технологии
На волне восстановления
Innoware, консалтинговая компания и системный интегратор, основанная в Украине в 2001 г., подвела итоги десятилетия и поделилась планами на 2011-2012 гг. В ближайший год в России Innoware вместе с Microsoft проведет ряд маркетинговых мероприятий в Южном Федеральном округе, во время которых продемонстрирует бизнесу возможности локализованных программных продуктов. В Великобритании и на Балканах компания продолжит работу с существующими клиентами, прежде всего с дочерними подразделениями LEONI Wiring Systems и Ahmad Tea.
По мнению Innoware, рынок ERP-консалтинга уже достиг уровня 2005-2006 гг. по объему доходов. Виталий Курдюмов, директор по продажам, надеется на продолжение восстановительных процессов и подчеркивает, что в этом случае портфель заказов от предприятий внутри Украины мог бы превысить портфель заказов от клиентов, расположенных за границей (сейчас это соотношение составляет 30 : 70).
Заключение «&». Компания удачно сочетает проекты внедрения локализованного ПО мировых вендоров и сотрудничество с представителями профессиональных сообществ. Это помогает общаться с представителями бизнеса на одном языке и объяснять, как ERP-системы способны улучшить конкурентоспособность предприятий.
коммерческая недвижимость
Перспектива на пересечении магистралей
ЗАО "Одежда" намерено продолжать развитие проекта ТЦ ГУМ, расположенного в центре Луганска. Реконструкция объекта торговой недвижимости, ранее известного в городе как «Дом одежды», длилась около года и закончилась весной 2011 г. Сейчас ГУМ представляет собой современный торговый центр, все площадки которого – помещения класса «А». Торговая площадь объекта после реконструкции увеличилась до 10 тыс. кв. м, где теперь представлены ведущие мировые бренды одежды, аксессуаров, парфюмерии, косметики и проч.
По данным DTZ, в стране постепенно возобновляется рост оборотов розницы (на 15,5% в январе-мае 2011 г., тогда как в 2010-м показатель был на уровне 7,8%), что возвращает уверенность ритейлерам и инвесторам. До конца первого полугодия 2011 г. показатель наполняемости в наиболее качественных торговых центрах Киева и других крупных городах страны вернулся на докризисный уровень. Собственно поэтому в 2012-2013 гг. аналитики ожидают рост объема торговой недвижимости в Украине. А пока дефицит качественных торговых площадей сдерживает выход на украинский рынок большого количества крупных международных ритейлеров.
Преимущественно это касается региональных центров. С учетом данных тенденций рынка торговой недвижимости страны проект ГУМа в Луганске особенно перспективен: объект расположен на пересечении двух основных транспортных магистралей города, что гарантирует постоянный поток посетителей и покупателей.
Заключение «&». Темп развития рынка торговой недвижимости в регионах и до экономического кризиса был далек от столичного. Сейчас же, когда ритейлеры все больше интересуются регионами, торговые площадки подобные ГУМу в Луганске выглядят весьма привлекательно.
расширение
Вслед за изменениями
ГК АИС расширила сферу своей деятельности, создав новое предприятие АИС-Маркет. Последнее специализируется на выкупе, продаже и сервисе авто с пробегом. Компания будет заниматься выкупом авто как в рамках программы трейд-ин (обмен старого авто на новое с доплатой), так и свободным выкупом автомобилей с пробегом всех марок возрастом до десяти лет. «Изменения в налоговом законодательстве в 2011 г. позволили нам заниматься таким видом услуг при продаже новых автомобилей, как трейд-ин. Эту услугу мы ввели у себя в текущем году.
Естественно, что автомобиль, который выкупили по программе трейд-ин, нужно дальше продавать. Торговать бывшей в эксплуатации техникой под вывеской салона новых автомобилей мы не могли, поэтому был создан АИС-Маркет. Рынок авто с пробегом очень емкий, и крупных системных игроков на нем мало. Исходя из перспектив данного рынка и потенциала мы приняли решение выкупать автомобили с пробегом и в дальнейшем перепродавать их и без трейд-ин. То есть без условия, что покупатель должен приобрести новое авто именно у нас», – поясняет Сергей Боровик, директор по маркетингу ГК АИС.
На сегодня большая часть рынка автомашин с пробегом остается стихийной, причем продажи на этом рынке, по данным Аuto-consulting, превышают продажи новых авто. Однако в скором времени подобная тенденция может смениться на противоположную. Так, по данным ГК АИС, доля сделок по новым авто растет, тогда как по машинам с пробегом уменьшается, что вполне соответствует докризисной расстановке приоритетов на рынке.
