Сотворение мифа

Чтобы стать другом художников, не обязательно испытывать амбиции мецената. Достаточно просто любви к искусству и желания улучшить качество жизни хотя бы на небольшой территории.

В1900 г. американский венчурный бизнесмен и финансист Спенсер Траск в своем имении решил создать «корпорацию Яддо» – место, где художники, писатели и музыканты могли бы заниматься творчеством «без помех в благоприятной среде». Yaddo, а также сходная с ней MacDowell Colony, которую взялись финансировать Эндрю Карнеги и Джон П. Морган, стали моделью новых отношений между искусством и бизнесом. Несомненно, арт-резиденция («пленэр» и «симпозиум» – синонимы этого понятия, хотя и недостаточно точные) – более высокая форма патроната, нежели коллекционирование. Возможности, которая она открывает состоятельному любителю искусства, оценил также бизнесмен Юрий Сташкив. Каждый сентябрь в его резиденции под Каневом отдыхают и работают украинские художники. И хотя филантропия сама по себе является счастьем, это не исключает и других дивидендов.

Доход от пустых номеров

В 2005 г. Сташкив, тогда еще генеральный директор украинского офиса Wrigley (сегодня у него собственная компания ІнтРіст), приобрел небольшой гостиничный комплекс «Княжа гора» под Каневом, недалеко от мемориала Тараса Шевченко, и занялся его благоустройством. К тому времени он в течение пяти лет собирал живопись и завел много знакомых в артистической среде. Один из них – львовский художник Сергей Савченко – как-то предложил проводить пленэры: предоставлять художникам мастерские, обеспечивать проживанием, питанием, необходимыми для творчества материалами, а взамен получать работы, написанные на месте. Бизнесмену идея понравилась – к положительному решению склоняло много факторов. Для мастерских годилась заброшенная турбаза «Канев», из окон которой открывались живописные виды на Днепр. Художников можно было поселить в «Княжей горе», осенью принимавшей не так много гостей. «Номера и так пустовали бы, я же нашел способ получения невидимого дохода». По задумке Сташкива, работы современных украинских художников должны были заполнить стены «Княжей горы», превратив ее в арт-отель. Впрочем, главная прибыль состояла не в этом. «У любой недвижимости должен быть миф, – говорит Юрий. – Недвижимость не имеет большой ценности, если у нее нет красивой сказки».

Польза от свежего воздуха

Благотворное влияние свежего воздуха на изобразительное искусство было открыто еще в XIX в. Занимаясь живописью «en plein air» («на открытом воздухе» – франц.) художники круга Мане учились доверять своим глазам, а не представлениям о том, как должны выглядеть объекты. Оказалось, что за пределами мастерской тонкости в переходах от тени к свету зачастую отсутствуют, а сами тени необязательно серые – их окрашивает свет, отраженный от находящихся рядом предметов. Этим и другим открытиям импрессионистов уже больше 100 лет, тем не менее пленэр сохраняет ценность и в глазах современных художников. «Правильнее назвать это мероприятие не пленэром, а резиденцией, – уточняет Влада Ралко, приглашенная в «Княжу гору» в сентябре. – Конечно, я ехала сюда не для того, чтобы писать с натуры. От местности мне важно получить внутренний толчок, событие. Я даже сознательно не готовила никакой темы заранее». Импульсом для художницы послужила прогулка на лодке по Днепру, которую гостеприимный Сташкив организовал в первые дни резиденции. Художник Владимир Будников также получил свою долю энергии. «Когда работаешь в резиденции, продуктивность возрастает, – говорит он. – В мастерской можешь всю зиму трудиться над одним холстом без особого успеха. Здесь все происходит во много раз быстрее». Влада Ралко планирует сделать восемь больших работ. Единственное, о чем беспокоится художница, – успеет ли за две недели закончить задуманное. «Пусть остается на такое время, которое ей необходимо!» – мгновенно реагирует Сташкив. 

