Site icon Companion UA

В мировых компаниях

Поглощение


IBM обоснуется на рынке бизнес-приложений
IBM за $4,9 млрд. приобретает канадскую софтверную компанию Cognos – второго крупнейшего в мире разработчика программного обеспечения для проведения бизнес-анализа. В случае одобрения сделки акционерами она будет закрыта в I квартале 2008 г.


Покупка Cognos совпадает с общей тенденцией на софтверном рынке, где крупные игроки стремятся к созданию интегрированных продуктов для решения различных бизнес-задач, в частности анализа финансовых показателей и эффективности деятельности компании. Так, немецкая SAP в октябре приобрела французскую группу Business Objects за 4,8 млрд. евро, а Oracle в апреле поглотила Hyperion Solutions за $3,3 млрд. По оценкам Gartner, сектор ПО для деловой аналитики в минувшем году составил $4,7 млрд. и в течение ближайших пяти лет будет увеличиваться на 8,6% ежегодно. Это выше, чем в целом по рынку корпоративных приложений – там рост составляет 7,5%.


С учетом такой динамики становится понятно, почему IBM решилась на крупнейшее в своей истории поглощение. До этого самой масштабной ее офертой были $1,3 млрд., заплаченные в 2006 г. за Internet Security Systems. В целом корпорация активно фокусируется на построении мощного софтверного бизнеса, на что с 2001 г. уже потрачено $15 млрд. (включая объявленную сделку). Это вполне объяснимо: здесь маржа прибыли у IBM вдвое выше, чем по остальным направлениям, а валовая прибыль составляет 84,2% от продаж (по другим подразделениям – 41,3%). Cognos сама по себе успешный игрок. Компания со штатом 4 тыс. человек в прошлом году добилась оборота в $1 млрд., а в последнем квартале ее продажи добавили 12% – вдвое больше чем у IBM.


Впрочем, у этой сделки есть одно «но». Как отмечают эксперты, IBM специализируется на системном ПО, полноценной линейки бизнес-приложений у компании нет, поэтому решения Cognos просто будут очередным нишевым предложением.


Реорганизация


Растроение PepsiCo
PepsiCo объявила о готовящейся реорганизации. Топ-менеджмент уверен: нынешние размеры компании уже не позволяют эффективно вести бизнес усилиями только двух подразделений – PepsiCo North American, отвечающего за США, Канаду и Мексику, а также PepsiCo International, курирующего 197 стран мира.


Отныне структура компании будет разделена на три ветви. Первое подразделение займется продажей напитков в Северной Америке. В состав PepsiCo Americas Beverages войдут Pepsi-Cola North America, Gatorade, Tropicana и все латиноамериканские напитки. Второму подразделению – PepsiCo Americas Foods – вверят реализацию продуктов питания в США и Латинской Америке. Сюда будут включены подструктуры Frito-Lay North America, Quaker и все латиноамериканские «закусочные» бренды. Наконец, третье подразделение будет отвечать за полный спектр продукции в остальных частях света.


Ключевым моментом реорганизации станет перевод операций в Латинской Америке из международного крыла в североамериканское. «Реформирование назрело из-за необходимости объединить маркетинговые стратегии в отношении испаноговорящих потребителей, которых в PepsiCo уже давно считают единой целевой группой, – говорят в Stifel Nicolaus. – В целом компания хочет сделать подразделения более глобальными и одновременно пытается структурировать их по региональному признаку».


По подсчетам PepsiCo, за три квартала 2007 г. продажи пищевых продуктов обеспечили компании около 45% доходов, напитков – 30%, международные операции – 25%.


Cisco займется венчурным инвестированием технологических стартапов в Болгарии, Чехии, Хорватии, Эстонии, Венгрии, Латвии и Украине. Предполагаемый бюджет – 30 млн. евро


 


 


Кризис-менеджмент


«Лишние» в Chrysler
Chrysler в теЧение 2008 г. уволит 12,1 тыс. сотрудников (15% персонала) на заводах в американских штатах Иллинойс, Огайо, Мичиган, а также канадской провинции Онтарио. Тем самым новый владелец третьего по величине американского автоконцерна – частный инфестфонд Cerberus Capital Management – всерьез взялся за его финансовое оздоровление. Ранее, в феврале нынешнего года, Chrysler уже объявил о намерении сократить в течение трех лет 13 тыс. рабочих и закрыть производственную площадку в Нью-Арке. Всего начиная с 2006 г. Chrysler покинули 80 тыс. работников, что сократило персонал автомобильного гиганта на 30%. Однако новым собственникам этого показалось недостаточно, и, чтобы повысить прибыльность своего нового актива, они решили действовать еще более решительно: параллельно с массовыми сокращениями объявили о прекращении производства четырех моделей Chrysler – купе Crossfire, спорткара Pacifica, кабриолета PT Cruiser и универсала Dodge Magnum. Эти модели пользовались наименьшим спросом – обеспечили лишь 4,5% из общих 2,02 млн. авто, проданных по всему миру с января по сентябрь.


