Кадровые перестановки
Merrill Lynch потерял управление
Стэн О’Нил, 56-летний глава инвестиционного банка Merrill Lynch, был вынужден по решению совета директоров покинуть свой пост. В компании он проработал с 1985 г., а на посту генерального директора – с 2002 г. При этом г-н О’Нил вошел в историю как первый афроамериканец, которому удалось возглавить крупную финансовую организацию на Уолл-стрит. Основные его успехи на посту генерального директора связаны с восстановлением деятельности Merrill Lynch после сентябрьских терактов 2001 г. Тогда пострадал офис банка, расположенный в башнях-близнецах, погибли три сотрудника, еще несколько тысяч остались без места работы. Стэн О’Нил в первую очередь приступил к реструктуризации – сократил 14,8 тыс. рабочих мест, закрыл 266 офисов и начал экспансию в сектор рискованных инвестиций. Хотя агрессивная стратегия топ-менеджера была мало кому по душе, его успехи поначалу впечатляли: за три года банк удвоил прибыль и довел ее до уровня $5 млрд.
Однако фортуна изменила г-ну О’Нилу. По итогам III квартала 2007 г. банк показал самые большие убытки за 93-летнюю историю компании – $2,3 млрд. против чистой прибыли $3 млрд., полученной за аналогичный период прошлого года. Выручка банка в III квартале – $577 млн., что на 94% меньше, чем годом ранее. Виной всему – кризис ликвидности и значительно подешевевшие ипотечные облигации класса subprime в портфеле инвестбанка. Но глава Merrill Lynch признался, что в этом есть и его вина: из-за массовых неплатежей в секторе ипотечного кредитования ему пришлось списать ценные бумаги на сумму $7,9 млрд. О’Нил еще больше усугубил ситуацию, начав без ведома совета директоров переговоры о слиянии с третьим по капитализации банком США – Wachovia.
Между тем ипотечный кризис, постигший США летом, стоил миллиарды долларов для многих финучреждений за пределами Америки. В момент наступления кризиса выяснилось, что многие европейские кредитные организации выдали слишком много ипотечных кредитов, обладающих высокой степенью риска. Из-за этого стоимость ценных бумаг, обеспеченных долговыми обязательствами, резко снизилась, что впоследствии привело к мировому кризису ликвидности. 30 октября крупнейший в Европе банк по размеру активов – швейцарский UBS – впервые за пять лет объявил о квартальных убытках, достигших 830 млн. швейцарских франков на фоне 2,2 млрд. чистой прибыли годом ранее.
Экспансия
Сети Wal-Mart опутают Россию
Wal-Mart, крупнейшая розничная сеть в мире, расширяет зарубежную экспансию и готовится выйти на российский рынок. По словам генерального директора компании Ли Скотта, именно такая стратегия станет основой для наращивания продаж Wal-Mart, поскольку американский розничный рынок уже исчерпал возможности роста. В 2006 г. объем продаж ритейлера составил $345 млрд., причем 22% из них обеспечили ее 12 зарубежных подразделений. В дальнейшем эту долю планируется довести до 50%. Уже в текущем году компания увеличит инвестиции в международные операции до $4,5 млрд. по сравнению с $3,5 млрд. годом ранее. А в 2009 г. Wal-Mart направит на экспансию $5,3-5,8 млрд.
Теперь компания нацелила свои взоры на Россию. По мнению аналитика ИК «Брокеркредитсервис» Татьяны Бобровской, выход на рынок скорее всего будет осуществлен с помощью покупки местного игрока из первой десятки, тем более что в этом году Wal-Mart уже обращалась с предложениями о покупке бизнеса к сетям «Лента» и «Рамстор».
«Возможно, Wal-Mart начнет экспансию с регионов. А укрепившись там, приступит к наступлению на крупные города», – говорит эксперт.
Wal-Mart при выходе на зарубежные рынки применяет следующую стратегию: приобретает миноритарный пакет акций, который затем наращивает. В Японии с 2002 г. компания скупала акции сети Seiyu, пока в 2004 г. не довела свой пакет до контрольного. А в конце октября заявила о намерении выкупить за $875 млн., все 100% акций. В Мексике партнером Wal-Mart стала местная крупная сеть Cifra. Недавно было создано СП в Индии.
Слияния и поглощения
Азиатские компании наращивают мощь
По данным Bloomberg, одной из главных тенденций 2007 г. является то, что частные инвесторы на фоне растущей стоимости заемного капитала уступили лидирующие позиции крупным корпорациям. Хотя интерес частников в этой сфере M&A не ослаб, их конкурентоспособность упала после кризиса на американском рынке ипотечного кредитования и последующего увеличения процентных ставок Федеральной резервной системой США.
Кризис-менеджмент
Первые промахи шефа Ericsson
Фондовый рынок подобных промахов не любит, поэтому Сванбергу пришлось расстаться со своим многолетним финансовым директором Карлом Хенриком Сундстремом. На его место назначен Ханс Вестберг – один из наиболее успешных среди нового поколения руководителей Ericsson. Ранее он возглавлял сервисное подразделение компании, которое занимается эксплуатацией сетей. Хотя для Ericsson это был совершенно новый бизнес, Вестбергу удалось поднять его выручку и прибыльность настолько, что сегодня он приносит треть совокупного оборота концерна.
Сам Карл Хенрик Сванберг пока остается у руля фирмы, хотя аналитики не преминули обвинить его в головокружении от успехов. «Менеджмент немного зазнался и, по-видимому, расслабился», – считают аналитики WestLB. Погода в телекоммуникационном бизнесе меняется быстро и появление новых тенденций возможно едва ли не каждую неделю. Поэтому, как считают эксперты, замена финансового директора проблемы не решит. Ericsson в первую очередь необходимо улучшить «систему раннего оповещения».
Приобретения
Microsoft увела актив у Google
Microsoft уже сотрудничает с Facebook: до 2011 г. она является эксклюзивным поставщиком баннерной рекламы и спонсируемых гиперссылок для американской версии портала. Нынешняя покупка позволит Microsoft размещать свои баннеры на неамериканских страницах Facebook, на которые приходится 60% всей аудитории сети. В целом сделка еще раз доказывает: корпорация вынуждена отвечать на вызовы, бросающие ей компаниями «нового поколения», прежде всего Google. Ее заключение – настоящая удача для Microsoft, ведь на Facebook претендовали еще несколько компаний, включая Google и Yahoo! Последний глава Facebook, 23-летний Патрик Цуккерберг, отказался продать свой бизнес за $1 млрд. еще в 2006 г.
Социальные сети в течение последних нескольких лет вызывают серьезный интерес со стороны интернет- и медиакомпаний, стремящихся расширить свою аудиторию. На этой волне стоимость самих сетей быстро растет. В 2005 г. News Corp. Руперта Мердока приобрела MySpace за $580 млн., что сейчас выглядит как покупка за бесценок. По прогнозам EMarketer, глобальные рекламные бюджеты на социальные порталы к 2011 г. утроятся – до $3,63 млрд.
Сразу после объявления об этой покупке компания Google заявила о запуске открытой платформы OpenSocial, призванной помочь разработчикам создавать свои приложения для различных сайтов. Ранее внедрение аналогичной платформы помогло повысить популярность Facebook. Поддерживать OpenSocial на начальном этапе будут сети Orkut, LinkedIn, hi5, Friendster, Plaxo и Ning.