Прибыли доброй молвы

Еще один участник сентябрьской резиденции под Каневом – Анатолий Криволап. Весной текущего года он стал широко известен как автор картины «Степь» (2009), проданной за рекордные для современного украинского искусства $98,5 тыс. на аукционе Philips de Pury. Сташкив давно коллекционирует Криволапа. Художнику бизнесмен тоже симпатичен. Анатолий Криволап редко принимает участие в пленэрах, к Сташкиву приезжает поработать уже во второй раз. Сейчас хочет написать несколько больших полотен 2 х 2 и 2 х 3 м. Говорит, в каневской резиденции это сделать удобнее – есть, где развернуться. «Когда я познакомился с Юрием несколько лет назад, это уже был человек с очень четкими художественными программами, – вспоминает Анатолий Криволап. – Он рассказал, что хочет сделать арт-отель с работами известных украинских художников, и я нашел эту идею интересной. С тех пор он существенно продвинулся как в понимании искусства, так и в реализации своих планов». На Владу Ралко, познакомившуюся со Сташкивым несколько месяцев назад, бизнесмен также успел произвести благоприятное впечатление: «Как ценитель искусства он имеет хороший глаз и готов учиться. Как организатор всегда быстро реагирует на наши проблемы и легко их решает. Последнее очень важно, когда у художника мало времени».

Гранитные активы

От помощи кураторов в организации своих пленэров Юрий Сташкив решил отказаться. Со многими художниками у бизнесмена и так сложились доверительные отношения. «Недобросовестный куратор, наоборот, может их испортить, выдвигая от моего имени собственные условия. Что касается концепции, придумывать которую вроде бы должен куратор, то зрелые, состоявшиеся художники могут сами поставить себе задачи». Впрочем, к дельному совету бизнесмен всегда готов прислушаться. В прошлом году ему удалось познакомиться с новым для себя сегментом украинских художников (Ксения Гнилицкая, Александр Верещак, Валерия Трубина, Игорь Гусев, Леся Хоменко и др.). На этот раз он попросил авторитетного украинского скульптора Игоря Дьяченко собрать группу из пяти скульпторов. «Жалею, что не начал развивать это направление раньше, – признается бизнесмен. – Хочу серьезно заняться садом, ведь он создает едва ли не главную ценность недвижимости, особенно если наполнен скульптурой достойного уровня». Скульпторы, приехавшие к Сташкиву в этом году, – бывалые участники арт-резиденций. «В скульп­турных симпозиумах обычно участвуют 8-15 человек, – рассказывает Владислав Волосенко. – Здесь нас собралось всего пять человек (не считая еще четырех художников, делающих живопись), но отношение организаторов серьезное. На обычных симпозиумах чаще приходится работать с относительно мягким белым камнем, а здесь был закуплен гранит. Гранит мне интересен. Потому что «мел пилить» надоело».

Мифические ресурсы

«Таких персон, как Юрий, я в Украине больше не знаю, – говорит еще один участник арт-резиденции, скульптор Юлий Синькевич. – Игорь Воронов и Виктор Пинчук, например, не делают таких акций. Сташкив же c помощью своих симпозиумов и пленэров сможет создать очень хорошую коллекцию, которая «прозвучит» не только в Украине. Я просто уверен в этом».

Действительно, художники, принимающие участие в работе любых арт-резиденций, традиционно обязуются оставлять организаторам одну из своих работ. В некоторых случаях ее стоимость на арт-рынке может превысить затраты организаторов, однако Сташкив говорит, что удачных работ на пленэрах получается не так уж много. Художник может не успеть расписаться, или картина может оказаться не по душе. В таких случаях бизнесмен пробует договориться о скидке на какую-нибудь старую работу или подождать новую. Тем не менее все пять пленэров, которые уже состоялись, Сташкив считает удавшимися. «Во-первых, даже если художник просто отдохнул душой и потом хорошо отозвался о нас – это уже большой плюс. Во-вторых, работы – это, конечно, важно, но важнее создание мифа. Ты можешь создать его, только если регулярно и долго делаешь одно и то же на высоком уровне. В-третьих, «Княжа гора» – не только бизнес, но и социальный проект, который могут развивать следующие поколения. Это место, куда люди будут приезжать для качественного общения. А для общения, кроме вина, музыки, еды, нужны еще и хорошие картины».

Коридоры и ресторанный зал «Княжей горы» уже заполнены живописью. А в октябре пять номеров гостиницы станут тематическими. Гости «Криволапа», «Будникова», «Ралко» и др. смогут не только подробно рассмотреть картины означенных художников, но и что-то узнать о них. В отдаленном будущем Юрий Сташкив хочет превратить турбазу «Канев» в ультрасовременное помещение-трансформер, где можно будет заниматься йогой, проводить деловые совещания и выставлять искусство. Мастерские для художников, конечно, останутся. И хотя бизнесмен не стремится быть влиятельным игроком на поле современного искусства, похоже, он становится им помимо воли. Результаты каневских пленэров традиционно показывают на осенней выставке ART-KYIV contemporary в «Мыстецком Арсенале».

Залишити відповідь