Корпорация Nestle S.A. начала свою деятельность в Украине в 1994 г. с открытия представительства. В 1998 г. она приобрела контрольный пакет ЗАО Львовская кондитерская фабрика «Світоч». В марте 2003-го было учреждено ООО Нестле Украина, а в конце года приобретено 100% акций предприятия Волыньхолдинг (ТМ «Торчин»). Последним по времени приобретением (февраль 2010 г.) стало харьковское ООО Техноком, производитель продуктов быстрого приготовления под ТМ «Мивина». Консолидация в корпоративную отчетность результатов Технокома способствовала тому, что объем продаж Nestle в Украине в 2010 г. составил 4,02 млрд. грн., увеличившись на 30,5%.
Геннадий Радченко: «Приобретения – стратегия развития Nestle S.A.; любой бренд-лидер в категориях продуктов питания или напитков в любой стране является для нас потенциальным кандидатом на покупку» |
О сделке и процессе интеграции говорит Геннадий Радченко, директор по корпоративным вопросам Nestle в Украине и Молдове: «Приобретения – стратегия развития Nestle S.A.; любой бренд-лидер в категориях продуктов питания или напитков в любой стране является для нас потенциальным кандидатом на покупку.
Покупкой Технокома непосредственно занимались сотрудники штаб-квартиры корпорации: вели переговоры, изучали актив. Есть специальное подразделение M&A. При необходимости привлекались сотрудники отдела, занимающегося кулинарией, а также внешние финансовые и юридические консультанты. Подобные сделки всегда проходят непросто, договоренности продавца и покупателя мало. Так, в данном случае последним документом, после которого мы публично объявили о покупке, стало разрешение на сделку антимонопольного комитета Словакии. Если бы его не было получено, то сделка могла бы и не состояться.
Цена актива состояла из двух частей. Первую уплатили сразу, вторую несколько позже – она была уточнена после того, как покупатель зашел на предприятие и осмотрелся. Такая структура является распространенной мировой практикой.
Сейчас между Нестле Украина и Технокомом налажены братские отношения, поскольку у них один владелец. Но Нестле Украина выполняет функции штаб-квартиры группы в стране, то есть здесь принимаются стратегические, маркетинговые решения. Кроме того, она занимается подбором новой управленческой команды Технокома. Например, техническим директором фабрики был назначен бельгиец в силу того, что большинство процессов нужно было приводить к корпоративным нормам и правилам, а для этого их необходимо знать не по книжке. Многие вещи приходят с опытом.
Сейчас объединены торговые команды, в ближайшее время и юридически продажи будут переданы от Технокома в Нестле Украина. Уже фактически объединены закупки, маркетинговые коммуникации. Много было сделано для повышения безопасности труда. Вместе с сотрудниками фабрики мы провели оценку рисков, по результатам которой разработали план действий по «большой пятерке» угроз: высотные работы, работы с электрооборудованием, разделение потоков пешеходов и транспорта, работы с подрядными организациями, LOTO (LockOut (блокиратор)/TagOut (информационная бирка) – комплексные решения для организации безопасных условий проведения ремонтных/сервисных работ. – Прим. ред.). Внедрили политику по экономии энергоресурсов и воды, организовали процесс разделения отходов. Следующей задачей является подготовка к сертификации OSHAS 18001 (Occupational Safety and Health Administration).
Большое внимание уделяется развитию украинских поставщиков, для чего проводятся их аудиты, оказывается помощь для достижения ими требований Nestle. Мы работаем с местными поставщиками муки, масла, мяса, овощей и упаковочных материалов.
В структуре Технокома также произошли определенные изменения: значительно расширился отдел развития новых продуктов, появились специалисты в сфере упаковки, были созданы отделы оптимизации производства и финансового контроля. Теперь все новые и обновленные продукты выпускаются на рынок только после прохождения теста потребителей. Мы считаем, что продукт может появиться на полках магазина только в том случае, если не менее 60% тестируемых потребителей выбирают наш продукт. Если этого нет, то рецептура отправляется на улучшение. Среди инноваций можно отметить такой продукт, как «Мивина Домашняя», который уже успели полюбить потребители.
За первые полтора года предприятие успешно прошло корпоративный аудит и аудит TESCO, подтвердившие, что Техноком выпускает безопасную и высококачественную продукцию. Теперь по кодировке на пачке «Мивины» можно легко узнать, какие партии, какого сырья были использованы в производстве.
Система мотивации, конечно, изменилась. На предприятии введена единая система оплаты труда Nestle. Она предполагает, что люди на схожих должностях в разных компаниях оцениваются одинаково, но с поправкой на уровень местного рынка труда. Ведь по большому счету для корпорации не существует Технокома, Світоча или Волыньхолдинга. Есть фабрики Nestle в Харькове, во Львове и Луцке.
