Site icon Companion UA

Они идут на запах

Доводить рынок парфюмерно-косметических товаров до насыщения в основном будут новые собственники старых сетей.


Hынешний год принес существенные изменения в украинском парфюмерно-косметическом ритейле. Так, в конце октября Антимонопольный комитет Украины разрешил SBF Southeast European Holdings B.V. (Нидерланды), входящей в группу SigmaBleyzer, приобрести более 50% доли ООО «Суматра-Лтд», владеющей сетью парфюмерно-косметических магазинов «Космо» и аптек «Космо Фарма» (всего в сети насчитывается 51 торговая точка).


В августе стало известно о том, что между компаниями «Brocard Украина» и «BB Холдинг» была проведена сделка, а именно Brocard приобрел право длительной аренды помещений магазинов «Л’Эскаль», торговый знак, оборудование и товар, находящийся в торговых точках и на складах. Иными словами, вместо магазинов «Л’Эскаль» появятся Brocard. Таким образом сеть пополнилась еще семью предприятиями, и в ней сейчас насчитывается уже 38 магазинов.


Летом 2007 г. о поиске финансового инвестора заявила вторая по величине (около 100 магазинов) украинская парфюмерно-косметическая сеть – «Ева».


В феврале 2007 г. на украинский рынок вышла российская компания «Арбат Престиж», которая не стала приобретать существующие местные сети, а с нуля начала создавать свою. И за неполный год она открыла более двадцати магазинов в разных регионах Украины.


Начались изменения на отечественном рынке с сети ДЦ. Напомним, летом прошлого года компания A.S. Watson Group, подконтрольная гонконгской корпорации Hutchison Whampoa Ltd., приобрела ЗАО «Аснова Холдинг» 65% доли в ООО «ДЦ Украина». Это была первая крупная сделка на украинском парфюмерно-косметическом рынке с привлечением иностранного капитала. «&» решил проанализировать, какие изменения произошли за это время в самой сети и как это событие повлияло на рынок в целом.


Что обещали и на что надеялись
В середине июля минувшего года, когда стороны объявили о покупке контроля над ДЦ, представители обеих компаний были немногословны, комментируя данное событие. Особенно кратно излагались планы развития самой сети.

Единственное, о чем в то время заявил управляющий директор компании A.S. Watson Group Ян Вайде (Ian Wade), так это о намерении удвоить число магазинов ДЦ в ближайшее время (на тот момент сеть насчитывала 99 магазинов и аптек).


Директор по инвестициям ЗАО «Аснова Холдинг» Урфан Гулиев сообщал, что у такой крупной компании, как A.S. Watson Group, есть чему поучиться: «От этого выиграют покупатели, так как получат более интересные предложения, товары; в магазинах будет проще совершать покупки, и в торговых залах люди будут чувствовать себя более комфортно».


Что реально изменилось
Как оказалось, у A.S. Watson Group в Украине нет человека, который мог бы общаться с прессой и поведать о достижениях компании. Пришлось обратиться в головной офис корпорации Hutchison Whampoa Ltd. в Гонконге. Ответ мы получили от Малины Нгай, директора по международным коммуникациям A.S. Watson Group: «С тех пор как ДЦ присоединилась к A.S. Watson Group, мы начали тесно сотрудничать с локальной командой. Делились лучшими наработками других наших компаний, в том числе в сфере информационных технологий, финансового планирования и контроля, поставок, управления человеческими ресурсами и проч. Мы также представили на рынке новые продукты и поработали над идентичностью бренда, чтобы освежить восприятие сети. С марта 2007 г. изменили оформление и оборудование магазинов. Это нужно было для придания образу бренда большей современности и чтобы шопинговое пространство стало более захватывающим для покупателей.


Также мы переняли некоторые действительно хорошие наработки у сети ДЦ в сфере торговли, которые могли бы применить в других странах. Процесс не закончен, мы ведь взяли на себя обязательство развивать сеть».

Второй совладелец – ЗАО «Аснова Холдинг» – вообще отказался от комментариев. Поэтому о переменах в ДЦ мы решили расспросить одного из конкурентов – «Торговый дом «Гелиос» (сети «Белая ворона», «Копилка»). Юрий Чаптыков, директор по стратегическому развитию «Торгового дома «Гелиос», поделился своими наблюдениями: «Первое, что легче всего поддается анализу, – активность развития сети. За полтора года количество магазинов ДЦ действительно увеличилось, но не в два раза. Сейчас в сети насчитывается 126 магазинов и аптек. Возможно, «ближайшее время», о котором говорил Ян Вайде, – это не полтора года, а два-три или даже больше. A.S. Watson Group действует в Украине примерно по той же схеме, что и в России: сначала стараются наладить операционную деятельность (на это уходит год-два) и только потом масштабируют бизнес. Поэтому компания прекратила интенсивно открывать новые магазины ДЦ. Этой передышкой мы стараемся воспользоваться. Уже три месяца подряд наша компания открывает по пять магазинов ежемесячно, и такой темп планируем сохранить ближайшие 5-6 месяцев».


