Site icon Companion UA

Солнечный бизнес уличного артиста

Когда 23-летний уличный актер пообещал монреальским властям прославить Канаду, ему, как ни странно, поверили, а он, как ни странно, выполнил свое обещание.


Его называют человеком, изменившим лицо индустрии развлечений во всем мире, а его детище – Cirque du Soleil («Цирк Солнца») – вызовом, брошенным пределу человеческих возможностей.


По итогам конкурса, организованного компанией Ernst&Young, «Предпринимателем мира-2007» стал канадец, основатель и президент одного из самых известных на сегодняшний день цирков в мире – Ги Лалиберте. Фактором успеха своего бизнеса Лалиберте считает творческий подход к сильной бизнес-модели. «Некоторые бизнесмены считают меня всего лишь артистом, артисты будут думать, что я – бизнесмен, но я знаю, что могу соблюдать баланс между творчеством и бизнесом», – говорит бизнесмен-мультимиллионер.


Путь к успеху
Свои первые шаги в бизнесе канадец вспоминает без особого пафоса: «Cirque du Soleil начался с обыкновенной мечты. Группа молодых артистов объединилась, чтобы развлекать публику и посмотреть мир. При этом мы хотели получать удовольствие от работы. С каждым годом количество наших зрителей росло, мы открывали для себя новые места, у нас появлялись свежие идеи, и мы до сих пор получаем удовольствие от того, чем занимаемся».

В начале 1980-х гг. несколько друзей из канадской провинции Квебек, среди которых были основатели цирка Ги Лалиберте, Даниэль Готье и нынешний креативный директор Жиль Сте-Круа, придумали свою концепцию прорыва в цирковом жанре.


В 1982 г. Ги Лалиберте, тогда еще обыкновенный уличный актер, глотатель огня, аккордеонист и танцор на ходулях, обратился к властям Монреаля с очень смелым предложением – создать национальный цирк. 23-летний артист обещал организовать замену национальной гордости канадцев – хоккею. Ни одной из канадских хоккейных команд уже четыре года подряд на тот момент не удавалось завоевать Кубoк Стэнли – культовый для граждан страны «трофей трофеев» и одну из самых престижных наград в мире спорта. Ги искренне пообещал, что очень скоро его Cirque du Soleil прославит страну.


Как ни странно, местные чиновники ему действительно поверили и для начала пригласили уличную труппу Лалиберте принять участие в общегородском юбилейном торжестве, а впоследствии выдали разрешение на аренду земельного участка на окраине города. За аренду была установлена символическая плата – $1 в год. В результате труппа разбила цирк шапито на 800 мест и стала давать представления, которые пользовались успехом у зрителей.

Однако не все так гладко было в дальнейшем развитии цирка. После успешных представлений в рамках городских праздников труппа отправляется на гастроли к Ниагарскому водопаду. Но попытка воплотить в жизнь свои новые идеи обернулась провалом. Оказалось, что народ шел смотреть на водопад, а цирк со своим шоу был на втором плане. Первое поражение не остановило Лалиберте. Труппа разучивает новую постановку, с которой отправляется в турне по стране. Однако и эта поездка не увенчалась успехом.  Именно тогда молодые артисты задумались о том, что разработка эстетики волшебного зрелища должна основываться на базе сильного менеджмента и современного высокотехнологичного креатива. Лалиберте отправляется путешествовать по разным странам и континентом для изучения мирового циркового опыта. Огромный отпечаток в формировании уникального циркового стиля Ги Лалиберте тогда наложила советская школа циркового искусства. В постановках Cirque du Soleil и сейчас в больших количествах принимают участие артисты – выходцы из стран СНГ.


Цирковая индустрия
СегоднЯ канадский Cirque du Soleil – самый мощный цирковой организм в мире. Это империя с годовым оборотом в $550 млн., имеющая громадный головной офис в Монреале, а также офисы в Амстердаме, Сингапуре и Лас-Вегасе, 2100 служащих, 500 из которых – артисты. Начиная с 1984 г., когда при поддержке властей Квебека был создан этот цирк, его постановки увидели около 40 млн. зрителей в 130 городах на четырех континентах планеты. Cirque du Soleil выиграл множество престижных призов, включая Emmy, Drama Desk, Bambi и Ace awards, а также Rose d’Or. Капитализация компании перевалила за миллиард долларов.


Строительство головного офиса Cirque du Soleil в Монреале обошлось в $60 млн.


Когда в 2000 г. Лалиберте выкупил у своего школьного друга Готье его долю бизнеса Cirque du Soleil, став владельцем 95% акций компании, сумма сделки не разглашалась. В интервью журналу Times Ги просто сказал: «Это фантастическое количество денег. Достаточное, чтобы люди захлопали глазами».


Составляющие успеха
В мировом бизнес-сообществе уверены, что залог успеха канадца очень прост. Грамотное управление компанией базируется на высокотехнологичном способе организации творческого процесса. «Главной движущей силой нашего цирка с самого начала и до сих пор является креативность, творческий подход, – рассказывал Лалиберте. – У нас всегда были люди с хорошим чувством баланса между творческими мечтами и деловым подходом. Горжусь тем, что я – один из них».


