В инвесторских кругах постепенно растет уверенность в том, что в арсенале европейских политиков не осталось средств борьбы с кризисом кроме непосредственного участия Европейского центрального банка (ЕЦБ), пишет газета The New-York Times.
К аналогичному мнению постепенно склоняются и сами политики, последним подтверждением тому стал призыв премьер-министра Испании Хосе Луиса Родригеса Сапатеро к руководству ЕЦБ срочно найти выход из сложившейся кризисной ситуации.
Х.Л.Р.Сапатеро заявил, что "именно за этим мы делегировали полномочия" и что ЕЦБ должен быть банком, "который защищает объединение и его страны".
Средневзвешенная доходность испанских гособлигаций с погашением в январе 2022 года при размещении в четверг составила максимальные с 1997 года 6,975% годовых по сравнению с 5,433% годовых на предыдущем аналогичном аукционе, состоявшемся 20 октября.
Правительства Греции, Ирландии и Португалии были вынуждены обратиться за международной финансовой помощью после того, как доходность 10-летних гособлигаций превысила 7%-ный рубеж.
Призывы к ЕЦБ взять на себя роль кредитора последней инстанции для проблемных стран еврозоны звучат уже давно, однако руководство ЕЦБ и его основной участник Германия яростно сопротивляются любым попыткам втянуть Европейский центробанк в борьбу с долговым кризисом путем запуска печатного станка.
Однако теперь, говорят эксперты, становится все более очевидно, что такая жесткая позиция угрожает самому факту существования еврозоны и возможности более тесной интеграции в регионе.
"Найти выход из кризиса без участия ЕЦБ невозможно, – отмечает профессор Graduate Institute в Женеве Кароль Выплош. – Суммы, о которых мы говорим, слишком велики для любого кроме ЕЦБ".
На повестке дня стоит вопрос о том, достаточно ли у ЕЦБ воли – и законных оснований – для того, чтобы стать европейским аналогом Федеральной резервной системы (ФРС) в США и получить право печатать деньги в любом количестве, если это, по мнению руководства американского ЦБ, необходимо для нормального функционирования рынков, а также чтобы оказывать финансовую помощь странам-участницам еврозоны.
Традиционно, в соответствии с собственной хартией, ЕЦБ трактует свою роль куда более узко, ограничиваясь обязательствами сохранять ценность евро и препятствовать чрезмерному ускорению инфляции. Однако по мере того, как рынки второй год подряд накрывают одна за другой волны паники в связи со все возрастающим риском развала еврозоны, аналитики все громче говорят о том, что в процессе борьбы с тем, что эксперты называют "призраком инфляции", ЕЦБ задушил рост экономики и способствовал тому, что Европа оказалась на краю финансовой пропасти.
Ситуация все больше походит на вышедшую из-под контроля, и бремя ее благополучного разрешения ложится на плечи Марио Драги, который всего две недели назад занял пост главы ЕЦБ. Известный сторонник жесткой антиинфляционной политики, он удивил рынки своим неожиданным решением снизить на четверть процентного пункта (до 1,25%) ставки ЕЦБ на первом же заседании под своим председательством – всего через три дня после официального вступления в должность.
"Все, что происходило до настоящего времени, – это только прелюдия. Теперь все будет по-настоящему серьезно, – отмечает вице-президент, курирующий вопросы аналитики, центра геополитических исследований Stratfor Петер Цайхан. – Дело уже не только в экономике. Дело идет о позиции Германии в Европе и о том, контролируют ли они институты региона".
В совете управляющих ЕЦБ Бундесбанк имеет всего 2 голоса из 23, однако он вносит наибольшую часть капитала, а также проводит основную долю операций, включая выкуп гособлигаций проблемных стран.
Как не без иронии отмечает The New York Times, отвращение Бундесбанка к инфляции, ускорение которой неизбежно последует за запуском печатного станка, заложено на генетическом уровне и по наследству передалось ЕЦБ, который не только проводит выкуп активов в смехотворно малых масштабах (порядка $252 млрд против $2 трлн, выкупленных ФРС), но и окружает свои действия непроницаемой завесой тайны.
По мнению германских властей, кредитование проблемных стран еврозоны за счет выкупа их гособлигаций не только противоречит нынешним соглашениям, но и провоцирует безответственность правительств, не соизмеряющих траты с реальными возможностями экономик. Руководство ФРГ опасается, что помощь ЕЦБ не устранит давно назревшую необходимость сокращения бюджетных дефицитов и тем самым, напротив, усугубит проблему.
У Германии есть реальный повод для беспокойства: если на балансе ЕЦБ окажутся значительные объемы гособлигаций проблемных стран, а затем понижение рейтингов или вынужденная реструктуризация приведет к списанию, ФРГ придется тратить деньги налогоплательщиков на рекапитализацию не только национальной банковской системы, но и ЕЦБ, что будет равносильно финансированию иностранных правительств за счет германского бюджета.
Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».