(Джек Траут)
Уход с рынка, диверсификация, активизация продвижения – таковы сегодняшние варианты реакции производителей ПК на снижение рентабельности.
На весах рентабельности
По разлиЧным оценкам, рентабельность производства ПК в Украине колеблется от 6 до 10%. При этом доля ведущих отечественных производителей постоянно растет. По оценкам экспертов, десятка крупнейших компаний в этом году займет приблизительно 35% рынка, а пятерке лидеров будут принадлежать 22-23%, и в перспективе их доля будет только расти.
Украинские производители конкурируют скорее друг с другом, чем с западными вендорами. «Конкуренция с А-брендами существует лишь в сегменте самых крупных государственных тендеров», – рассказывает Александр Радченко, председатель правления «Инвестиционной группы НАВИГАТОР». Даже в корпоративном сегменте, по мнению экспертов, вес ПК зарубежного производства не настолько значителен, как его принято изображать. «А-бренды представлены в основном только в «корпоративе» представительств западных корпораций, у которых существуют стандарты аппаратного обеспечения», – говорит Константин Скаклинев, директор департамента компьютерных систем компании K-trade.
Не видит на сегодняшний день причин для беспокойства и Александр Сизов, руководитель департамента системной интеграции «Фокстрот – IT»: «Рынок продолжает расти, потенциал такого роста заложен в отвоевании доли у ПК «наколенной сборки».
За доходом в разные стороны
Резервы для повышения доходности производители стремятся искать в нескольких направлениях. Так, они стараются снизить издержки производства и логистики (в том числе и за счет масштаба). Кроме этого, многие уже стали задумываться о диверсификации бизнеса.
АМИ, к примеру, пошла сразу по двум направлениям: в Донецке открыта новая фабрика по призводству ПК, а в планах на 2008 г. – диверсификация бизнеса под единым брендом.
Диверсификацией также занялась и «DiaWest – Комп’ютерний світ». Недавно она объявила об открытии туристического агентства, менеджеры которого будут работать на территории магазинов сети.
Что касается «Инкома», то его портфель и без того достаточно диверсифицирован. K-trade пока намерена продолжать работу над созданием дополнительной стоимости своего бренда Bravo.
А-бренды тоже уходят |