ОБЗОР: Неоднозначная перевалка – нефтяники скептично оценивают перспективы нового терминала в Роттердаме

Российские нефтяники пока настороженно относятся к проекту "Суммы" и VTTI по строительству нового нефтяного терминала в Роттердаме. Большинство из экспертов, опрошенных Агентством нефтяной информации (АНИ), отмечают, что пока условия, на которых торгуется российская нефть Urals, более выгодны, чем те, что может предложить будущий проект. Еще большей загадкой остается для них возможность подключения к нему трубопроводной монополии – "Транснефти".

ТЕРМИНАЛ В СТИЛЕ "МОДЕРН"

Конкурс на строительство нового нефтяного терминала в Роттердаме был объявлен в конце прошлого года. Этой осенью стало известно, что победила в нем компания Shtandart TT, которая на 75% принадлежит группе "Сумма" и на 25% – голландской VTTI, акционерами которой, в свою очередь, являются крупнейший нефтетрейдер Vitol и малазийский перевозчик MISC Berhad.

Согласно проекту, общая площадь будущего терминала Tank Terminal Europort West составит 55 га. Он будет разделен на две зоны площадью 45 га и 10 га. Глубина у причалов первой зоны составит 20 метров, что позволит принимать супертанкеры дедвейтом до 300 тыс. тонн. Вторая зона соединяется с первой трубопроводом длиной около 750 метров. Эта зона прилегает к внутреннему каналу, где находятся железнодорожные сливные эстакады. Терминал сможет переваливать не только нефть, но и нефтепродукты. Строительство начнется в 2013 году, а ввод в эксплуатацию запланирован на 2015 год.

В материалах "Суммы" отмечалось, что на новый терминал будет поступать, преимущественно, нефть сорта Urals из порта Приморск. Поступающую на терминал нефть будут покупать региональные и местные НПЗ на условиях поставки FOB Роттердам. При этом "Сумма" подчеркивала, что терминал может стать крупным европейским логистическим хабом для Urals, в котором будет сформирована "конкурентоспособная цепочка морской перевозки российской нефти шаттл-танкерами до "плавучего нефтепровода".

НО ВОТ ВОПРОС: ГДЕ РОТТЕРДАМ, И ГДЕ ПРИМОРСК?

Между тем, трейдеры российских нефтяных компаний, опрошенные АНИ, не высказали никакого оптимизма по поводу данного проекта и его выгод для российских нефтяников. "У нас пока почти нет информации о проекте, а тут еще и "Транснефть" (РТС: TRNF) подключилась, (…) так что сложно сказать, для чего все это и какие выгоды будут", – признался один из них.

Сотрудник другой компании отметил, что российская нефть из Приморска физически почти не поступает в Роттердам. Наибольший объем реальных поставок Urals идет в финский порт Порвоо. Российское сырье потребляют Швеция, Финляндия и Польша. Германия покупает нефть для переработки на НПЗ в Шведте, норвежская Statoil – для блендирования (смешения) с другими сортами. Кроме того, небольшие объемы нефти поступают в Великобританию и на север Испании.

При этом российская нефть продается в Приморске на условиях FOB. Цена же формируется исходя из условий CIF Basis Rotterdam, то есть, если нефть транспортируется на расстояние, более дальнее, чем Роттердам, к цене фрахта прибавляется определенный повышающий коэффициент, если меньшее – то понижающий. Так что, отмечает собеседник АНИ, если российская нефть из Приморска будет направляться на терминал в Роттердам, то нефтяникам придется дважды платить за перевалку. Ведь, ее основной объем поставляется в страны Северной Европы на расстояния более короткие, чем до голландского порта.

Еще один работник нефтяной компании обратил внимание, что пока в качестве главного плюса проекта "Суммой" называется поставка российской нефти на условиях FOB (франко-борт). "Но у нас сейчас большинство крупных нефтяных компаний поставляет на условиях FOB в Приморске. Возможно, что терминал если и будет работать, то с независимыми трейдерами, небольшими независимыми компаниями", – отметил он.

БЕЗ GUNVOR НЕ ОБОШЛОСЬ

Предложение использования нового терминала в Роттердаме независимыми компаниями кажется привлекательным на фоне завершения строительства трубопроводной системы "БТС-2", по которой в направлении Приморска может транспортироваться до 13% российского экспорта нефти. В середине года российское правительство выступило с идей перераспределить потоки нефти между нефтепроводом "Дружба" и приморским направлением. Для этого необходимо обеспечить приоритет в транспортировке по "Дружбе" нефти, поставляемой европейским НПЗ по прямым контрактам. Нефть для спотового рынка должна идти в направлении Приморска. Такая система, по их мнению, должна повысить доходность экспортных поставок нефти.

Однако и здесь может возникнуть небольшая проблема. Ведь терминал для перевалки нефти в конечной точке БТС-2 строит "дочка" швейцарского трейдера Gunvor Геннадия Тимченко – прямого конкурента Vitol. И как две эти компании будут решать возникающие вопросы: бороться или договариваться между собой – прогнозироваться никто не берется.

URALS – НАШ СЕРНИСТЫЙ ЭТАЛОН

Впрочем, отмечают участники нефтяного рынка, у этого российского проекта могут быть и другие задачи, например, повышения ликвидности сорта нефти Urals, котировки которой до сих пор привязаны с северо-морской нефти Brent. Однако, отмечает один из трейдеров, владельцам терминала придется постараться, чтобы привлечь покупателей этой нефти. "Может, будут какие-то интересные предложения, какие-то льготные условия на этом терминале, что позволит привлечь игроков", – сказал он.

