Компания «Делойт» представляет результаты ежегодного исследования настроений украинских и европейских потребителей в сезон новогодних и рождественских праздников 2011-2012 гг.
В этом году сильное влияние на планы украинских потребителей на Новый год оказал долговой кризис в Европе. Но все экономические трудности отступают перед желанием достойно встретить праздники.
Оценка экономической ситуации
Половина украинцев, принявших участие в опросе, считает, что экономика страны находится в рецессии. Если сравнивать с предыдущими годами, то с 2008 года такое восприятие экономических процессов практически не изменилось, за исключением прошлого года, когда настроения потребителей в Европе и Украине несколько улучшились. Но в прогнозах на следующий год чувствуется неопределенность, несвойственная прежде украинцам: 43% респондентов затрудняются спрогнозировать экономическую ситуацию на 2012 год. Еще треть участников опроса полагает, что экономическая ситуация ухудшится.
Традиционно более пессимистичные европейцы в этом году совсем «упали духом». Как и следовало ожидать, наиболее негативно оценили происходящие в экономике процессы в Греции, 92% населения которой убеждено, что экономика находится в рецессии. Наиболее позитивно экономическую ситуацию воспринимают в Германии, где только 37% респондентов отметили спад в экономике страны.
Вместе с тем, экономический спад пока что незначительно отразился на восприятии потребителями своей покупательной способности. В Украине 37% респондентов отметили, что их покупательная способность возросла по сравнению с прошлым годом. С 2008 года, когда финансовое положение потребителей сильно пострадало из-за кризиса, тенденция к постепенному увеличению покупательной способности наблюдается в большинстве стран Европы. Но, опять-таки, 39% респондентов в Украине не решились спрогнозировать, как изменится их покупательная способность в следующем году. В рамках исследования украинцы указали, на чем они будут экономить в случае ухудшения финансового положения. В первую очередь, сокращаться будут расходы на товары для дома (80%), развлечения (75%) и питание вне дома (75%).
Новогодний бюджет продолжает увеличиваться
На новогодние покупки украинцы в этом году намерены потратить 3 665 грн., что на 23,4% больше, чем в прошлом году. При этом более половины бюджета (54%) пойдет на подарки родным и близким, а треть (33%) – на новогодний стол. Расходы на развлечения растут не так быстро: по сравнению с прошлым годом они увеличатся только на 12% и составят 476 гривен. Украинцы, которые планируют увеличить расходы на новогодние праздники, объясняют это ростом доходов в прошлом году (66%), а также желанием получать удовольствие и избегать мыслей о кризисе (47%). Часть опрошенных потребителей (33%) отметили, что увеличению расходов способствует появление на рынке инновационных товаров. Те украинцы, которые намерены сократить свои праздничные расходы, главной причиной назвали предчувствие дальнейшего ухудшения экономической ситуации (62%) и наличие долгов (27%).
По сравнению с остальными странами, принявшими участие в опросе, стремительнее всего выросли праздничные бюджеты украинцев. Отчасти это обусловлено инфляцией и повышением стоимости потребительской корзины, отчасти – традицией праздновать Новый год вопреки всем трудностям. Жителям большинства европейских стран присуща тенденция к сокращению новогодних затрат. К примеру, в Греции ожидается сокращение новогодних расходов на 22%, в Португалии – на 7,3%, в Италии – на 2,3%.
Но, несмотря на рост, у украинцев ожидается один из самых скромных новогодних бюджетов среди опрошенных респондентов из 18 европейских стран. По объему запланированных праздничных расходов нам уступают только Нидерланды (260 Евро) и Греция (319 Евро). По итогам опроса в 18 странах, принявших участие в исследовании, средняя сумма праздничных расходов составляет 587 евро.
«Украинцы будут увеличивать свои расходы на новогодние праздники. Но это тщательно спланированный бюджет, в первую очередь ориентированный на приобретение необходимых и полезных товаров, – считает партнер компании «Делойт» Григорий Павлоцкий. – Исследование демонстрирует желание отпраздновать новогодние праздники со всеми неотъемлемыми атрибутами: подарками, новогодним столом и развлечениями. С другой стороны, в условиях ограниченных бюджетов и экономической неопределенности чувствуется все более прагматичный подход к расходам – скрупулёзное изучение цен, тщательное сравнение товаров и брендов в магазинах и сети Интернет. Такое поведение потребителей начало формироваться в период кризиса и сейчас прочно закрепилось в жизни украинцев», – отмечает Павлоцкий.