Искусствоведы склонны считать, что революционные идеи Ги Лалиберте появились потому, что он вовремя понял суть перемен культурной парадигмы. Ведь в конце 1980-х – начале 1990-х гг. изменились зрительские ожидания и предпочтения, преобразовалась система социальных, культурных и художественных ценностей. На смену эпохе модерна пришел постмодернизм с его небывалым интересом к досугу и развлечениям. В условиях динамично меняющегося мира Ги Лалиберте стало очевидно, что необходим качественно иной подход к созданию развлечений, в том числе и цирковых зрелищ.


Новейшее время (New Age) отличалось возрастающим интересом публики к зрелищам, базирующимся на принципиально иной эстетике. Творец должен публично обнажать свои затаенные фантазии, мечты, страхи, действуя зачастую на грани интуиции. В этом суть открытия, сделанного основателем Cirque du Soleil.


Еще одной немаловажной составляющей успеха Cirque du Soleil является отказ от традиционного тринадцатиметрового манежа. Поднятый из глубины манежной тарелки на высоту сцены артист дюсолеевских шоу лучше виден зрителю, давая возможность публике следить за малейшими эмоциональными переживаниями исполнителей. В результате представления Cirque du Soleil внешне стали очень походить на театральные постановки.


Главным генератором идей на протяжении всей истории цирка был и остается сам Лалиберте. Как только у Ги рождается идея очередной программы, он собирает креативную группу цирка (Board of creators) – семь-девять человек, интуиции, фантазии, чутью, вкусу, эрудиции и знаниям которых он доверяет. Озвученную идею креаторы разрабатывают и детализируют. Но форму законченного шоу идея приобретает тогда, когда приумножается фантазией, талантом и упорным трудом профессиональной постановочной группы.


Одним из важнейших департаментов Cirque du Soleil является отдел кастинга, занимающийся поиском и тщательным отбором самых интересных номеров, выдающихся спортсменов и талантливых артистов со всего мира. По оценкам, годовой бюджет кастинга Cirque du Soleil составляет порядка $45 млн.


На вершине
В ближайших планах бизнесмена-мультимиллионера Лалиберте – осуществление концепции «Комплексный Цирк»: многомиллионные инвестиции в построение сети стационарных площадок в Лондоне, Нью-Йорке, Лас-Вегасе и Гонконге, где, кроме арены для выступлений, будут размещаться рестораны, гостиницы, магазины, развлекательные центры и т. д.


«Мы по-прежнему мечтаем о том, чтобы обогащать жизнь всех, кто встречается на нашем пути, приходя на наши представления и наблюдая наше творчество. Все так же стремимся наполнять наши новые проекты энергией и вдохновением. Мы хотим помогать молодым людям выражать свои мечты и делать все для того, чтобы они сбывались». 


 







Факторы успеха Cirque du Soleil



  • объединение в одном представлении циркового и драматического жанров, отказ от традиционного манежа.

  • сценарии спектаклей предполагают акцент на психологии поступков и переживаниях героев.

  • использование опыта различных национальных цирковых школ.

  • привлечение к сотрудничеству лучших артистов из разных стран.

  • активная гастрольная программа.

  • сильная менеджерская команда.

Эффективное управление компанией основано на высокотехнологичном способе организации творческого процесса







Фантазер и неисправимый мечтатель


Ги Лалиберте родился 2 сентября 1959 г. во французской провинции Канады – Квебек. Еще в школьные годы он научился играть на аккордеоне, ходить на высоких ходулях, «изрыгать» и «глотать» огонь. Среди друзей Ги обрел репутацию редкого фантазера и неисправимого мечтателя. Артистическую карьеру начал в 14 лет, выступая на улицах и площадях различных городов – от родного Квебека до Гавайских островов. К 20 годам, объединив усилия со своим школьным приятелем Даниэлем Готье, к тому времени окончившим бизнес-колледж и владевшим фирмой по консалтингу и администрированию, Ги работал уже в качестве креатора и организатора туров. Свой новый бизнес друзья зарегистрировали в 1984 г.
30 июня 2006 г. в Лас-Вегасе в казино «Мираж» состоялась премьера тринадцатого спектакля Cirque du Soleil под названием «Любовь», посвященного истории группы «Битлз». Создание спектакля заняло пять лет. Для  демонстрации шоу в отеле-казино Mirage был построен специальный зал на 2000 мест. Бюджет проекта составил $100 млн. «Мы хотели совместить магию Cirque du Soleil с духом и страстью самой любимой рок-группы всех времен, чтобы просто получить невероятное удовольствие», – сказал на премьере Ги Лалиберте.
Сейчас Лалиберте совместно с американским миллионером Бобом Силлерманом задумал новый амбициозный кабаре-проект в одном из казино Лас-Вегаса, рабочее название которого «Элвис Пресли». Силлерман даже выкупил 85% прав на «имя и сходство с Элвисом Пресли» за $140 млн. Он убежден, что такой проект откроет «новые перспективы образу Элвиса, и это смогут сделать только люди из Cirque du Soleil».

Exit mobile version