После 10-летнего забвения Анатолий Криволап воспрял и стал одним из самых известных и высокооплачиваемых украинских художников – эссе по итогам ПЕРЕЗАГРУЗКИ
Фото Марии Быковой, zn.ua |
Анатолий Криволап стал одним из наиболее известных и дорогих украинских художников после более чем 10 лет затворничества и безвестности. Сейчас зарубежные коллекционеры за границей и в Украине ценят живопись Анатолия Криволапа. В феврале работа «Луна над рекой» была куплена за $48,4 тыс. на лондонских торгах Phillips de Pury & Co. В мае этот же аукционный дом продал «Степь» Криволапа в Нью-Йорке за $98,5 тыс. Последняя продажа картины «Ночь. Конь», проданная за $124,40 тыс., установила рекордную цену для живописи современных украинских художников.
Анатолий также известен как основоположник направления «нового украинского пейзажа»
Анатолий Криволап. Картина "Степь", продана за $98,5 тыс. |
О внутренней силе
Почти сразу после обучения я попал на республиканскую выставку, что было тогад почти невозможно. Потом отказался от работы в аспирантуре и Художественном фонде. Получил за картину 2 тыс. рублей (зарплата инженера была тогда 150 рублей). Но я видел, как старые художники, которые ездили на «Волгах», такую гадость сдавали в колхозы…
Когда мне было 40 лет, я был полный ноль. Но и себя еще не нашел. Последний художник, который расцвел в 40 лет был Врубель, а я опаздывал. Я пережил отчаяние, но понимал, что неудавшийся художник – тоже опыт. Думаю, когда-то станут проводить исследования несостоявшихся и посредственных художников. Вот пережил это и успокоился. А потом мне, наверное, повезло.
Я не потерял интерес к работе, не пил, не опустился. Это ужас, когда понимаешь, что последняя черта позади, а впереди туман. Но это может более интересные годы, чем сейчас. Тогда была манящая неопределенность, а потом – все ясно.
В 1992 году я вывел работы на выставку (в новосозданной группе «Живописный заповедник» – прим.ред.) и продал картину за $300 (на жизнь тогда хватало $20-30). Позднее на меня обратило внимание информбюро из Германии, выставило мои работы. Тогда небольшую работу – 87х105 купили за 12 тыс. марок, другую – за 16 тыс. марок. Но 15 лет у меня не было покупателей в Украине.
О смелых решениях
Картонки, на которых я рисовал в добровольном изгнании, горели 2 дня (Анатолий сжег почти все свои картины того времени – прим.ред.) Я отрабатывал на них технику и цвета, рос, поднимался маленькими шажками. В какой-то момент ощутил, что это груз. Да и коллекционеры начали интересоваться ими – чтобы добавить в историю того, как я развивался. А я хочу запомниться в том образе, как сейчас. Чтобы не спрашивал, «а кто автор этой работы», но узнавали сразу.
Анатолий Криволап. Картина "Луна над рекой", продана за $48,4 тыс. |
Нужно понимать не путь, а направление. Я занимался пейзажами всегда. Сезан, хоть и сын банкира, в Париже с семьей не жил. Гоген уехал на Таити. Художник ищет то место, где он может творить каждую секунду.
Пикассо говорил: одни художники рисуют то, что покупают клиенты. У других покупают то, что они рисуют.
Мой юношеский эталон жилья – монашеская келья. Кому-то нравятся навороты, а у меня ничего нет, белые стены. Хотя у меня много картин – своих и других художников – я их в доме не храню.
Юношеские амбиции были у меня намного выше, чем я достиг. Поэтому звездной болезни нет.
4 ноября, Киев. Сегодня Издательский дом Companion Group провел встречу из цикла ПЕРЕЗАГРУЗКА, в которой тему испытания успехом обсуждали известный украинский художник Анатолий Криволап и бизнесмен, основатель компании XXI век Лев Парцхаладзе. Также читайте на нашем сайте эссе с мировоззренческими тезисами, которые показывают личность Л.Парцхаладзе. Читайте также: Искусство наверняка может помогать в работе и жизни. Но формы и объемы этой помощи, пожалуй, труднопредсказуемы. «Непредвидимые доходы» в СТРАТЕГИЯХ №10 2011 Полностью репортаж с ПЕРЕЗАГРУЗКИ «Испытание успехом» с участием Анатолия Криволапа и Льва Парцхаладзе читайте в одном из ближайших номеров журнала «Комп&ньоН» |