Потребительские настроения украинцев неожиданно улучшились

В октябре 2011 года зафиксировано улучшение потребительских настроений украинцев: соответствующий индекс дорос до 78,6, что на 3,9 пункта превышает сентябрьский показатель. Впервые со времен до кризиса 2008 года индекс текущего положения несколько превысил индекс экономических ожиданий. Основным фактором роста ИПН в октябре стало существенное увеличение индекса целесообразности крупных покупок для дома. Об этом свидетельствуют данные исследования потребительских настроений в Украине, которое ежемесячно осуществляет компания GfK Ukraine.

В октябре 2011 года индекс потребительских настроений (ИПН) вырос на 3,9 пункта, до 78,6.
Оценка текущего положения улучшилась на 6,3 пункта, до 79,1. Составляющие этого индекса изменились следующим образом:

  • Индекс текущего личного материального положения вырос на 3,7 пункта и теперь составляет 75,5;
  • Индекс целесообразности делать крупные покупки вырос на 8,9 пункта, до 82,7.

Ожидания относительно развития экономики улучшились на 2,3 пункта, до 78,3. Составляющие этого индекса изменились следующим образом:

  • Ожидания изменений личного материального положения остались почти без изменений: соответствующий индекс прибавил 0,8 пункта и достиг отметки 83,9;
  • Ожидания развития экономики на протяжении ближайшего года также остаются на уровне сентября: соответствующий индекс потерял 0,4 пункта и составляет 70,3;
  • Ожидания развития экономики в ближайшие пять лет улучшились на 6,6 пункта, до 80,5.

Одновременно в октябре ухудшились ожидания украинцев относительно динамики безработицы: соответствующий индекс равен 135,3, что на 10,3 пункта превышает сентябрьский показатель. Также зафиксированы более пессимистичные инфляционные ожидания: их значение возросло на 2,2 пункта, до 186,8.

В октябре было зафиксировано такие ключевые тенденции:

  • Впервые со времен до кризиса 2008 года индекс текущего положения несколько превысил индекс экономических ожиданий.
  • Основным фактором роста ИПН в октябре стало существенное увеличение индекса целесообразности крупных покупок для дома, причем наиболее выраженной эта тенденция была для граждан с доходами выше средних. Рост индекса потребительских настроений происходил на фоне небольшого повышения индексов текущего положения и инфляционных ожиданий. На последний существенно повлияли высокие ожидания девальвации гривны среди граждан.
  • На фоне общего повышения ИПН, настроения ухудшились у представителей двух групп: граждан с доходом ниже среднего – за счет ухудшения ожиданий на ближайший год; и жителей Западной Украины – из-за роста пессимизма относительно развития экономики как в течение ближайшего года, так и следующих пяти лет.

«Уже полгода индекс потребительских настроений колеблется в пределах диапазона 70-80 с тенденцией к сближению индексов текущего положения и экономических ожиданий. Это может свидетельствовать о росте склонности граждан к потреблению, «жизни сегодняшним днем». Вместе с тем, большая депрессивность настроений и меньшая доступность кредитов не позволяют ожидать восстановления докризисных объемов покупки товаров длительного пользования», – комментируют аналитики GfK Ukraine.

Залишити відповідь