Деньги – самый желанный подарок
Приоритеты украинцев в этом году вновь изменились: наиболее желанным для себя подарком большинство украинцев выбрали деньги (49%). Напомним, именно такой подарок был актуален в период кризиса в 2008 и 2009 гг. Очень вероятно, что такие пожелания будут услышаны: 43% респондентов собираются дарить родным и близким деньги. Тем не менее, по популярности этот подарок лишь на четвертом месте среди украинцев. Первое место занимают косметика и парфюмерия (62%), за ними следуют шоколад (53%), еда и напитки (49%).
А вот шансы получить другие подарки, которые входят в ТОП-10 наиболее желанных, гораздо ниже. Путешествия, лидировавшие в прошлом году и занимающие второе место в этом году как наиболее востребованный подарок, даже не попали в ТОП-10 подарков, которые украинцы выберут для друзей и родных. И хотя 37% респондентов желали бы получить на Новый год компьютеры и ноутбуки, такие товары не будут популярны среди тех, кто будет покупать подарки.
В других странах тоже существует большая вероятность, что потребители получат в подарок совсем не то, что им хотелось бы. В 13-ти из 18-ти стран самым желанным подарком, как и в предыдущие годы, являются книги. А дарить будут, как и в Украине, преимущественно косметику и парфюмерию. Популярность этого подарка мы наблюдаем из года в год, что объясняется гибкостью в ценовой политике: косметику и парфюмерию можно купить практически при любом запланированном бюджете на подарки.
Стратегия покупок: тщательное планирование
Несколько лет подряд ключевыми факторами при принятии решения о покупке товара в период праздников для украинцев являлась полезность и хорошая цена. В этом году 83% респондентов отметили, что будут покупать на Новый год в основном полезные подарки. Цена продолжает играть важную роль, но значение этого фактора ослабевает. В прошлом году 79% украинцев планировали покупать товары на распродажах, в этом году такое желание возникает у 56%. Практически в два раза (с 70% до 43%) уменьшилось количество украинцев, которые намерены дарить на новогодние праздники коллективные подарки.
В то же время в этом году украинцы будут тщательнее планировать свой бюджет. 67% украинцев исключили возможность совершения импульсивных покупок, а 57% украинских потребителей намерены делать подарки меньшему количеству людей.
В этом году для поиска, сравнения и выбора наиболее удачной покупки украинцы будут больше использовать сайты производителей, поисковые системы и социальные сети. Увеличится также число украинцев, которые будут приобретать товары через Интернет. Тем не менее, 48% украинских потребителей все еще исключают Интернет как место совершения покупок, сетуя на проблемы с безопасностью оплаты и зачастую невозможность свободно вернуть или обменять товар. Приобретать подарки украинцы будут преимущественно в гипермаркетах, традиционных универмагах, а также специализированных сетях. А лучшим местом для покупок продуктов для новогоднего стола, по мнению 71% респондентов, является супермаркет.
Справка:
Компания «Делойт» проводит предновогоднее исследование потребительских настроений в 18-ти странах мира в течение 14-ти лет. Украина принимает участие в данном исследовании уже 4-ый год. В этом году в рамках исследования были опрошены 18 354 потребителей методом Интернет-анкетирования в течение двух последних недель сентября. В Украине в исследовании приняли участие 780 человек в возрасте от 18 до 65 лет, жители Киева, Харькова, Днепропетровска, Донецка, Одессы, Львова, Николаева и Сум. Опрос проводился по репрезентативной выборке для каждой из стран – участниц с использованием аналогичной для всех стран Интернет-анкеты.
«Делойт» предоставляет услуги в области аудита, налогообложения, консалтинга, корпоративных финансов, управления рисками, управленческого и финансового консультирования и консультирования в области права государственным и частным компаниям, работающим в различных отраслях промышленности. «Делойт» — международная сеть компаний, которые используют свои обширные отраслевые знания и многолетний опыт практической работы при обслуживании клиентов в любых сферах деятельности в более чем 150 странах мира. 182,000 специалистов «Делойта» по всему миру привержены идеям достижения совершенства в предоставлении профессиональных услуг своим клиентам.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: