Site icon Companion UA

Эксперты МВФ констатируют недостаток в Украине ответственного руководства для эффективного сотрудничества

(добавлен текст после 6 абз.)

Киев. 18 ноября. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – Программа сотрудничества Украины и Международного валютного фонда (МВФ) stand by, открытая в 2008 году, оказала краткосрочное позитивное действие, однако ни одного крупного сдвига в выработке стратегии не произошло: она продолжает руководствоваться политико-экономическими соображениями, считают эксперты МВФ.

"Ключевой вывод после анализа – важность ответственного руководства, но нет ясного ответа, как этого достичь в Украине", – говорится в отчете, обнародованном Фондом в пятницу.

Среди успехов программы МВФ указывает стабилизацию банковской системы, коррекцию текущего счета платежного баланса, а также недопущение социальных задолженностей и суверенного дефолта, что в целом привело к постепенному восстановлению экономики с середины 2009 года.

В то же время усилия по преодолению основных структурных и институциональных недостатков зашли в тупик, отмечают эксперты Фонда. Они указывают, что проблемы банковского сектора не были полностью разрешены, режим валютного курса вернулся к докризисной практике, энергетический сектор остается в значительной степени недореформированным, увеличивая квази-бюджетный дефицит. Помимо того, административная и судебная реформы не достигли цели.

МВФ отмечает, что пытался сделать программу максимально эффективной: с украинской стороны под ней стояли четыре подписи (президента, премьера, министра финансов и главы НБУ – ИФ), программа имела много предварительных условий и осуществлялась в тесном сотрудничестве с Фондом (включая значительную техническую помощь), однако это дало лишь частичный успех.

МВФ допускает, что выделение меньшего объема средств в начале программы могло бы послужить большим стимулом для ее реализации, однако в тот кризисный момент существовала необходимость восстановить уверенность путем выделения значительного объема помощи. Эксперты Фонда считают, что с учетом достижения главных краткосрочных целей кризисного управления трудно спорить против такого решения, даже с учетом того, что стратегия была слабо реализована, а структурных уязвимости остались нерешенными.

Как сообщалось, МВФ осенью 2008 года принял решение о выделении Украине кредита около $17 млрд в рамках программы stand-by. Из трех выделенных траншей на общую сумму почти $11 млрд первый в размере $4,5 млрд в ноябре 2008 года получил Нацбанк, однако уже второй, в мае 2009 года, в размере $3 млрд был поделен пополам между НБУ и правительством, а третий, в августе, на $3,5 млрд полностью пошел правительству, чтобы облегчить выполнение бюджета и закупку природного газа.

Выделение четвертого транша в размере $3,8 млрд было запланировано на ноябрь 2009 года по итогам третьего пересмотра программы. Миссия Фонда завершила работу в Киеве в конце октября, однако не сделала позитивного вывода о завершении пересмотра. МВФ неоднократно публично отмечал, что ожидает формирования консолидированной позиции украинских властей в вопросе реализации антикризисных действий и принятия госбюджета на 2010 год.

За время после получения третьего транша правительство Украины также использовало около $2,1 млрд за счет конвертации полученных от Фонда в конце августа–начале сентября 2009 года специальных прав заимствования в рамках распределениях их между всеми членами МВФ.

После президентских выборов и смены правительства в Украине было решено прекратить программу stand-by 2008 года, и в конце июля 2010 года МВФ решил возобновить сотрудничество с Украиной по новой программе stand by на SDR10 млрд (около $15,6 млрд). Тогда же Киев получил первый транш в размере SDR1,25 млрд. В декабре 2010 года МВФ решил выделить стране второй транш кредита stand-by в размере SDR1 млрд.

Программа stand-by предполагала выделение Украине ежеквартально еще восьми траншей, начиная с середины марта 2011 года, в случае успешного продолжения сотрудничества.

Однако работавшая в марте в Киеве миссия Фонда не стала рекомендовать совету директоров МВФ принимать положительное решение о выделении очередного транша для страны. МВФ ожидал от Украины утверждения пенсионной реформы и решения проблемы заниженных тарифов на газ для населения.

Миссия МВФ 4 ноября распространила заявление по итогам работы в Киеве с 25 октября по 3 ноября, согласно которому она взяла паузу для проведения дополнительной отработки технических вопросов. Ожидается, что дискуссии по вопросам экономической политики будут возобновлены в ближайшем будущем.

Помимо того, вице-премьер-министр социальной политики Сергей Тигипко и министр финансов Федор Ярошенко в начале ноября провели в Вашингтон переговоров с МВФ, итоги которых не разглашались. Премьер Николай Азаров 4 ноября заявил, что очередная коррекция программы сотрудничества с МВФ запланирована после окончания газовых переговоров с Россией, ожидающегося в ноябре этого года.

В правительстве Украины допускают, что два транша программы stand-by могут быть объединены, что позволит пополнить валютные резервы Нацбанка Украины сразу примерно на $3 млрд.

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Exit mobile version