Терминал, использующий челночные танкеры, может обеспечить большую гибкость в поставках, поскольку позволит покупать нефть не по традиционным танкерными партиям в 100 тыс. тонн, а более меньшими объемами в 20 тыс.тонн.

Кроме того, терминал позволит создать более выгодные возможности для арбитража российской нефти в Соединенные Штаты. Пока данное направление для компаний не является привлекательным.

НЕФТЯНИКОВ НА НОВОСЕЛЬЕ ПОКА НЕ ПРИГЛАШАЮТ

Неоднозначно относятся к проекту "Суммы" и руководители российских нефтяных компаний.

"Мы к этому проекту не имеем никакого отношения. Я узнал об этом проекте из газет", – сообщил журналистам глава "Газпром нефти" (РТС: SIBN) Александр Дюков.

"Из Приморска мы осуществляем отгрузки. Но до Роттердама не много танкеров идет. Мы осуществляем прямые поставки в Финляндию, Швецию, Германию. Довезти до Роттердама, чтобы там сделать перевалку? Терминал будет востребован только для тех компаний, которые поставляют в страны АТР и США, куда "Газпром нефть" не поставляет. И мы удовлетворены поставками в Европу, и нас все устраивает. Уходить с этих рынков мы не хотели бы", – пояснил он.

Ушел от комментариев по этому вопросу и президент "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов. Однако тут же сообщил журналистам, что его компания располагает несколькими сортами нефти, такими как Arctic light, поставляемой с Варандея, Urals, поступающей из Приморска, тяжелой нефтью с Ярегского месторождения. Так что "ЛУКОЙЛ" (РТС: LKOH) планирует самостоятельно создать в Роттердаме центр блендирования или смешения нефти для прямых поставок на НПЗ в Голландии.

Глава "Башнефти" (РТС: BANE) Александр Корсик отметил, что считает проект "Суммы" интересным, однако компании пока никто не предлагал принять в нем участие. По его мнению, чем ближе нефть придет к конечному потребителю, тем лучше. "Однако надо обеспечить правильную логистику", – добавил собеседник. В то же время сам А.Корсик оговаривался – "Башнефть" направляет на экспорт маленькие объемы нефти, и для нее подобные проекты больше интересны с точки зрения перевалки нефтепродуктов.

Вице-президент ТНК-ВР по продажам и логистике Джонатан Колек предупредил, что успех проекта возможен лишь в том случае, если на его базе будут вестись прозрачные торги Urals на условиях CIF.

"Если кто-то сделает площадку для свободных прозрачных торгов в Роттердаме, где будут вестись торги CIF Urals, это будет интересно, выгодно для бизнеса. Но это будет полезно только если будет прозрачность, когда частные или государственные компании не будут вмешиваться", – сказал он.

Но вот с таким мнением, похоже, не согласны российские чиновники и государственные компании, которые уже заявили о своем интересе к этому проекту, несмотря на весь скептицизм участников нефтяного рынка.

ШИРОКА СТРАНА МОЯ РОДНАЯ – ОТ РОТТЕРДАМА ДО ОМИШАЛЯ

Подписание соглашения происходило при участии президента РФ Дмитрия Медведева. А почти сразу после него многие российские чиновники заявили, что готовы его поддерживать на правительственном уровне. "Мы готовы рассмотреть предложения и обсудить необходимые виды поддержки", – сказал вице-премьер РФ Игорь Сечин журналистам через несколько дней после появления информации о победе "Суммы" в тендере. В чем, правда, будет заключаться поддержка, он не уточнил.

Готов присоединиться к проекту и государственный трубопроводный монополист "Транснефть". Как говорил глава компании Николай Токарев, "Сумма" обратилась в "Транснефть" за помощью в реализации проекта еще до тендера. Она предложила трубопроводной компании организовать совместную компанию по эксплуатации будущего терминала. Однако интерес у "Транснефти" к нему проявился только после объявления о победе "Суммы". "После известия о том, что "Сумма" выиграла, мы подтвердили свою заинтересованность рассмотреть это предложение", – сказал он.

Причем, как проговорился Н.Токарев, у России уже появилась грандиозная идея обеспечить синергию северных маршрутов через Приморск и Роттердам и южных маршрутов через Новороссийск и Омишаль. "Тут возможно и диверсифицировать маршруты на базе порта Омишаль с хорватской Janaf, с Новороссийском…", – говорил он. Правда, при этом он не стал говорить, что "Транснефть" владеет Новороссийским портом совместно именно с "Суммой".

СИЛА ЭКСПОРТНОГО ВЕНТИЛЯ

Участники рынка инициативы вице-премьера и главы "Транснефти" комментируют неохотно. "Зачем это чиновникам и "Транснефти" сложно сказать. Возможно, все просто – им хочется попробовать поучаствовать в этом бизнесе, зайти на европейский рынок…", – высказал предположение один из них.

Впрочем, другой участник рынка предостерегает, – участие государственной нефтепроводной монополии в таком проекте может привести к появлению серых, коррупционных схем при поставках российской нефти на европейский рынок. Ведь, государственная "Транснефть" работает в тесной связи с Минэнерго, а значит, у чиновников и этой компании есть возможность оказывать влияние на объемы и направления экспорта российской нефти.

Похоже, вице-президент ТНК-ВР Д.Коллек наиболее точно сформулировал общую мысль, витающую на нефтяном рынке. "Это будет хорошо, полезно, если будут прозрачные торги. Но если (в проекте – АНИ) будут участвовать просто частные компании, то это будет вредно. Тем, более если будут участвовать государственные структуры. Идти туда "Транснефти" – это будет большая ошибка", – резюмировал он.

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Залишити відповідь