Поглощение
IBM обоснуется на рынке бизнес-приложений
IBM за $4,9 млрд. приобретает канадскую софтверную компанию Cognos – второго крупнейшего в мире разработчика программного обеспечения для проведения бизнес-анализа. В случае одобрения сделки акционерами она будет закрыта в I квартале 2008 г.
Покупка Cognos совпадает с общей тенденцией на софтверном рынке, где крупные игроки стремятся к созданию интегрированных продуктов для решения различных бизнес-задач, в частности анализа финансовых показателей и эффективности деятельности компании. Так, немецкая SAP в октябре приобрела французскую группу Business Objects за 4,8 млрд. евро, а Oracle в апреле поглотила Hyperion Solutions за $3,3 млрд. По оценкам Gartner, сектор ПО для деловой аналитики в минувшем году составил $4,7 млрд. и в течение ближайших пяти лет будет увеличиваться на 8,6% ежегодно. Это выше, чем в целом по рынку корпоративных приложений – там рост составляет 7,5%.
Впрочем, у этой сделки есть одно «но». Как отмечают эксперты, IBM специализируется на системном ПО, полноценной линейки бизнес-приложений у компании нет, поэтому решения Cognos просто будут очередным нишевым предложением.
Реорганизация
Растроение PepsiCo
Отныне структура компании будет разделена на три ветви. Первое подразделение займется продажей напитков в Северной Америке. В состав PepsiCo Americas Beverages войдут Pepsi-Cola North America, Gatorade, Tropicana и все латиноамериканские напитки. Второму подразделению – PepsiCo Americas Foods – вверят реализацию продуктов питания в США и Латинской Америке. Сюда будут включены подструктуры Frito-Lay North America, Quaker и все латиноамериканские «закусочные» бренды. Наконец, третье подразделение будет отвечать за полный спектр продукции в остальных частях света.
Ключевым моментом реорганизации станет перевод операций в Латинской Америке из международного крыла в североамериканское. «Реформирование назрело из-за необходимости объединить маркетинговые стратегии в отношении испаноговорящих потребителей, которых в PepsiCo уже давно считают единой целевой группой, – говорят в Stifel Nicolaus. – В целом компания хочет сделать подразделения более глобальными и одновременно пытается структурировать их по региональному признаку».
По подсчетам PepsiCo, за три квартала 2007 г. продажи пищевых продуктов обеспечили компании около 45% доходов, напитков – 30%, международные операции – 25%.
Кризис-менеджмент
«Лишние» в Chrysler
Новый виток реорганизации Chrysler, затеянный топ-менеджерами Cerberus, эксперты оценивают позитивно. По их мнению, чтобы повысить конкурентоспособность автоконцерна, его нужно было взять в ежовые рукавицы, тем более что за первые девять месяцев 2007 г. уровень продаж автомобилей Chrysler в США упал на 8,9%, а по отношению к октябрю прошлого года снизился на 12,5%. Доля Chrysler на рынке США упала до 12,7% по сравнению с 15,7% в октябре 2000 г. Производитель (впрочем, как и лидеры американского автопрома Ford Motor и General Motors) все сильнее проигрывает азиатским конкурентам Toyota, Nissan и Honda, способным быстро обновлять модельный ряд и снабжать рынок новинками почти ежегодно.
Инвестиции
Visa подала заявку на «бронзу»
Между тем планы Visa вполне реалистичны. Во-первых, дела у нее идут как нельзя лучше: за три квартала – по 30 июня 2007 г. – ее чистая прибыль составила $771 млн. (на 76% больше, чем за аналогичный период годом ранее), выручка – $3,73 млрд. (за весь 2006 финансовый год – $3,91 млрд.). В минувшем году Visa обработала 44 млрд. транзакций на сумму $3,2 трлн. и согласно прогнозам до 2012 г. эти объемы будут расти на 11% ежегодно. Параллельно Visa продвигает новые услуги: платежи с помощью сотовых телефонов и кассовых аппаратов, идентифицирующих держателей карт по отпечатку пальца.
Во-вторых, Visa упрочнила свое положение за счет реорганизации, в рамках которой объединила свои региональные подразделения (за исключением европейского) в единую структуру. Ради этого платежная система и отложила IPO на два года.
В-третьих, чтобы не отпугнуть потенциальных инвесторов, Visa уладит конфликт со своим конкурентом AmEx. Последний в 2004 г. подал иск в суд, обвинив Visa, MasterCard и ряд американских банков в препятствовании выдаче клиентам карточек его системы. Разбирательство намечено на сентябрь 2008 г., но Visa решила его не дожидаться и выплатила AmЕx 2,25 млрд.
Напомним, что IPO главного конкурента Visa – компании MasterCard – было более скромным. В мае 2006 г. от продажи 82% голосующих акций (46% уставного капитала) MasterCard выручила $2,4 млрд. Правда, с тех пор ее рыночная капитализация выросла почти на 400%, составив $25,2 млрд.
Финансовые взлеты
Vodafone поднялся за счет Турции и Индии
Vodafone впервые за последние несколько лет вышел в плюс. В первой половине 2008 финансового года, завершившейся в сентябре, крупнейший мировой оператор получил 3,33 млрд. фунтов стерлингов чистой прибыли. За тот же период 2007 г. британцы понесли убытки в 4,6 млрд. фунтов стерлингов из-за списания активов в Германии и Италии. Это списание обернулось для Vodafone годовыми убытками на сумму 5,3 млрд. фунтов. Оператор оказался в минусе еще в 2000 г., после покупки за $181 млрд. немецкого телекоммуникационного концерна Mannesmann, впоследствии переоцененного.