«Мотор! Съемка! Начали!» – именно с этих слов, которые Тимур Вайнштейн сказал сразу после «здравствуйте», началась наша беседа. Он – бывший кавээнщик и телевизионщик со стажем. Его WeiT Media известна на украинском телевизионном рынке, так как реализовала несколько проектов с телеканалами и продолжает заниматься активными продажами.
Ваш продюсерский центр многожанровый – вы снимаете телешоу, полнометражные фильмы, сериалы, анимацию. Какие жанры и проекты наиболее ценны с точки зрения бизнеса?
Скорее важно то, что компания многожанровая. Это одно из наших конкурентных преимуществ, потому что мы диверсифицировали свой портфель проектов и готовы работать с любым каналом. Основные заказчики наших продуктов – телеканалы, и все они позиционируют себя в определенных аудиториях и жанрах.
С точки зрения бизнеса о проектах можно сказать просто: долгосрочный продукт всегда выгоднее, потому что приносит больше денег. Но с точки зрения целей это слишком простой ответ. Каждый проект уникален и дорог, и каждое направление – будь то кино или анимация – приносит свои дивиденды.
Если играть в долгую, то любой проект может стать «птицей удачи» с точки зрения бизнеса.
Какие проекты стали для вас такой «птицей»? Вы заранее предугадывали успех?
Могу привести пример из своей прошлой жизни. В свое время мы сняли телесериал «Солдаты», совсем недорогой, на 12 сериях почти не было заработка. Но в итоге серий стало 600.
Заранее успех, конечно, не предугадывали. Как это можно сделать? Если я буду предугадывать такие вещи, то буду просто нарасхват, покруче, чем Боб и Харви Вайнштейны (голливудские продюсеры, основатели и руководители Miramax Films. – Прим. ред.).
Как продакшен-компания мы зарабатываем не на производстве, а на продаже прав и возможности в дальнейшем продавать ту или иную историю 5, 10 или даже 15 лет. В этом и состоит бизнес. Мы ищем успех в разных жанрах и часто его находим. Например, адаптированное нами шоу The Money Drop идет уже пятый сезон в России, четвертый – в Казахстане (в украинском варианте это «Шоу на 2 миллиона». – Прим. ред.).
Последние исследования показывают, что во всем мире взрывообразно растет число реалити- и ток-шоу. В Украине похожая ситуация. Как вы приспосабливаетесь к трендам?
Дело в том, что предпочтения аудитории меняются. Еще недавно в Украине были безумно популярны политические шоу. Сегодня их потеснили развлекательные. Завтра на смену придут сериалы, послезавтра – реалити-шоу. Предпочтения аудитории меняются быстро и существенно, поэтому мы должны понимать и чувствовать веяния времени и предлагать подходящие проекты в тех форматах, которые сейчас популярны.
Сегодня справедливым кажется движение украинских телеканалов в сторону развлекательных шоу, в том числе реалити-шоу, документальных драм, где можно следить за простыми людьми, подглядывать (таких как «Міняю жінку»).
Мы должны наблюдать за тем, что цепляет украинских зрителей. Сейчас действительно очень востребованы телевизионные сезонные программы. Но это очень быстро закончится, сколько можно смотреть одно и то же?
Вы говорите так, будто не участвуете в создании спроса, а только реагируете на него.
Не создаем, а внимательно следим, стараемся его быстро ловить. Поэтому пробуем, вбрасываем продукты, экспериментируем.
Сейчас, например, рискнули произвести вампирский молодежный сериал для канала «ТЕТ» в Украине. Мне кажется, это модное веяние после серии фильмов «Сумерки». Впоследствии сериал будет показан и в России.
Правильная ли это стратегия? Наверное, да, потому что если я выиграю первый сезон, то, скорее всего, выиграю и второй, и третий, и четвертый.
С какими украинскими каналами работаете наиболее тесно? Чем отличается работа в Украине от работы в России?
Есть каналы, с которыми мы производим больше продукта, – «Новый», каналы группы «Интер», «1+1». Но это не означает, что для кого-то существует эксклюзив, мы работаем со всеми. Это и есть конкуренция: если у меня хороший продукт, я продам тому, кто больше заплатит. Бывают и пакетные сделки, когда продается сразу несколько проектов. Обычный бизнес.
Другое дело, что в России телеканалы очень четко позиционируют себя. Один для молодежи, другой – для женщин и т. п. В Украине немного иначе. Здесь более 30 заметных телеканалов, и понять, какой из них на кого работает, невозможно. Женский канал, к примеру, показывает криминальные драмы, и таких случаев множество. Да, представители телеканалов говорят о своей аудитории, но я могу один и тот же проект продать практически всем.
Я понимаю, почему так происходит: от людей требуют результат прямо сейчас. У них нет времени выстраивать телеканал, а ведь это очень скрупулезная работа, тяжелый труд. Но когда тебе говорят: «Ты должен дать рейтинг сегодня», куда бежать? Купить в Москве «Глухаря», он ведь хорошо там идет. Поэтому происходит попадание в совершенно другую аудиторию, перетекание зрителей. Представьте себе: одну передачу смотрели женщины, потом они все разом ушли и к экранам пришли мужчины…
Нам же в Украине работать проще, потому что мы всем предлагаем одно и то же.
За какие деньги украинские телеканалы готовы покупать, к примеру, сериалы?
