Отчет крупнейшей в мире исследовательской компании TNS показывает, что половина потребителей не хотят, чтобы их беспокоили в социальных сетях
Компании тратят время и деньги, пытаясь привлечь внимание людей через социальные сети, не осознавая, что многих возмущает такое вторжение крупных брендов в их личное пространство. Таковы результаты всемирного исследования, опубликованного компанией TNS, входящей в группу Kantar холдинга WPP.
Соревнуясь друг с другом в Сети, компании во всем мире создают свои профили в социальных сетях – на Facebook, YouTube и т.п., чтобы быстро и дешево общаться с потребителями. Но исследование TNS выявило, что без учета специфики целевой аудитории эти усилия в половине случаев напрасны.
Было обнаружено, что 57% людей*** в развитых странах* не хотят контактировать с брендами через социальные медиа. В США эта цифра возрастает до 60%, в Великобритании – до 61%. Существенен барьер продвижения брендов через соцсети и в Украине – в нашей стране фактически половина пользователей (49%) не желают, чтобы компании и бренды контактировали с ними на подобных ресурсах. Ошибочные Интернет-стратегии порождают горы сетевого мусора: от страничек без друзей на Facebook до блогов, которые никто не читает. К этому добавляется еще и постоянно увеличивающееся количество отзывов потребителей о брендах – международное исследование показывает, что практически половина потребителей (47%) комментируют бренды в Интернете.
“Завоевать и удержать клиентов сейчас сложнее, чем когда-либо, – считает Мэтью Фроггатт (Matthew Froggatt), директор по развитию TNS. – Мир онлайн несомненно представляет огромные возможности для брендов, однако реализовать этот потенциал можно только применяя четко таргетированные маркетинговые стратегии. Выбирая неверный канал или просто сливаясь с потоком онлайн-шумихи, компании рискуют оттолкнуть потенциальных потребителей и помешать росту своего бизнеса”.
В ходе исследования TNS Digital Life у потребителей по всему миру выяснили, хотят ли они контактировать с брендами на сайтах социальных сетей – как для получения информации, так и для осуществления покупки.
Хотя 54% пользователей в мире*** (47% в Украине) признают, что социальные сети являются подходящим местом для того, чтобы узнавать о продуктах, исследование показывает, что брендам следует более тщательно продумывать свое поведение онлайн, если они хотят использовать его эффективно и углублять отношения со своими потребителями.
Исследование также выявило большие географические различия, указывающие на риски тех брендов, которые применяют очень обобщенные подходы, не учитывающие потребности различных пользователей.
Некоторые быстроразвивающиеся рынки** оказались намного более открыты брендам в социальных сетях. Например, только 33% колумбийцев*** и 37% мексиканцев*** не хотят, чтобы их беспокоили бренды в социальных сетях. С другой стороны, 59% пользователей*** в быстроразвивающихся странах считают, что социальные сети – приемлемое место для того, чтобы узнавать информацию о брендах.
Однако даже в этом случае бренды все же должны осмотрительно планировать и осуществлять свои онлайн коммуникации, чтобы не оттолкнуть потребителей и не нанести вред вместо ожидаемой пользы.
Мэтью Фроггатт (Matthew Froggatt) объясняет: “Онлайн-мусор – это скопление тысяч брендов, которые суетятся в сети, не понимая, к кому они хотят обратиться и зачем. Многие бренды осознают, что им потенциально доступны огромные аудитории в социальных сетях; но зачастую они не понимают, что это пространство принадлежит потребителю, и присутствие брендов должно быть соразмерно и оправдано”.
“Ключ к успеху лежит в понимании вашей целевой аудитории и того, что они хотят от вашего бренда, социальные сети – это далеко не всегда правильный выбор. Если потребители на каком-то рынке не хотят, чтобы с ними общались, можете ли Вы применить альтернативный онлайн инструмент (например, создание собственных цифровых медиа-платформ, целевое спонсорство или поисковые кампании), чтобы заинтересовать их наиболее эффективным способом, который приведет к достижению целей бизнеса, а не к приумножению онлайн-мусора?”
