Сотрудник всегда наиболее эффективен, если горит работой изнутри. Как это сказывается на руководителе?
В любому руководителю желательно задаваться простым вопросом: что и как мне надо делать для сохранения высокой мотивации людей? Общий ответ таков: нужно вложение времени руководителя и денег компании, а главное – доброй воли, потому что именно она рождает отношение и как следствие – действие.
Примем за аксиому, что добрая воля и правильное отношение у нас уже есть, и перейдем непосредственно к действиям.
ШАГ ПЕРВЫЙ.
Благодарность и похвала
Для психического здоровья оптимальным соотношением положительных и отрицательных эмоций является 7:1.
Вывод: приносите как можно больше положительных эмоций вашим подчиненным, если хотите, чтобы они были вовлечены в работу не только физически, но и эмоционально.
Действия:
Говорите «Спасибо!» за работу, которую проделал ваш сотрудник, даже если она входит в его непосредственные служебные обязанности.
Хвалите. Легко хвалить того, кто великолепно делает свою работу. Сложнее тех, кто еще не так умел или под вашим чутким руководством перешел из разряда «восходящих звезд» в разряд «плохих парней». Здесь главное – начать. Поставить себе целью начинать общение с сотрудниками не с нагоняя, а с похвалы. Что-то же получается хорошо! В конце концов, мы все рождаемся без специальности и учимся в процессе. Похвала является наиболее утонченным и эффективным орудием управления. Люди хотят признания своей работы, оценки своих усилий. А кто еще может это сделать, кроме непосредственного руководителя?
Помните о правиле критики. Если кто-то сделал работу хорошо, так ему и скажите, и желательно громко, чтобы все слышали. Хвалите без задней мысли. Можете быть уверены, что человек не станет извлекать выгоду из вашей похвалы. Фактически он будет стремиться сделать в следующий раз еще лучше. Но если вы хотите устроить «разбор полетов», сделайте это в конфиденциальной обстановке, когда вас никто не видит и не слышит. Иначе вас возненавидят навеки – и возненавидят за дело.
Если благодарность и похвала – пока не ваш конек, то за них стоит взяться в первую очередь. Напишите себе на стикере напоминание, понятное только вам, и приклейте на монитор. На любую информацию, присланную вашим сотрудником, потрудитесь ответить хотя бы одним словом «Спасибо». После каждого проекта, завершенного вашей командой, поблагодарите их устно или письменно (а лучше и то и другое, ведь люди никогда не устают слушать приятное).
ШАГ ВТОРОЙ.
Корректность
Вывод: нужно показывать (постоянно), что сотрудник важен для вас.
Действия:
«Больше никого не существует». Мэри Кэй Эш, создавшая одну из самых больших косметических компаний в мире, конечно, была очень занятой женщиной. В то же время, по общему впечатлению всех, кому пришлось с ней общаться, она говорила с вами так, словно вы самый важный человек в ее жизни и больше ничего в мире в данный момент просто не существует. Сотрудники очень любили ее при жизни и чтят после ухода.
Пунктуальность. Когда босс минута в минуту начинает встречу с сотрудником или собрание – он показывает подчиненным, что их время так же ценно, как и его.
Выполнение обещаний. Трудно представить себе ситуацию, когда вы не сдержите своего слова перед важным клиентом. А ваши сотрудники и есть самые главные ваши клиенты, которые приносят гораздо больше прибыли, чем любой ключевой проект с внешними партнерами.
Не присваивайте всю славу. Не будьте начальником, который присваивает все заслуги себе. Если у одного из ваших людей появилась хорошая идея, проследите за тем, чтобы он получил признание. Люди очень быстро замечают определенные вещи. Если они чувствуют, что начальник забирает все почести себе, они не поделятся своими идеями в следующий раз.
ШАГ ТРЕТИЙ.
Информированность и развитие
Вы, конеЧно, задавали себе вопрос, а зачем, собственно, кроме денег, люди ходят на работу. Найдется много причин, среди которых есть как экзотические – «просто скучно сидеть все время на пляже на Багамах», так и прагматические – «додержаться до пенсии». Некоторые сотрудники действительно звезд с неба не хватают. Однако большинство приходят в компанию развиваться, получать новый опыт и новые возможности.
Вывод: человеку нужно показать перспективу и дать максимум информации.
Действия:
Четкость картинки. В мире существует множество успешных компаний, которые работают со своими сотрудниками по простой, но эффективной схеме: правильный отбор – качественное обучение – постоянное сопровождение и развитие. Люди вливаются в корпоративную культуру, осваивают основы работы, знают, что и как делать, и начинают приносить прибыль компании. На этом этапе нужно дать больше самостоятельности в способе действий. (Подсказка: не стойте над душой, это никому не понравится. Не въедайтесь до мелочей: «Сначала на конверт должна быть наклеена марка, а только потом адрес получателя!») Если возникают трудности, старайтесь выработать с сотрудником четкий план, потому что ничто так не ограничивает свободу действий, как указание «Делай что хочешь!». Не поступайте как герой анекдота, арсенал реакций которого ограничивается фразой: «Я говорю вам свое окончательное «может быть».
Интересная работа. Несмотря на то что некоторые задания, которые вы лично выполняете изо дня в день, давным-давно стали для вас рутинными, они могут быть очень интересными и захватывающими для ваших сотрудников. Когда подчиненные блестяще справляются со своими заданиями, поощрите их, передав некоторые из ваших обязанностей или поручив разработку проектов, над которыми им интересно было бы работать. Это вам не будет стоить ни копейки, и в то же время ваши сотрудники будут иметь стимул, поскольку они смогут развивать свои профессиональные навыки. От этого выиграют и сотрудники, и сама организация.
Делитесь новостями. Работники жаждут информации. Однако некоторые руководители хранят сведения в тайне и охраняют их так, как будто стерегут золотой запас. Вместо того чтобы утаивать информацию от своих подчиненных, делитесь с ними. Расскажите о том, как функционирует организация, какие перемены происходят, что это означает для сотрудников. Поступая так, вы показываете, что цените своих людей. Разве это не то, чего хочет каждый?
Не думайте, что ваши сотрудники ясновидящие и без слов понимают все процессы, происходящие в вашей без сомнения гениальной голове. Информацию нужно подавать доступно. Как утверждал один из выдающихся адвокатов XIX столетия, «говорите не так, чтобы вас можно было понять, а так, чтобы вас было невозможно не понять».
Пример из практики. Руководитель филиала получает план из центрального офиса на открытие пятидесяти новых точек. Все, что он говорит отделу набора и обучения: «Мне нужно пятьдесят новых инспекторов через три месяца». Завертелось. К нужному сроку все готово – пятьдесят человек есть. Но жизнь не стоит на месте. Большая текучка. За эти три месяца многие уволились и на их место пришли новички. В результате из вновь набранных осталось только двадцать, которые еще не имеют своего рабочего места. Начальник негодует: «Чем вы думали? Кто будет работать на новых пятидесяти точках?!». Сотрудники разводят руками, ведь им ничего не было известно о новых точках. Все вокруг виноваты. А ведь ситуация могла быть предупреждена всего лишь парой фраз перед началом работы.
Предотвратить крушение проекта, потерю ценного специалиста, разбалансированность бюджета и т. п. зачастую просто и дешево, если делать все заблаговременно. Потому что нет неразрешимых проблем, есть неприятные решения и не сделанные вовремя поступки. Ведь, по сути, бизнес – это искусство управления людьми с целью получения прибыли. И главное в таком управлении – показать людям их ценность и значимость.