 тыс. частных и более чем 60 тыс. юридических лиц. Банк предоставляет полный спектр банковских и страховых услуг, а также услуг по управлению активами. Общий операционный доход финучреждения в 2006 г. вырос на 75% – до $64,8 млн.; чистая прибыль – на 102% – до $16,1 млн.; активы – на 169% – до $0,7 млрд. В ноябре 2006 г. АО «Банк Грузии» стал первой грузинской компанией и вторым банком среди стран СНГ, разместившим собственные акции в формате глобальных депозитарных расписок, на Лондонской фондовой бирже (LSE: BGEO). На конец сентября 2007 г. до 85% доли банка принадлежало западным институциональным инвесторам, остальная часть – представителям менеджмента сотрудникам банка и частным акционерам. |
Грузин с английской пропиской |