Второе, о чем говорил уже г-н Гулиев полтора года назад, – интересные предложения, которые получит сеть. Скорее всего он имел в виду, что приход крупного инвестора приведет к тому, что сеть перейдет на прямые поставки товаров зарубежных производителей. И действительно такое произошло, что сразу ощутили конкуренты. «Местные поставщики, от услуг которых отказалась ДЦ, пришли к нам и были не столь категоричны в своих требованиях по условиям сотрудничества, как раньше. Ведь потеря такого крупного клиента, каким является ДЦ, для любого поставщика чувствительна», – заявил г-н Чаптыков.


Как и предрекали полтора года назад специалисты, приход A.S. Watson Group повлиял на ассортиментную политику – в ДЦ увеличилось количество китайского товара, а также продукции, производимой A.S. Watson Group для своих сетей, расположенных в 36 странах (всего более 7,4 тыс. магазинов). Следует отметить, что на полках стало появляться много новинок из Европы. По мнению Ю. Чаптыкова, в ассортиментной политике компания делает все, как написано в учебниках по маркетингу: «Сначала в тестовом режиме выводят новые торговые марки, изучают их историю продаж. И если оказывается, что товар продается успешно, это означает, что в ближайшее время компания начнет завозить данную продукцию большими партиями. Но пока специалисты A.S. Watson Group не будут убеждены в том, что операционный процесс в компании проходит по их стандартам, массовой экспансии новых продуктов ожидать не стоит».


Еще обращает на себя внимание тот факт, что в последнее время в СМИ появилась реклама самой сети ДЦ, чтобы, как сказала М. Нгай, «освежить восприятие сети».


Что касается обслуживания, то, по наблюдениям Юрия Чаптыкова, в магазинах основного конкурента уменьшилось количество продавцов-консультантов: «В ДЦ стало меньше персонала в торговом зале, чем в наших магазинах, так как это экономически более выгодно. Для нас хоть и накладно держать большой штат продавцов-консультантов, но мы стараемся уделить покупателю больше внимания, потому что в своей сети, помимо парфюмерно-косметической продукции, продаем такую категорию товара, как посуда».


Чего ждать
По оценкам специалистов, для насыщения рынка в Украине должно быть 1,5-2 тыс. парфюмерно-косметических магазинов. Пока в стране их меньше 500. Следовательно, места хватает всем. Но с каждым годом рентабельность ритейла будет снижаться. Поэтому есть два логичных шага: либо продать этот бизнес, когда он максимально прибыльный, либо продолжать инвестировать в операционную деятельность.


Сеть ДЦ была продана как раз на самом пике финансовой привлекательности (хотя по неофициальной информации, за оставшиеся 35% «Аснова Холдинг» рассчитывает получить больше, чем за 65%). Поговаривают, что нынешняя сделка ООО «Суматра Лтд» с SBF Southeast European Holdings B.V. направлена на увеличение капитализации сети «Космо», чтобы в дальнейшем ее перепродать по более высокой цене будущему стратегическому инвестору.  







Толчок дан в 2006 году

Елизавета Савенко, руководитель проекта «Косметический рынок сегодня, украинское издание» и парфюмерно-косметического портала InterCHARM.ua:
– Сделка по ДЦ послужила своеобразным для других инвесторов и зарубежных игроков сигналом о том, что украинская парфюмерно-косметическая розница привлекательна. Для владельцев остальных отечественных сетей это событие показало, что можно заняться поиском партнеров для наращивания объемов, чтобы быстрее занять место под солнцем, либо для того чтобы потом выгодно продать свой бизнес международным гигантам.
Прошлогодняя сделка обострила конкуренцию между парфюмерно-косметическими сетями. Количество торговых точек в ритейле растет очень быстро. В СМИ даже появилась реклама парфюмерно-косметических сетей, что говорит о начавшейся борьбе за потребителя. К тому же есть информация, что в следующем году на украинский рынок выйдут новые розничные операторы из ближнего зарубежья, которых привлекают активные события на украинском рынке парфюмерно-косметического ритейла.

Exit mobile version