Site icon Companion UA

Третья сторона медали

Мы не планировали готовить материал о черных списках рекрутинговых агентств, собираясь ограничиться описанием лишь самых наболевших вопросов — появления black-листов кандидатов и работодателей. Однако требования наших читателей после публикации статей «Кандидаты non grata» и «Черные работодатели» «рассказать всю правду» о рекрутерах, неквалифицированно выполняющих свою работу а потом еще и смеющих заносить клиентов в черные списки, заставили нас взяться за сбор информации о существовании black-листов в сфере рекрутимента.


Результат опросов подтвердил известную поговорку: «Ворон ворону око не выклюет». Кадровики, выступившие инициаторами создания черных списков кандидатов и работодателей, предпочитают не создавать подобные инструменты в отношении самих себя. По крайней мере, Сергей Беляев, координатор Ассоциации кадровых агентств Украины АРКА, заявил, что ему неизвестно о создании какого-либо black-листа рекрутеров. Впрочем, хотя наши поиски «черных кадровиков» и не увенчались успехом, мини-исследование в этой сфере ни в коем случае нельзя назвать бесполезным: мы, как минимум, выяснили те основные критерии, при несоблюдении которых компания-клиент может заносить рекрутинговое агентство в свой собственный черный список. А также определенные формальные признаки непрофессионализма агентства, знание которых поможет компаниям не связаться с непрофессиональными или не чистым на руку кадровиками.


Что такое хорошо, и что такое плохо


Первое, на что хочется обратить внимание — в отличие от расплывчатого понятия «плохой кандидат» или «плохая компания» (помните, что русскому хорошо, то немцу смерть), понятие «плохое кадровое агентство» имеет свои совершенно конкретные признаки. Итак, по мнению Сергея Беляева с рекрутером не стоит работать если он:


– пойман на переманивании от одного заказчика к другому ранее устроенных соискателей или других сотрудников клиентских компаний в течение определенного времени. Как правило, этот срок фиксируется в договоре и колеблется от 0,5 до 3 лет;


– при работе с соискателями допускает дискриминацию по тем или иным признакам (половым, национальным, возрастным и так далее), вместо того, что бы руководствоваться исключительно профессиональными и психологическими требованиями заказчика;


– совершает какие-либо действия, которые могут повредить соискателю на его настоящем месте работы (например, открыто собирает рекомендации);


– «сливает» информацию о поиске работы сотрудником работодателю;


– взимает вознаграждения с соискателей за их трудоустройство.


Кстати, за последний проступок, по словам менеджера психологической службы и партнера компании «Анкор СВ» Аллы Коняевой рекрутеры и заносятся в черные списки, которые, по ее словам, таки существуют на рынке, просто никоим образом не афишируются. «Для рекрутинговых компаний считается неприемлемым отзываться негативно о своих конкурентах, это противоречит принятому в ассоциации профессионально-этическому кодексу», — поясняет такую скрытность г-н Беляев.


По мнению экспертов, формальным признаком неблагонадежности агентства может быть и частая смена им названия — если рекрутер каждые пол года выходит на рынок под новым брендом, значит, наверное, репутация старого серьезно подмочена.


Поэтому первое, что можно посоветовать потенциальным клиентам рекрутинговых агентств — при обращении в кадровое агентство, проверить, сколько лет оно работает на рынке, кто его клиенты, каковы о нем отзывы в СМИ и какая у него репутация. Правда, справедливости ради стоит отметить, что нахождение агентства в ТОП-10 рекрутеров еще ни о чем не говорит, так как схема составления подобных рейтингов далека от совершенства. Как правило, все они составляются следующим образом: менеджер, курирующий проект рейтинга, просит агентства прислать список компаний-клиентов, которые затем обзваниваются менеджером. Но ведь указываются, как правило, клиенты, которые заведомо будут говорить об агентстве только хорошо. И попадание агентства в десятку лучших зависит от того, какое количество «хороших клиентов» оно указало. Так что в случае выбора агентства стоит руководствоваться не столько опубликованными где-то рейтингами, сколько мнением коллег по рынку. Не рекрутинговому. Помните — ворон ворону…


Клеймить или не клеймить


И все-таки, стоит ли составлять и представлять на всеобщее обозрение списки неблагонадежности кадровых агентств? «Все зависит от методики составления этих списков: кто и по какому принципу туда попадает, — считает Сергей Беляев. — Таких списков сейчас в Интернете достаточно много, но профессионалу сразу видно, что часто компании попадают туда не из-за плохого качества работы, а из-за непонимания кандидатами/работодателями специализации или специфики работы того или иного агентства». К сожалению, на последней фразе круг замыкается — даже говоря о своих недостатках, кадровики норовят то и дело косо взглянуть в сторону не оценивших их усилия клиентов. И внести их в черный список. И эти взаимные обвинения будут продолжаться до тех пор, пока рынок кадровых услуг в Украине не станет цивилизованным и прозрачным. Пока агентства не прекратят браться за все подряд заказы от любых, пусть даже имеющих весьма нелестную репутацию клиентов, а клиенты не будут стараться «прокатить» агентство с положенным вознаграждением. Но вот только когда рынке начнутся сдвиги к лучшему, никто из экспертов прогнозировать не берется.

Exit mobile version