Цена российских сериальных проектов, которые мы продаем на украинские каналы, колеблется в районе $40-45 тыс. за серию, диапазон может быть от $5 до 150 тыс. Цена всегда зависит от региона продажи и, конечно же, качества продукта. Например, если говорить о стоимости покупки формата, то в среднем по миру она составляет 5-7% от производственного бюджета. Когда Endemol продает формат для адаптации в разные страны, цена не может быть одинаковой. Выработан основной критерий для оценки, основанный на том, что в каждой стране свой производственный бюджет. К примеру, в США производство одной серии обойдется в $2 млн., тогда как в России – в $100 тыс.
Среди ваших проектов в Украине – «Шоу на два миллиона» и «Замок страха». Насколько они успешны?
«Замок страха» был неуспешен. По моему мнению, причина в том, что мы не до конца разобрались в ментальности. Телеканал посчитал нужным из экстремального, очень страшного и напряженного шоу, где люди борются за деньги и даже подставляют друг друга, сделать семейное шоу. В украинской версии испытания проходила семья, из-за чего исчезло самое главное – драматургия борьбы между людьми. Члены семьи договаривались друг с другом, кто останется в каждом туре.
Я до сих пор корю себя за это. Нельзя было соглашаться. С точки зрения производства, контента, качества это было очень масштабное производство: падающие стены, цемент, жуки. Обидно, когда большая команда вложила силу, душу, эмоции, но из-за одной ошибки все идет не так. Люди-то не виноваты.
А «Шоу на 2 миллиона», мне кажется, прошло вполне удачно. Единственное, у меня есть вопросы по поводу программирования этого продукта. Не всегда дело в качестве, очень важно, куда в эфире поставят продукт. Шоу The Money Drop (формат Endemol) с успехом транслируется в 15 странах. Везде передача этого формата транслируется либо в выходной день (так в России, Казахстане), либо сериями: две недели каждый день, потом перерыв. В Украине программу почему-то поставили в среду. У нее рейтинг и доля смотрения хорошие, но в других странах выше.
Мне кажется, в Украине было бы намного выгоднее поставить это шоу в выходной день. Но я могу только посоветовать, а решение принимают те, кто ответственны за рейтинги.
Какова рентабельность вашего бизнеса, и за счет чего удается экономить?
Рентабельность такого телевизионного бизнеса, как наш, составляет 10-15%. Есть более рентабельные бизнесы, но мы очень много денег вкладываем в развитие.
По нашей бизнес-модели мы находим точки для оптимизации затрат. Например, в проекте The Money Drop построили одну студию в Москве, которая работает также на Украину и Казахстан. Единовременные вложения в создание студии составили порядка $300 тыс., поэтому ни украинские, ни казахстанские телеканалы не потянули бы финансовую нагрузку. Намного дешевле привозить участников из других стран на съемку, а телезрителям-то какая разница, где находится площадка.
Благодаря этому проект очень удачно окупился.
Вы себя видите больше продюсером или инвестором?
Конечно, продюсером, какой я инвестор? Я всегда делал то, что мне нравится. А нравится мне производство в ежедневном режиме – это мое.
Я не ходил по рынку, не продавал Леан-М, люди из Sony пришли и предложили сделку благодаря тому, что компания оказалась успешной в продакшен.
Объединившись с Endemol, вы, по сути, вышли на международный рынок. Каким видите будущее своей компании?
Телевизионный бизнес давно уже стал международным. В Украине около пяти сильных продакшен-компаний, но для них первичен российский рынок, если говорить о сериалах. Когда я сам рассчитываю сериальную бизнес-модель, сразу учитываю продажи в России и Украине. Сегодня существует, я сказал бы, общий русскоязычный продакшен-бизнес. Большинство шоу в Украине производятся самостоятельно, под свою среду. Но шоу с участием звезд на две страны можно делать, потому что звезды одни и те же.
Что касается других стран, то мы, конечно, планируем, чтобы наши продукты продавались как форматы дальше. И это произойдет. В какой-то момент весь мир начал покупать латиноамериканские сериалы для адаптации, потом очень популярными стали японские проекты. В какой-то момент случится интеграция других рынков с российским и украинским. Мы просто пока еще очень молодой рынок.
Тимур Вайнштейн, учредитель и генеральный продюсер WeiT Media.
Родился 1 марта 1974 г. в Баку. В 2000 г. команда стала победителем «Турнира лучших команд КВН ХХ века». В 1996 г. окончил Азербайджанский государственный медицинский университет по специальности «врач-психиатр». В 1997 г. получил второе высшее образование по специальности «телевизионный режиссер» в Российском институте работников телевидения. С 1996 г. работал в телекомпании ВиД (корреспондент, редактор, режиссер, руководитель программы «Тема»). В 2000 г. – соучредитель и генеральный продюсер Леан-М. В конце 2006 г. Sony Pictures Television International, входящая в состав Sony Pictures Entertainment, приобрела 51% уставного капитала Леан-М. С 2009 г. – создатель и генеральный продюсер WeiT Media, которая включает в себя три компании: по производству игровых фильмов, документального и телевизионного кино, а также отвечающую за направление new media. В марте 2010 г. контрольную долю WeiT Media выкупил Endemol, мировой лидер по производству развлекательных телепрограмм. По итогам 2010 г. WeiT Media произвела около 300 эфирных премьерных часов и порядка 30 проектов в таких жанрах, как телешоу, полнометражные художественные и телевизионные фильмы, сериалы, документальные и анимационные фильмы. Еще 60 проектов сейчас находятся в разработке. Осенью 2010 г. WeiT Media стала первой российской продакшен-компанией, которая начала производить проекты для стран Центральной и Восточной Европы, запустив адаптированную версию шоу Wipe Out Cup одновременно для пяти крупных телеканалов Польши, Чехии, Словакии, Украины и Беларуси. |