После приобретения волновались все категории работников Технокома, поэтому нами был разработан план специальной коммуникации. Не могу сказать, что эти встречи были всегда приятными, но хорошо, что люди задавали в том числе и неудобные вопросы. И такое информирование, встречи продолжаются до сих пор.
Корпоративным стандартом Nestle является ERP-система SAP. Техноком пока не перешел на нее, но это обязательно состоится, что даст возможность объединить финансовые системы и включить его в сферу единого регионального сервис-центра, расположенного во Львове. Все эти оптимизации имеют целью удержать цены конечного продукта на доступном для потребителей уровне.
Момент окончания процесса интеграции невозможно определить. Дело в том, что параллельно с интеграцией идет процесс постоянного улучшения, частью которого является обмен между компаниями группы людьми, идеями. Уже сейчас один из сотрудников Технокома отвечает за охрану труда на всех предприятиях группы в Украине и Молдове.
Процесс интеграции Технокома для нас уже третий в Украине. Первым был Світоч, процесс там длился долго, чему есть объективные причины. Это предприятие со 120-летней историей, в процессе интеграции нужно было освобождаться от базы отдыха, автобазы, цеха карамели, магазинов и проч. Техноком же появился 17 лет назад, он никогда не работал в социалистической системе хозяйствования, был основан иностранцами, которые сразу заложили на нем современные принципы производства и управления. Это существенно упрощает интеграцию».
«Фактор времени очень важен»
Недавно директором направления кулинарии Nestle в Украине был назначен Владимир Вендл. В скором времени он также непосредственно возглавит Техноком. С ним мы говорили о настоящем и будущем приобретенного актива.
Вы приехали в Украину после приобретения Технокома. По вашему мнению, эта фабрика уже похожа на классическое предприятие Nestle?
Впервые я познакомился с этой фабрикой десять лет назад, во время моей предыдущей работы в офисе Nestle в Украине. Уже тогда мы думали о приобретении «Мивины». По разным причинам до покупки тогда не дошло, параллельно мы успешно завершили сделку по приобретению Торчина и сконцентрировали свои усилия на интеграции этого актива в структуру Nestle. И вот сейчас я уже несколько месяцев работаю над интеграцией Технокома. Да, пока эта фабрика отличается от типичной для Nestle. Но наша задача – не только привнести в нее стандарты и культуру корпорации, но и понять, сохранить то, что хорошо работало до нас, а там такого много, иначе мы не приобретали бы этот актив.
Может, было бы проще нарастить мощности на Торчине или построить с нуля предприятие сразу в таком виде, как вам было нужно?
Нет, не проще – по трем причинам. Первая: кетчупы и майонез, то, чем занимается Торчин, и продукты быстрого приготовления – категории совершенно разные в упаковке, сырье и аудитории потребления. Да, мы могли бы построить новое предприятие, у нас для этого есть необходимый опыт, сильный бизнес в Азии по производству продуктов быстрого приготовления. Но тут сказывается вторая причина: Техноком – это не только современные и хорошо отлаженные мощности, но и команда профессионалов, сильный бренд. Вся цепочка привлекает интерес. Если бы мы сказали в штаб-квартире, что хотим купить Техноком, но избавиться от ТМ «Мивина», начать производство под брендом «Торчин» или Maggi, то никогда не получили бы денег на покупку. Третья причина: мы сэкономили время, купив то, что уже хорошо работало. А фактор времени очень важен, учитывая конкурентную ситуацию на рынке.
Что для вас самое ценное в цепочке бренд – мощности – команда – потребители, без чего эта покупка не имела бы смысла?
Все важно примерно одинаково, но гипотетически покупка возможна и без отдельных этих звеньев – это вопрос цены сделки, анализа рыночной ситуации, стратегии компании. О команде я хотел бы сказать особо. Хорошо узнать людей можно только после покупки, когда ты зашел на предприятие в качестве владельца. До этого о команде можно судить в основном по косвенным признакам: раз предприятие имеет хорошие показатели, то, наверное, в этом большая заслуга всего персонала.
С первого дня мы активно работаем с персоналом, изучаем людей, организацию их работы. Кто-то из команды Технокома ушел, кто-то остался – это естественный процесс. Мы продолжаем сообща трудиться над выполнением целей, развитием бренда, улучшением фабрики, имплементацией стандартов качества, внедрением дисциплины и культуры Nestle.
Несмотря на то что вы высоко цените бренд «Мивина», сейчас начат процесс ребрендинга. Для чего?
