Киев. 22 ноября. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – Государственная налоговая политика и курс национальной валюты будут определяющими факторами в формировании стоимости нефтепродуктов в 2012 году, считают эксперты консалтинговой группы "А-95" (Киев).
Согласно пресс-релизу группы, по оценкам ее экспертов, в 2011 году цена нефти в стоимости бензина составила 54%, дизтоплива – 58%, тогда как налоговая составляющая занимает в стоимости бензина 31%, дизтоплива – 22%. Остаток стоимости приходится на затраты, связанные с транспортировкой и переработкой нефти, а также на расходы по логистике и сбыту.
Аналитики консалтинговой группы разработали три сценария поведения цен на бензин и дизтопливо в зависимости от изменения базовых составляющих стоимости нефтепродуктов в Украине.
Оптимистичный вариант предусматривает снижение цен на нефть, стабильность курса гривни и сохранение текущих ставок "топливных" налогов. В то же время пессимистичный сценарий предполагает рост цен на нефть на мировых торговых площадках, девальвацию курса гривни, а также реализацию намерений отдельных министерств усилить фискальную нагрузку на нефтепродукты.
Развитие событий по пессимистичному сценарию продиктует рост цен более чем на 35% относительно уровня 2011 года. При этом ключевую роль в повышении сыграет введение пошлин или квот на импорт нефтепродуктов, а также увеличение акцизного сбора. В свою очередь, оптимистичный и средневзвешенный сценарии, которые базируются на умеренном повышении ставок отдельных налогов, контролируемой девальвации гривни, стабильности или снижении мировых цен на нефть и сохранении диверсифицированной модели снабжения рынка топливом, указывают на снижение цен.
"Если цена нефти и курс валюты во многом зависят от глобальных процессов, то ставки налогов – это фактор, целиком и полностью зависящий от внутригосударственной политики. Таким образом, более трети стоимости топлива в рознице находится в руках правительства", – отмечает директор "А-95" Сергей Куюн.
При этом от ставок налогов также во многом будет зависеть и качество топлива в стране. Так, по данным исследования, на протяжении текущего года в Украине наблюдается значительное снижение уровня качества топлива, что вызвано ростом цен на нефтепродукты на фоне полного отсутствия государственного контроля качества.
В то же время С.Куюн обращает внимание на слабую предсказуемость украинского рынка, связанную с непрекращающимися попытками изменить диверсифицированную модель его функционирования на монопольную, управляемую чиновниками в ручном режиме. В частности, он привел в пример последнюю инициативу Минэнергоугля наделить "Нафтогаз Украины" функциями льготного импортера нефти.
"Речь идет о глобальной перекройке рынка – изменении ресурсного наполнения, перераспределении товарных и финансовых потоков, логистики поставок и многого другого, что непосредственно влияет на ценообразование. При этом никакого общественного и профессионального обсуждения и анализа последствий данного нововведения, в том числе и ценовой ситуации, не проводится", – подытожил эксперт.
Сценарии изменения цен на нефтепродукты в 2012 году:
Сценарий | Курс $, грн | Нефть, $/барр | Акциз, €/т | Пошлина, €/т | Маржа + затраты | Цена топлива, грн/л | |||
А-95 | ДТ | А-95 | ДТ | А-95 | ДТ | ||||
Оптимистичный | 7,98 | 80 | 182 | 62 | 0 | 0 | CONST | 8,37 | 7,80 |
Пессимистичный | 9,00 | 125 | 198 | 120 | 130 | 80 | CONST | 14,12 | 13,53 |
Средневзвешенный | 8,20 | 100 | 182 | 90 | 0 | 0 | CONST | 9,84 | 9,56 |
Данные: "А-95"
Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».