Исследование TNS Digital Life также проливает свет на актуальный вопрос: почему люди все-таки взаимодействуют с брендами онлайн. 46% тех, кто размещает свои комментарии о компаниях, делают это, желая поделиться советом. В Украине этот показатель несколько выше, он составляет 50%.
Результаты исследования также показали, что люди в Интернете чаще хвалят бренды, чем ругают (13% и 10% в мире, 12% и 9% в Украине соответственно).
Однако мотивация онлайн-комментаторов может быть и корыстной. 61% потребителей в мире (66% в Украине) поддерживают контакт с брендом онлайн ради акций и специальных предложений.
Изучая глобальные контрасты, компания TNS обнаружила, что потребители быстрорастущих рынков имеют огромное желание тратить больше времени и денег в Интернете, чем сейчас. И это открывает брендам большие возможности для роста.
Однако в этих странах необходимо решить еще множество проблем, связанных с инфраструктурой, прежде чем компании смогут действительно проникнуться энтузиазмом к цифровому миру. Почти половина (48%) пользователей в быстроразвивающихся странах (в Украине – только 22%) могли бы больше использовать Интернет, если бы он был дешевле. Их число резко возрастает в Африке: до 81% людей в Гане, 71% в Нигерии и 68% в Кении.
Аналогично, если на развитых рынках только четверть пользователей*** рассматривают социальные сети как подходящее место для покупки товаров, в быстроразвивающихся странах эта цифра достигает 48%, в том числе в Украине – 42%.
Если говорить о практике онлайн-покупок, азиатские потребители лидируют в освоении коллективных покупок и покупок через мобильный телефон. Почти половина (46%) потребителей в Китае уже используют инструменты коллективных покупок, чем резко отличаются от Европы, где процент пользователей низкий, – всего 6% в Швеции и Финляндии и 10% в Украине.
Популярность покупок с помощью мобильных телефонов также высока в этом регионе: 34% пользователей мобильного Интернета в Китае и Южной Корее совершают покупки с помощью своих телефонов, по сравнению с 16% в Украине.
Мэтью Фроггатт добавляет: “На быстрорастущих рынках у потребителей существует огромная жажда большего доступа к Интернету и мобильным сервисам. Digital Life показывает, что по мере развития онлайн сообществ, бренды, которым удастся прорваться сквозь онлайн-шумиху, получат фантастическую возможность быстрого роста благодаря этой зарождающейся базе потребителей”.
Справка:
*Развитые рынки (страны): Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Чешская Республика, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Гонконг, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Республика Корея, Сингапур, Словацкая Республика, Испания, Швейцария, Швеция, Тайвань, Объединенные Арабские Эмираты, Великобритания, США.
** Быстроразвивающиеся рынки (страны): Аргентина, Бразилия, Чили, Китай, Колумбия, Египет, Эстония, Гана, Венгрия, Индия, Индонезия, Кения, Малайзия, Мексика, Морокко, Нигерия, Пакистан, Перу, Филиппины, Польша, Румыния, Россия, Саудовская Аравия, Южная Африка, Танзания, Таиланд, Турция, Уганда, Украина, Вьетнам.
***Это относится только к пользователям социальных сетей.
Digital Life дает рекомендации о том, как использовать цифровые каналы для роста вашего бизнеса благодаря точному пониманию поведения потребителей онлайн. Основываясь на опросе 72 000 людей в 60 странах, Digital Life по своему размеру, охвату и детальности является всеобъемлющим взглядом на установки и поведение потребителей онлайн на глобальном и локальном уровнях.
TNS консультирует клиентов относительно стратегий роста при выводе на рынок новых продуктов, инноваций, переключения потребителей с бренда на бренд, стейкхолдер менеджмента. Компания присутствует в более чем 80 странах
Kantar Group – одна из крупнейших мировых сетей, занимающихся поиском инсайтов и предоставляющих информационно-консультационные услуги. Группа насчитывает 28 500 сотрудников, работающих в 100 странах, и предлагает широкий спектр исследовательских и консультационных услуг, предлагая инсайты для бизнес клиентов на каждом этапе потребительского цикла.