Заключение «&». Начиная работу в новом направлении, ГК АИС, видимо, не слишком рассчитывает на то, что стихийный рынок в скором времени станет организованным: торговый объект, занимающийся операциями с авто с пробегом, у группы пока только один (в Киеве).
маркетинг
Ниша в распоряжении
НЕБО, агентство событийного маркетинга, создало отдельную структуру для освоения ниши private luxury events. Специализация R.S.V.P. (таково название новой структуры) – предоставление услуг частного распорядителя праздников. Для украинского рынка событийного маркетинга это направление деятельности нельзя назвать новым – так или иначе, но компании и раньше предоставляли подобного рода услуги. Однако появление организации, сконцентрировавшейся исключительно на предоставлении данных услуг, может стимулировать формирование ниши со своими тенденциями и конкурентной средой. В перспективе новая компания рассчитывает на то, что ей удастся выстроить параллель восприятия «персональный распорядитель праздников равен R.S.V.P».
В целом на рынке событийного маркетинга продолжается процесс концентрации, начавшийся еще в 2008 г., когда раздутый пул агентств начал стремительно сокращаться под влиянием экономического кризиса. Сейчас, как отмечает Елена Селютина, директор по развитию НЕБО, многие агентства покинули рынок, что, однако, не ослабило конкуренцию – остались наиболее сильные компании. За последний год изменился также топ-лист организаций, заказывающих мероприятия.
Заключение «&». Перспективные ниши свободными остаются недолго. Учитывая растущий спрос на услуги private luxury events со стороны определенного социального круга, на построение параллели у новой организации времени совсем немного.
сбыт
Шаг за пределы
Милкиленд Украина, крупная молокоперерабатывающая компания (ДП Milkiland N.V.), будет осуществлять поставки сыров ТМ «Добряна» в российскую розничную сеть «Магнит». В течение первых двух месяцев сыры будут поставляться в 76 супермаркетов, а затем и в другие продовольственные магазины сети на всей территории России. По состоянию на 30 сентября 2011 г. она насчитывала более 4,5 тыс. магазинов формата «у дома» и 76 супермаркетов.
Российский рынок сыра очень перспективен. По данным BusinesStat, продажи сыров в стране неуклонно росли даже в период с 2006 по 2010 г., несмотря ни на снижение покупательной способности населения, ни на рост цен на данный вид продукта (в среднем на 78%). Кроме того, российский потребитель уже привык к сырам, поставляемым из-за рубежа, так как их доля импорта на рынок РФ долгое время была значительной.
Хотя в 2011 г. аналитики и прогнозируют рост доли сыров российского производства на внутреннем рынке благодаря протекционистской политике правительства РФ в отношении отечественных производителей, слишком быстро ситуация все равно не изменится.
Напомним, что Milkiland N.V. в конце 2010 г. осуществила первичное публичное размещение 22,4% акций на Варшавской фондовой бирже. Компания объединяет десять предприятий и несколько ферм, владеет торговыми марками «Добряна», «Коляда», «Кринка», «Чернігівська спокуса» и «7-я», а также 75,23% акций крупнейшего в России ОАО Останкинский молочный комбинат.
Заключение «&». Договор о поставках продукции крупному ритейлеру – сильный ход, способный вдохновить инвесторов и помочь закрепиться на рынке.
ритейл
Приоритеты развития
Развивая свою сеть, ТАС-Фарма намерена использовать стандартные каналы коммуникации. «Конечно, наиболее эффективный канал коммуникаций – телевидение, но в то же время он очень дорогой. Мы его используем в редких случаях, как правило, для донесения стратегически важной информации. Поскольку аптеки – это локальный бизнес, для постоянной коммуникации лучше использовать почтовую рассылку в дома, находящиеся рядом с торговой точкой, или наружную рекламу в этом районе», – рассказывает Валерий Гудзенко, генеральный директор ООО ТАС-Фарма.
Формат мини-фарммаркетов на аптечном рынке Украины только набирает обороты. Его перспективность связывают с тем, что у потребителей он вызывает больше доверия, чем обычная аптека, киоск в переходе или на рынке. Однако работа в таком формате имеет свои особенности при выборе локации: площадь помещения должна быть достаточной для размещения широкого набора товаров.
Заключение «&». Планы компании по приобретению аптечных сетей вполне вписываются в общую тенденцию консолидации рынка. Предложений, скорее всего, тоже будет хватать – аптечный ритейл сейчас жестко регулируется государством и контролирующими органами, что способствует уходу с рынка мелких игроков.