Придя в Украину как добывающая компания, Royal Dutch Shell постепенно осуществляет план по завоеванию лидирующих позиций на рынке: она уже занимается оперативным управлением более 150 АЗС. Какой следующий шаг?
B последние годы мировая нефтегазовая отрасль переживает не лучшие времена, и игрокам отрасли приходится решать ряд проблем, связанных с удержанием своей доли на рынке. Энергетическая группа Royal Dutch Shell plc здесь делает ставку на экспансию на новые развивающиеся рынки. Как правило, это происходит вследствие открытия собственных производств или создания альянсов, или совместных предприятий с профильными компаниями (к примеру, альянс с Tokyo Gas для строительства новой газовой электростанции в Иокогаме или с Skoda – по производству масел и смазочных материалов). При этом выход Shell на новый рынок знаменуется укреплением собственных позиций на одном из профильных направлений. И только спустя некоторое время, когда уже получен необходимый опыт по работе в регионе, делаются следующие шаги по развитию и расширению бизнеса. В Украине корпорация использует схожую стратегию.
Начало украинского пути
В Украине Shell активно работает с 1992 г. Компания начала бизнес с реализации смазочных материалов, химической продукции и авиационного топлива. Понятно, что такой узкий спектр деятельности не соответствовал потенциалу компании. Поэтому, учитывая наличие 100-летнего опыта и возможностей по разработке углеводородов в сложных условиях (включая добычу газа в плотных породах на большой глубине и разработку сверхглубоких залежей в воде) было решено выйти в сегмент разведки и добычи энергоресурсов. «Труднодоступные резервы, находящиеся в Украине, подходят для применения наших лучших технологий по исследованию недр, – говорит Патрик ван Дале, генеральный менеджер Shell Ukraine Exploration and Production. – К тому же Украина владеет огромными запасами угля, и мы видим большие возможности для внедрения здесь наших технологий газификации угля, то есть его переработки в экологически чистый газ. Эта технология уже испытана и сейчас успешно применяется в Китае».
Выход в новый сегмент украинского энергетического рынка проходил для Shell не так гладко, как хотелось. Из-за отсутствия необходимой законодательной базы компания, получившая в 1999 г. лицензию на разведку и разработку нефти и газа на шельфе Черное море у острова Змеиный, так и не смогла приступить к работам. Не так давно Shell проиграла в конкурсе право на ведение разработок прикерченского участка шельфа Черного моря.
Наряду с техническими и законодательными нюансами выход компании на украинский рынок был сопряжен с некоторыми трудностями, которые Патрик ван Дале связывает с культурными несоответствиями и особенностями менталитета. «Нам потребовалось время, чтобы наладить подходы и стили ведения бизнеса. Справедливости ради стоит отметить, что наши украинские партнеры стремились перенять новые идеи и подходы в работе, что повышало эффективность нашего сотрудничества», – отмечает топ-менеджер.
Покорение новых вершин
Вторым этапом по укреплению позиции Shell в Украине стал выход в сегмент автозаправочных станций. Наша страна представляет собой крупную развязку международных маршрутов с интенсивностью движения свыше 10 тыс. автомобилей в сутки. Это дает хорошие предпосылки для развития региональных сетей АЗС и выставляет определенные условия к объему услуг и уровню сервиса. Поэтому ставка на сегмент АЗС, по мнению экспертов, шаг грамотный и стратегически обоснованный.
Важен еще один момент – все автозаправки в рамках СП заработают под брендом Shell. Хотя некоторое время бренды Shell и «Альянс» будут использоваться одновременно, к концу 2007 г. планируется перебрендировать и усовершенствовать около 80 заправок из 150. По словам Х. Иванчева, скорость этих процессов будет зависеть от решения технических вопросов (получение разрешений, лицензий), а также климатических условий в Украине в зимний период. Таким образом АЗС «Альянса», брендированные под Shell, станут первыми (и пока единственными) заправками на украинском розничном рынке, которые будут работать под брендом международной нефтяной компании. Кстати, с конца ноября компания начала реализацию на своих заправках топлива Shell V-Pover. Это премиальный бензин, разработанный той же группой ученых, которые создали топливо для болидов Ferrari.
Между тем топливный ритейл – далеко не последнее достижение Shell в Украине. По неофициальным данным, корпорация имеет определенную заинтересованность в украинских нефтеперерабатывающих активах. Это вопрос времени, которое либо подтвердит, либо опровергнет выдвинутую аналитиками версию о ходе дальнейшего развития деятельности компании в Украине.
К тому же, судя по последним заявлениям министра иностранных дел Украины Арсения Яценюка, не исключена возможность того, что компании могут предложить эксплуатацию нефтепровода «Одесса – Броды». Именно ее украинская сторона рассматривает как одного из возможных кандидатов. На это в Shell ответили, что «компания будет рассматривать любые новые возможности, являющиеся экономически привлекательными».
С кем имеем дело Royal Dutch Shell plc – одна из крупнейших в мире энергетических компаний, на долю которой приходится 3% мировой добычи нефти (140 млн. т в год) и 3,5% мировой добычи природного газа. Она работает в 140 странах, владеет 50 нефтеперерабатывающими заводами и 46 тыс. АЗС. Ее выручка в 2006 г. составила $318,85 млрд., чистая прибыль – $25,44 млрд. |