Site icon Companion UA

Будущее подчинено сегодняшнему

В то время как у многих операторов сотовой связи показатель доходности на абонента снижается, у Turkcell он растет. Причина тому – особая философия ведения бизнеса.


Kомпаниям сотовой связи приходится отвечать на ряд стандартных вопросов, от которых зависит и рыночная доля, и прибыльность, и в конечном итоге выживание на рынке. С какими абонентами работать? Какие услуги предлагать? Какие инвестиции вкладывать? На каких рынках развиваться?

Во ІІ квартале текущего года Turkcell получила доход на 215% выше, чем в 2005-м. Другие показатели финансового здоровья компании также высоки. К примеру, доход на абонента в месяц (ARPU) у Turkcell в Турции самый высокий – $14,1, тогда как аналогичные показатели у двух ее местных конкурентов – Vodafone (№1 в мире) и Avea – составляют $11,7% и $9,8 соответственно.


Опыт Turkcell интересен тем, что компания совершает инновационные действия и предпринимает не всегда популярные в отрасли шаги. Но в конечном итоге, как правило, выигрывает. К примеру, оператор придумал, как объяснить всей стране, что такое GPRS, и сделать услуги на основе этой технологии передачи данных действительно популярными, что удается немногим операторам. Сейчас назревают новые задачи, например, развитие связи третьего поколения. Также оператор является довольно крупным инвестором в отрасли, вложившим средства в развитие сотовых операторов в шести странах, помимо Турции (в том числе и в украинский «Астелит»). В планах – выход в Кувейт и Ирак.

О том, за счет чего компания удерживается на плаву и как развивается на глобальном рынке, специально для «&» рассказал Сурея Джилив, генеральный директор группы компаний Turkcell.


В Турции оператор Turkcell известен как новатор. Внедрением каких услуг вы гордитесь?
Turkcell первым в мире и в Турции предложил мобильную подпись, которая признается даже в случае отношений с госорганами. Одна из ключевых задач при внедрении этой услуги состояла в том, чтобы обеспечить безопасность транзакции.


Гордость рождается, когда удается создать простые для понимания услуги, причем выбрать их следует из потенциально огромного множества. Я сейчас ощущаю, что услуг на одного абонента уже стало слишком много, и невозможно во всех разобраться. Значит, оператору нужно упростить услуги настолько, чтобы людям было легко принять их для себя.


Сверхзадача состоит в создании новых стилей жизни. Именно этим занимаются и телеком, и рынок информационных технологий в целом, потому что мы живем в эру информации.


Что лично вам нравится в телекоммуникационном бизнесе?
Для телекоммуникационной отрасли наступило действительно увлекательное время. Одна из самых удивительных вещей – объединение устройств (телефона, компьютера, радио, телевидения и др.) в единое целое. Такие устройства, с одной стороны, создают много возможностей для пользователей, а с другой – создают головоломки для операторов рынка.


Я как пользователь уже не беру с собой ноутбук, потому что куда бы ни поехал, могу прочитать электронную почту с мобильного телефона. Уже сейчас посредством мобильного можно совершать финансовые транзакции, подписывать документы.


В телекоммуникационном бизнесе объединяются сложные технические и общеуправленческие задачи. На нынешней должности я сосредоточен на трех основных моментах. Первый – нужно поставить потребителя выше всего остального и создавать наиболее ценные предложения по умеренной цене. Второй – победить в конкурентной среде, которая на сегодняшний день в телекоме очень жесткая. И третий момент – нарастить наш бизнес в целом.


Какие внутренние обязательства на вас накладывает «жизнь в эру информации»?
Внутреннее обязательство – быть организацией нового поколения, а не старомодной узкопрофильной компанией. Как и различные устройства, объединившиеся в единое многофункциональное, бизнес в целом становится многоплановым. Мы не GSM-оператор, а коммуникационная высокотехнологичная компания, стремящаяся в своих действиях к синергии.

То, что у нас 40 млн. клиентов по миру, – большая ответственность. Чтобы быть для этих людей коммуникационной компанией, мы выделили две ключевые сферы инвестирования. Первая – широкополосный Интернет и интернет-ориентированные бизнесы. Например, недавно предложили в Турции услугу, благодаря которой человек может сохранить фотографию, сделанную мобильным телефоном, на специальном портале и дать доступ друзьям и родным: в какой точке мира они ни находились бы, достаточно лишь передать пароль. Вторая – развитие бизнесов в разных странах. Мы сегодня присутствуем в семи государствах СНГ, Среднего Востока и Восточной Европы.


В индустрии активно практикуются слияния и поглощения, особенно среди операторов мобильной связи, ищущих возможности выхода на другие рынки. Насколько вы верите в эффективность такого подхода?
Приобретение готовых компаний – не наша стратегия. Считаем, если уж покупать, то небольших операторов, и развивать бизнес сначала и самостоятельно. Похожим образом мы поступили в Украине, где практически всю инфраструктуру отстраивали с нуля. Конечно, присматриваемся к разным возможностям и воспользуемся теми, которые увидим, но только если условия будут действительно привлекательными. Кроме того, мы не мыслим категориями года или других периодов, в течение которых нужно сделать то или иное приобретение. Подобного давления собственных планов нет.


Во что мы действительно верим – так это в партнерство. В Microsoft я руководил направлением глобального партнерства в сфере построения отношений, то есть координировал ПО с 400 тыс. партнеров в более чем 100 странах. Этот опыт многому научил. Я очень хорошо понимаю, насколько важны партнеры для создания дополнительной ценности и заработка, обеспечения масштабов деятельности. Сейчас в Turkcell работаем над тем, чтобы создать ситуацию win-win.


В вопросах приобретения компаний мы также нередко выступаем сторонниками партнерской стратегии. К примеру, в Азербайджане присутствуем через Fintur, владея последней вместе с Telia Sonera. В Украине нам принадлежит «Астелит» и СКМ, так что бренды мы тоже строим с партнерами.


На каждом новом рынке вы стартуете с новым брендом. Некоторые ваши конкуренты – Vodafone, MTC, Orange – действуют иначе, развивая по всему миру единый бренд.
Мы не хотим, чтобы один бренд использовался в разных странах, потому что придерживаемся подхода «глобальное видение – локальное исполнение».


Я неоднократно слышал аргументы, что продвижение общего бренда дешевле и легче. Кроме того, абоненты якобы чувствуют заботу о себе, когда приезжают в другую страну и пользуются услугами того же оператора, что и дома.

Возможно, отчасти так и есть. Но мир движется от массовости к кастомизации. Люди хотят иметь вещи и услуги, подходящие и близкие именно им. То же касается и брендов. Я думаю, что время глобального маркетинга, когда мультинациональный подход преобладал, а единый маркетинг охватывал все страны, прошло. Важно создать в каждой стране такой бренд, который воспринимался бы ее жителями. Пусть это обходится дороже, но для нас такой подход оправдан.


В Турции основную прибыль – 80-85% – обеспечивают абоненты предоплаченной (prepaid) связи. Не считаете ли вы целесообразным больше внимания уделять контрактным абонентам, в первую очередь корпоративным пользователям, которые приносят больший доход?
Работа с каждой группой абонентов (prepaid и контрактными) имеет свои преимущества.


Рrepaid-абоненты хороши тем, что они платят заранее. С ними не возникает сложностей, связанных со сбором денег, ведь для postpaid-абонентов нужно создавать систему оплаты услуг. Когда у вас миллионы клиентов, всегда найдутся такие, которые сильно опаздывают с оплатой и т. п.


У нас есть программы, нацеленные на увеличение числа postpaid-абонентов, но без жертвования  prepaid-абонентами, в том числе качеством услуг для них.


В Турции большинство контрактных пользователей – не корпоративные. Я был удивлен, увидев такое количество корпоративных пользователей и генерируемый ими объем трафика в Украине.


Думаю, основной причиной успеха является то, что мы разработали для себя четкую сегментацию рынка и тщательно продумали набор услуг для каждого сегмента. В итоге дополнительные сервисы обеспечивают 15% бизнеса Turkcell Group. Основные достижения – в Турции, где показатель ARPU – около $12 (в Украине – около $6). В Украине MоU (количество минут трафика на одного абонента) втрое выше, чем в Турции. Но это во многом благодаря существованию «нулевых тарифов».


В целом бизнес в Украине перспективный – украинцы любят говорить. Удивительно, что они все включают мобильные телефоны, как только приземлится самолет.







Составляющие выигрышной философии Turkcell



  • инновационность – непрерывное коммерчески успешное внедрение новых технологий;

  • партнерство – сотрудничество с другими компаниями с целью создания дополнительных ценностей для потребителей;

  • сегментация – предложение специализированных услуг и тарифных планов для различных категорий абонентов;

  • продуктовая диверсификация – предложение широкого спектра неголосовых услуг. Компания называет себя не «сотовый оператор», а «коммуникационная компания»;

  • географическая диверсификация – развитие бизнеса в нескольких странах, причем компания предпочитает не покупать готовых операторов, а создавать бизнес с нуля.





Из программистов в операторы

Сурея Джилив, генеральный директор Turkcell Group.
Образование – компьютерная инженерия (Мичиганский университет).
1987-1997 гг. – генеральный директор и председатель правления компании Novasoft Systems Inc. (США), сооснователем которой он являлся.
1997-2000 гг. – генеральный директор Microsoft Turkey.
2000-2006 гг. – руководящие позиции в центральном подразделении Microsoft World Center (США).
С января 2007 г. – генеральный директор группы компаний Turkcell.






Евразийский оператор

Turkcell основан в 1994 г.
Основным акционером компании является Turkcell Holding, который в свою очередь принадлежит TeliaSonera и Cukurova Telecom Holdings (47 и 53% соответственно). Российская Altimo владеет 49% CTH, таким образом опосредованно контролируя 13,22% Turkcell. Акции компании котируются на Стамбульской и Нью-Йоркской фондовых биржах.
В Украине Turkcell владеет 54,8% оператора «Астелит» (ТМ life:)), занимавшего третье место на рынке.
Через Fintur Holdings, 41,45% акций которого владеет Turkcell, компания занимается сотовой связью в Казахстане, Молдове, Азербайджане, Грузии, а также является прямым акционером оператора Kibris Mobile Telekomunikasyon на Северном Кипре.
Стоимость вхождения на рынки Саудовской Аравии и Греции показалась Turkcell завышенной, и она отказалась от этих планов.

Exit mobile version