ЕЦБ не стремится стать "кредитором последней инстанции", но политическое давление на него растет

Европейский центральный банк (ЕЦБ) не стремится стать "кредитором последней инстанции" для государств еврозоны, банк пока не давал понять, что намерен наращивать объемы выкупа суверенных облигаций или вводить лимиты на рост процентных ставок по госбумагам, пишет газета Financial Times.

Две недели назад новый президент ЕЦБ Марио Драги заявил, что действия ЦБ по выкупу облигаций будут ограниченными, временными, и их целью является обеспечение того, что решения Центробанка по базовой ставке находят отражение в финансовых рынках.

Между тем, многие эксперты призывают ЕЦБ к принятию более решительных мер в ответ на кризис. Так, советник германского правительства по экономическим вопросам Петер Бофингер заявил, что введение целевых показателей для ставок, по которым привлекают средства правительства еврозоны, стало бы логическим продолжением традиционного контроля, осуществляемого Центробанком за краткосрочными процентными ставками.

С учетом сложной ситуации на рынке суверенных бондов "важно сделать все необходимое, чтобы держать базовый рынок гособлигаций стабильным", заявил он.

Другим вариантом для ЕЦБ является установка лимитов для спредов между доходностями бондов ФРГ и бумаг других стран еврозоны, что соответствует цели "отражения решений ЦБ по ставке в рынках". Такой шаг может оказаться более дешевым для ЕЦБ, чем интервенции: если рынок сочтет целевые показатели Центробанка для спредов заслуживающими доверия, ему, возможно, не придется покупать слишком много облигаций.

Проблема, однако, заключается в том, что соглашения между странами Евросоюза предусматривают запрет на "монетарное финансирование", или финансирование долгов государств за счет денежных средств ЦБ.

Член совета управляющих ЕЦБ и президент Бундесбанка Йенс Вейдманн предостерегает ЕС от нарушения запрета на "монетарное финансирование", введенного для предотвращения повторения гиперинфляции, отмечавшейся в 20-е годы прошлого века.

Юридической основой для выкупа Центробанком облигаций, начатого в мае прошлого года, являются главы соглашения между странами ЕС, дающие ЕЦБ право по своему усмотрению покупать или продавать активы на открытом рынке. Соглашение, однако, запрещает "монетарное финансирование", или выкуп Центробанком гособлигаций напрямую у правительств.

"Ограничений для объемов интервенций ЕЦБ на рынке нет – как с юридической, так и с технической точки зрения", – отмечает экономист UBS по рынкам Европы Штефан Део.

ЕЦБ опасается, что его действия могут ослабить побудительные мотивы государств осуществлять ключевые финансовые и экономические реформы. Центробанк рассчитывает, что даже после отставки премьер-министра Италии Сильвио Берлускони страна продолжит фокусироваться на исполнении всех согласованных мер, чтобы вернуть доверие рынков.

"Я чувствую огромную симпатию к позиции ЕЦБ, – заявил глава Банка Англии Мервин Кинг. – Есть обстоятельства, когда правительства пытаются оказывать давление на центробанки, чтобы избежать необходимости принимать решения, которые они в действительности хотели бы переложить на кого-нибудь другого".

Препятствием для наращивания европейским Центробанком выкупа активов является и общественное мнение по этому вопросу в Германии. В случае если ЕЦБ начнет принимать более решительные меры, Германия может расценить это, как подрыв соглашений, лежащих в основе ее вступления в еврозону в 1999 году.

Между тем, канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что считает приемлемым выкуп облигаций европейским Центробанком как "последнее средство", и, по мнению экспертов, вполне возможно, что к этому средству придется прибегнуть.

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Залишити відповідь