В случае реструктуризации Одесского припортового завода его приватизация рискует оказаться малоэффективной.
Hе так уж много осталось у государства объектов, которые были бы интересны серьезному инвестору. Одесский припортовый завод (ОПЗ) принадлежит к их числу.
Во исполнение указа Президента 15 октября ФГИУ отменил приватизационный конкурс. Тем самым инвесторам опять послан сигнал: не торопиться вкладывать инвестиции, Украина не готова быть партнером бизнесу.
На самом деле ответы на вопросы, сегодня формально послужившие причиной отмены продажи ОПЗ, даны давно. Еще в 2006 г. по инициативе ФГИУ и ОПЗ была проведена экологическая экспертиза предприятия и получено достаточно доказательств о надежности созданных на предприятии систем обеспечения промышленной и экологической безопасности. А относительно государственного контроля за тарифами по перегрузке химической продукции, так с этой задачей вполне справляется Антимонопольный комитет.
По сути же заметно желание рассмотреть вариант приватизации ОПЗ без терминального комплекса. Идея эта не нова: попытка реструктуризации завода уже предпринималась в 2005 г., когда планировалось выделить терминальный комплекс и подчинить его в управление госпредприятию «УкрХимтрансАммиак». Однако ни ФГИУ, ни сам ОПЗ ее не поддержали. А технико-экономические выводы, сделанные Украинским государственным институтом азотной промышленности, сводились к тому, что «реструктуризация технически возможна, но по экономическим, экологическим и социальным показателям нецелесообразна». Дело в том, что на ее проведение необходимо минимум 30 месяцев. Что произойдет со стоимостью активов предприятия за это время и насколько сохранится интерес к нему у любого серьезного покупателя – догадаться несложно. В конечном итоге распоряжение КМУ о реструктуризации завода было отменено в июле того же 2005 г.
Однако из каждой затруднительной ситуации всегда можно найти выход, просто нужны желание и последовательность шагов. Надеяться на оперативное решение проблемы фактически неработающим Конституционным судом не приходится. Поэтому Президент мог бы дать поручение правительству создать независимую экспертную комиссию для проведения международной экологической экспертизы, разработать механизм государственного контроля тарифов на услуги перегрузки химических продуктов и внести требуемые изменения в конкурсные условия по приватизации ОПЗ как единого технологического комплекса.
Если же будет объявлена приватизация только производственной площадки без терминального хозяйства, то это резко снизит привлекательность объекта для серьезных инвесторов. С одной стороны, они будут вынуждены выполнять конкурсные обязательства по гарантированному получению прибыли и соответственно отчислениям в бюджет при весомых инвестиционных обязательствах. А с другой – постоянно договариваться с «неродственной» структурой, контролирующей терминальное хозяйство, в то время как от их слаженности зависит не только экономический результат ОПЗ, но и безопасность эксплуатации химического объекта такого уровня опасности.
Сегодня перечень инвесторов, желающих стать собственником ОПЗ и вложить серьезные капиталы в развитие завода, еще выглядит внушительно. Но в случае промедления ситуация может в корне измениться и вскоре покупать акции ОПЗ на аукционной основе будет некому. Рост цен на газ (который занимает почти 80% в структуре себестоимости продукции ОПЗ), отсутствие у предприятия собственных средств для модернизации производства и внедрения энергосберегающих технологий неизбежно приведут к снижению привлекательности ОПЗ как объекта инвестирования.
Одесский припортовый завод – одно из крупнейших предприятий Украины по выпуску азотных удобрений. Находится полностью в государственной собственности. Около 88% производимой продукции направляется на экспорт. Завод также специализируется по перегрузке на экспорт химической продукции, производимой другими предприятиями как в Украине, так и странах СНГ.