Международный энергетический прогноз крайне пессимистичен.
7 ноября в Лондоне Международное энергетическое агентство (IEA), в состав которого входят страны – члены ОЭСР, представило вниманию общественности свой долгосрочный прогноз развития мировой энергетики. На фоне нынешней напряженной рыночной ситуации, когда цены на нефть достигли своих исторических максимумов и неумолимо приближаются к критическому рубежу в $100 за баррель, этот прогноз прозвучал и вовсе неутешительно.
Мировой энергетический прогноз образца 2007 г. продемонстрировал яснее, чем когда-либо, что если правительства стран с развитой экономикой уже сейчас не пересмотрят свою политику в пользу инвестиций в разработку альтернативных источников энергии, то импорт энергоносителей и эмиссия парниковых газов вплоть до 2030 г. будут расти более стремительно, чем это предполагалось еще в прошлом году. Такой неудержимый рост создает реальную мировую угрозу как в области энергетической безопасности, так и изменения климата.
Глобальная энергетическая система в последние годы претерпевает значительные изменения. На мировую арену вышли новые крупные игроки – Индия и Китай. Стремительное экономическое развитие новых гигантов предопределяет дальнейший рост их энергопотребления. С одной стороны, не только двухмиллиардное население этих стран, но и многие другие нации, ведущие с ними международную торговлю, выигрывают от этого развития. С другой стороны, беспрецедентный рост мирового спроса на энергоресурсы не может не вызывать озабоченности. Если правительства во всем мире не изменят своей энергетической политики, то в соответствии с базовым сценарием мирового энергетического прогноза события станут развиваться следующим образом. К 2030 г. мировая энергетика вырастет на 50%, из них 45% будет обеспечено ростом спроса со стороны Индии и Китая, энергопотребление которых вырастет вдвое по сравнению с 2005 г. (Сейчас потребление нефти на душу населения в Китае находится на уровне США 1904 г., так что расти есть куда.) В структуре энергоносителей по-прежнему будут доминировать природные ископаемые (нефть, газ, уголь), причем потребление угля будет расти опережающими темпами в связи с особенностями энергетического сектора Индии и Китая. Эти тенденции приведут к дальнейшему росту выбросов в атмосферу углекислого газа – на 57% в период с 2005 по 2030 г. Китай уже в 2009 г. обгонит США по эмиссии углекислого газа, а Индия выйдет на третье место в 2015 г. Такая масса парниковых газов приведет к ускоренному изменению климата и экологическим катастрофам.
Теперешние космические цены на нефть, похоже, далеко не предел. Напряженная ценовая ситуация обусловлена целым комплексом факторов, часть из которых носит краткосрочный характер, но концентрация спроса в транспортном секторе и возрастающее энергопотребление развивающихся стран относятся к разряду долгосрочных факторов. В такой ситуации рост цен можно было бы подрегулировать за счет увеличения резервных запасов нефти, которые играют роль буфера между спросом и предложением, повышая гибкость предложения, смягчая ценовые колебания и предотвращая спекуляцию. Но, к сожалению, статистика свидетельствует о снижении запасов нефти в странах-потребителях. Если цены продолжат свой рост и мировое производство нефти не будет увеличено к началу зимы, когда резервы энергоносителей сезонно оскудевают, это нанесет тяжелый удар по развитым экономикам, считает г-н Танака. Тем временем рынок в предчувствии кризиса изымает капиталы из доллара и вкладывает их в традиционные «тихие гавани», в том числе в драгоценные металлы. Золото ныне в цене как никогда: оно, как и нефть, достигло своего исторического ценового максимума.
IEA заявляет: в долгосрочной перспективе как потребители, так и производители нефти должны нести солидарную ответственность за обеспечение добывающей отрасли необходимыми инвестициями и за повышение эффективности использования энергии.