Site icon Companion UA

Парламенту Украины предлагают ввести субсидиарную ответственность владельцев банков по обязательствам финучреждений

Парламенту Украины предлагают ввести субсидиарную ответственность владельцев банков по обязательствам кредитно-финансовых учреждений, а также возможность неразглашения в течение полугода информации о проблемности кредитно-финансового учреждения.

Соответствующие инициативы отображены в законопроекте о системе гарантирования вкладов физических лиц, который зарегистрирован в парламенте 25 октября (№9342).

Инициатором законопроекта выступил глава комитета Верховной Рады по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Виталий Хомутынник (фракция Партии регионов).

"На владельцев существенного участия и руководителей банка по решению суда может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам банка в случае отнесения банка по их вине к категории неплатежеспособных", – говорится в законопроекте, текст которого размещен на веб-сайте парламента.

В целом, суть законодательной инициативы сводится к изменению системы выведения с рынка неплатежеспособных банков путем расширения соответствующих полномочий Фонда гарантирования вкладов физических лиц (далее – Фонд).

Законопроект предусматривает, среди прочего, внедрение понятий "проблемного банка" и "неплатежеспособного банка" и передачу полномочий по выведению с рынка неплатежеспособных финучреждений от Национального банка Украины (НБУ) к Фонду.

Согласно документу, Нацбанк обязан принять решение об отнесении банка к категории проблемных при условии, в частности, что его регулятивный капитал или норматив адекватности регулятивного капитала снизился ниже установленного уровня на 10% в течение отчетного месяца. Кроме того, такое решение может быть принято, если банк не выполнил требование хотя бы одного вкладчика или другого кредитора, срок которого наступил пять и более рабочих дней тому назад.

Проблемному банку дается до 180 дней на приведение своей деятельности в соответствие с требованиями законодательства. По истечении этого срока Нацбанк сможет отнести соответствующий банк к категории неплатежеспособных: после принятия такого решения финучреждение передается Фонду.

Нацбанк принимает решение об отнесении банка к категории неплатежеспособных, среди прочего, в случае снижения размера его регулятивного капитала или норматива адекватности регулятивного капитала до одной трети от минимального установленного уровня. Кроме того, основанием для такого решения может быть невыполнение банком в течение 10 рабочих дней подряд 10% своих обязательств перед вкладчиками и другими кредиторами.

"Решение НБУ об отнесении банка к категории проблемного является банковской тайной", – подчеркивается в законопроекте.

В последующем предусмотрена возможность введения Фондом временной администрации и создания переходного банка с последующей его продажей на конкурсе (аукционе) инвестору.

Предусматривается, что временная администрация внедряется на срок, который не превышает три месяца, а для системообразующих банков – шесть месяцев. Временная администрация прекращается после выполнения плана урегулирования или в других случаях по решению исполнительной дирекции Фонда. Создание переходного банка предлагается путем выделения части активов и пассивов неплатежеспособного банка.

Если предпринятые усилия не позволили восстановить платежеспособность банка, Фонд, согласно законопроекту, направляет Нацбанку предложение о ликвидации финучреждения. НБУ дается пять дней на принятие соответствующего решения: в случае ликвидации банка его ликвидатора назначает Фонд гарантирования вкладов.

При этом на ликвидацию банка отводится не более одного года, но Фонд имеет право принять решение о продлении ликвидации банка сроком до одного года, а системообразующих – сроком до двух лет.

Помимо того, законопроектом предлагается разрешить бесспорное списание с корреспондентских счетов финучреждений средств сборов в Фонд гарантирования при задержке соответствующих платежей на один месяц.

"Внедрение его (законопроекта – ИФ) норм обеспечит: повышение общего уровня доверия вкладчиков к банковской системе Украины, что является главной предпосылкой мобилизации необходимых долгосрочных ресурсов для обеспечения устойчивого экономического развития", – резюмируется в пояснительной записке к законопроекту.

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Exit mobile version