Новый виток реорганизации Chrysler, затеянный топ-менеджерами Cerberus, эксперты оценивают позитивно. По их мнению, чтобы повысить конкурентоспособность автоконцерна, его нужно было взять в ежовые рукавицы, тем более что за первые девять месяцев 2007 г. уровень продаж автомобилей Chrysler в США упал на 8,9%, а по отношению к октябрю прошлого года снизился на 12,5%. Доля Chrysler на рынке США упала до 12,7% по сравнению с 15,7% в октябре 2000 г. Производитель (впрочем, как и лидеры американского автопрома Ford Motor и General Motors) все сильнее проигрывает азиатским конкурентам Toyota, Nissan и Honda, способным быстро обновлять модельный ряд и снабжать рынок новинками почти ежегодно.


Инвестиции


Visa подала заявку на «бронзу»
Visa проведет первичное размещение акций в начале 2008 г. Согласно документам, поданным крупнейшим в мире оператором платежных карт в комиссию по ценным бумагам и биржам США, он рассчитывает получить за свой контрольный пакет акций около $10 млрд. Это предварительная оценка, которая может измениться. Но если такая планка все же будет достигнута, IPO может стать одним из крупнейших в США. По данным Dealogic, пока лидерство удерживает сотовый оператор AT&T Wireless, который вышел на биржу на пике технологического бума в 2000 г. и выручил $10,62 млрд.


Между тем планы Visa вполне реалистичны. Во-первых, дела у нее идут как нельзя лучше: за три квартала – по 30 июня 2007 г. – ее чистая прибыль составила $771 млн. (на 76% больше, чем за аналогичный период годом ранее), выручка – $3,73 млрд. (за весь 2006 финансовый год – $3,91 млрд.). В минувшем году Visa обработала 44 млрд. транзакций на сумму $3,2 трлн. и согласно прогнозам до 2012 г. эти объемы будут расти на 11% ежегодно. Параллельно Visa продвигает новые услуги: платежи с помощью сотовых телефонов и кассовых аппаратов, идентифицирующих держателей карт по отпечатку пальца.


Во-вторых, Visa упрочнила свое положение за счет реорганизации, в рамках которой объединила свои региональные подразделения (за исключением европейского) в единую структуру. Ради этого платежная система и отложила IPO на два года.


В-третьих, чтобы не отпугнуть потенциальных инвесторов, Visa уладит конфликт со своим конкурентом AmEx. Последний в 2004 г. подал иск в суд, обвинив Visa, MasterCard и ряд американских банков в препятствовании выдаче клиентам карточек его системы. Разбирательство намечено на сентябрь 2008 г., но Visa решила его не дожидаться и выплатила AmЕx 2,25 млрд.


Напомним, что IPO главного конкурента Visa – компании MasterCard – было более скромным. В мае 2006 г. от продажи 82% голосующих акций (46% уставного капитала) MasterCard выручила $2,4 млрд. Правда, с тех пор ее рыночная капитализация выросла почти на 400%, составив $25,2 млрд.


Финансовые взлеты


Vodafone поднялся за счет Турции и Индии
Vodafone впервые за последние несколько лет вышел в плюс. В первой половине 2008 финансового года, завершившейся в сентябре, крупнейший мировой оператор получил 3,33 млрд. фунтов стерлингов чистой прибыли. За тот же период 2007 г. британцы понесли убытки в 4,6 млрд. фунтов стерлингов из-за списания активов в Германии и Италии. Это списание обернулось для Vodafone годовыми убытками на сумму 5,3 млрд. фунтов. Оператор оказался в минусе еще в 2000 г., после покупки за $181 млрд. немецкого телекоммуникационного концерна Mannesmann, впоследствии переоцененного.


По мнению аналитиков Hargreaves Lansdown, свои плоды начинает приносить новая стратегия диверсификации, построенная на агрессивном проникновении в развивающиеся страны и расширении пакета услуг в Европе. Эта «дорожная карта» была принята гендиректором Vodafone Аруном Сарином в 2006 г. В рамках нового курса Vodafone в апреле приобрел за $10,7 млрд. 52% акций индийского оператора Hutchison Essar. В настоящее время компания завершила ребрендинг этого актива именем Vodafone Essar. По словам г-на Сарина, по итогам сентября индийское подразделение насчитывало 35 млн. абонентов, и их число увеличивается в среднем на 1,6 млн. человек в месяц. Успехи группы в Индии, а также Турции (там Vodafone в прошлом году приобрел за $4,5 млрд. Telsim Mobil – компанию номер два на рынке) увеличили выручку компаний за пределами Европы почти на 40% – до $8,9 млрд. Правда, и в Европе продажи выросли на 2% – до $26,3 млрд. благодаря увеличению на 49%, до 2 млрд. фунтов дохода от предоставления информационных услуг абонентам. 

Exit mobile version