Для строительства метро в Украине необходим экономический рост и создание условий для инвестиций – мэры и главы ОГА

Для строительства метрополитена в украинских городах-миллионниках необходимо экономическое развитие страны и создание условий для частных инвестиций.

"Нужно, чтобы валовой национальный продукт приближался хотя бы к европейским стандартам, тогда в бюджете будут серьезные финансовые ресурсы, которые позволят за счет собственных и привлекаемых ресурсов (строить метро – ИФ), потому что тогда инвесторы будут более охотно приходить в города и зарабатывать деньги на таких проектах", – сказал журналистам в четверг в Дубае после ознакомления с работой местного метро городской голова Донецка Александр Лукьянченко.

Он считает, что визит в ОАЭ и ознакомление с функционированием Дубайского метрополитена позволят дать новый импульс и скорректировать планы развития города. "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать", – отметил А.Лукьянченко.

Мэр Донецка, в котором метро начали строить еще в 1993 году и сроки сдачи первой очереди постоянно сдвигались, подчеркнул: существующий проект строительства метро нужно пересматривать, поскольку он разрабатывался 30 лет назад в соответствии со старым генеральным планом развития города. Он напомнил, что два назад был принят новый генплан.

"Метро могло бы вписаться на свободных территориях, например, от аэропорта мимо железнодорожного вокзала в центр", – считает он.

Мэр Днепропетровска Иван Куличенко полагает, что такой проект строительства наземного метро, которое было возведено в Дубае, можно реализовать в его городе.

"Технически такое возможно. Мы выходим первой очередью в конце проспекта Карла Маркса и по набережной можно пройти таким метрополитеном, и потом подняться на другие жилые массивы, старый метрополитен соединить с новым, поменять подвижной состав. Вопрос в том, что необходимо проверить варианты, по которым нужно вести это строительство, и, конечно, работать на перспективу. Затраты на эксплуатацию сегодня должны стать на первом месте, потому что часто бывает так, что построили дешево, а потом каждый год из бюджета, как мы сейчас, даем 29 млн дотаций на то, чтобы его содержать. Сейчас нужно определиться и принять для Украины, каким способом идти", – пояснил он.

В свою очередь, глава Днепропетровской ОГА Александр Вилкул отметил, что в настоящее время в Днепропетровске необходимо подземным способом заканчивать первую очередь метрополитена, четыре станции под историческим центром, от Карла Маркса до Южного вокзала, а после этого уже пускать наземное метро по набережной на густонаселенные жилые массивы.

"С точки зрения инвалидов, возможно идеально предусмотреть все необходимые условия, то есть, кроме эскалаторов, это и лифты, на которых удобно ездить инвалидам, и специальные рифленые дорожки, которые мы видим здесь (в Дубае – ИФ)", – сказал он.

Глава Киевской горгосадминистрации Александр Попов указал, что ни в одной стране города сами не строят метро. "Мы не сможем это делать, это должен быть национальный проект, или он может быть в рамках государственно-частного партнерства", – подчеркнул он.

По его оценке, строительство наземного метро будет занимать на 30-40% меньше времени, чем подземного.

А.Попов считает, что украинцы в будущем привыкнут к высокому качеству и уровню метрополитенов.

"Людей нужно тоже к красивому приучать. Я знаю по своему опыту: сначала ставишь хороший фонарь, а его бьют, ставишь еще раз – привыкают. Такие проекты и должны поднимать наш экономический потенциал, и нашу ментальность, наше восприятие мира. И здесь (в Дубае – ИФ) не только метрополитен, здесь все интересно. У них была стратегия. То, что мы сейчас в Киеве заканчиваем разрабатывать", – отметил он.

Глава КГГА считает неизбежным поднятие цен на проезд в столичном метро, но пока не говорит о сроках.

"Стоимость проезда нужно все равно повышать, потому что оно убыточное. Мы просто дойдем до того времени, когда ничего двигаться не сможет. Ведь не имея прибыли, предприятие не может обновлять свои основные фонды. Я не хочу сказать, что это будет завтра, послезавтра или через год. Пока что мы как-то балансируем, что-то добавляем из местного бюджета, но рано или поздно увеличение все равно будет", – сказал он.

Глава Харьковской ОГА Михаил Добкин считает, что привлечение серьезных инвестиций в обновление необходимого оборудования для работы харьковского метро позволило бы минимум на 30% снизить стоимость его эксплуатации.

"Будут деньги, мы готовы это сделать. Инвесторы же сегодня не смогут из этого бизнеса вернуть свои капиталовложения. Если поднимать тариф, как у них (в Дубае – ИФ), тогда мы тоже сможем зарабатывать прибыль и позвать инвестора. Но у нас метро – это социальный объект", – пояснил он.

"Мы можем строить такое метро и оставлять стоимость проезда прежней. Я говорил о том, чтобы заменить энергоемкое оборудование с помощью инвесторов. Им же нужно будет возвращать инвестиции за счет прибыли, а в метро сейчас прибыли нет. Если бы у нас было как здесь 4 грн за короткую поездку, то мы были бы с прибылью. У нас себестоимость порядка 3 грн, и сегодня мы ее дотируем", – отметил М.Добкин.

В Украине первый метрополитен был открыт в Киеве 50 лет назад. Затем – Харьковский. Существует Днепропетровский метрополитен (пока 1 линия) и строится Донецкий.

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Залишити відповідь