Я назвал бы это не ребрендингом, а скорее рестайлингом. Символика бренда хорошо узнаваема, красный и белый цвета логотипа органично сочетаются с изображениями еды, упаковка очень практичная. Поэтому не надо много менять, достаточно лишь освежить, добавить несколько штрихов. Теперь на упаковке появился знак гарантии качества Nestle – так называемый компас, который есть на всех наших продуктах и содержит информацию об их питательности. Nestle – не только крупнейший в мире производитель продуктов и напитков, но и компания, которая производит продукцию, соответствующую принципам правильного питания и здорового образа жизни. Мы рассказываем потребителям, что находится внутри продукта, даем им телефон горячей линии и адрес сайта. Поэтому этот компас является своеобразным путеводителем для потребителя.
Каковы планы экспорта «Мивины»?
Планы очень большие. Продукция Технокома уже экспортировалась в 20 стран, сейчас наша задача поддержать и увеличить экспорт. Мы планируем создать в Харькове центр для экспорта в Европу продуктов быстрого приготовления. Эти продукты, которые производятся нами в Азии, хорошо известны в Европе, в частности во Франции, Германии. Сейчас в центре территории от Португалии до Урала, в Харькове, мы имеем крупнейшего производителя таких продуктов. В ближайшее время во все европейские страны продукты начнут поступать отсюда.
На днях мы начали производство кулинарных миксов под брендом Winiary для Польши. Эти продукты позволяют приготовить полноценное блюдо при покупке нескольких ингредиентов отдельно. Руководство данным проектом осуществляется из головного офиса Nestle в Швейцарии. Для других европейских стран продукт пойдет под брендом Maggi. Бренд «Мивина» останется для Украины и других стран, например, государств Балтии и Беларуси. Логотип торговой марки сохранится в кириллице. Идея в том, чтобы иметь одну упаковку. Но если поступят заказы на другие ее виды, будем думать, как оптимизировать данный процесс.
Продукты ТМ «Мивина» будете экспортировать только в европейские страны?
Экспорт в Европу – наш приоритет. Но, как недавно выяснилось, и другие страны интересуются продуктами под ТМ «Мивина». Например, мы уже поставляем их в страны Северной Африки. Аналогичная ситуация с Израилем. Техноком хорошо наладил экспорт в Нигерию, имея огромные объемы, их мы сохраним и будем наращивать. Но все же в центре внимания – Европа, где существует огромный потенциал для роста экспорта.
Разработка новых продуктов из этой категории будет сосредоточена в Харькове?
Не совсем. В Харькове работает техническая группа, в состав которой входят сотрудники Технокома и один человек из Nestle во Вьетнаме. В Сингапуре у нас расположен научно-исследовательский центр, который помогает нам наладить работу группы. Его сотрудники много работают с отделом маркетинга фабрики над разработкой новых предложений, улучшением качества продукта, оптимизацией стоимости и обменом/передачей ноу-хау.
После приобретения фабрики производственные мощности увеличились?
Да, мы купили новые линии, усовершенствовали то, что было на фабрике, остановили производство некоторых продуктов, расширив место для нового оборудования. Некоторые из наших продуктов данной категории пока производятся на Світоче. Мы переносим их производство в Харьков, таким образом, сосредоточив Світоч на производстве исключительно шоколада. На Волыни останется производство соусов, а все приправы под брендом «Торчин» будут производиться в Харькове. С тех пор как предприятие принадлежит Nestle, мы можем производить здесь любой продукт под любым нашим брендом.
Появились новые перспективы
Елена Полищук, бренд-менеджер продуктов быстрого приготовления:
– Я работаю в Технокоме давно, пришла еще при прежних владельцах. Когда стало известно о смене собственника, у сотрудников было много вопросов. Они переживали по поводу того, как пройдет интеграция компаний, каждая из которых имеет свою политику, принципы работы.
Но мы понимали, что вхождение в структуру крупного мирового производителя открывает новые возможности для развития компании, бренда и продуктов, которые производит Техноком. А что для бренд-менеджера может быть приятнее, чем понимать, что продукты, которые ты вырастил, будут развиваться и улучшаться. В качестве положительного момента хочу отметить, что такая крупная мировая компания, как Nestle, которая, казалось бы, должна заботиться больше о прибыльности и оборотах, очень бережно и с пониманием отнеслась к людям, их переживаниям. Понимая, как важно для них сохранить работу и стабильность в своей жизни, сразу же сообщила всем, что рабочие места будут сохранены и работники могут быть спокойны.
Правда, мне и некоторым другим сотрудникам пришлось переехать в Киев. Это далось нелегко, ведь семья и дом – самое важное, что есть в жизни каждого человека, тем более женщины. Но я понимала, что для максимальной эффективности управления брендами служба маркетинга должна быть консолидирована. К тому же этот шаг способствовал и моим планам личного и профессионального развития.
Этот и другие материалы читайте в 44 номере журнала "Комп&ньоН"