Site icon Companion UA

В мировых компаниях

Реорганизация


Lenovo рвется в Европу
Lenovo – крупнейший китайский производитель ПК – строит свой первый завод в Европе. Производственная площадка будет размещена в специальной экономической зоне Легника в Польше. Ее мощность составит 2 млн. компьютеров в год, причем поставляться они будут как в саму Европу, так и на Ближний Восток и в Африку. Завершить $20-миллионный проект планируется в III квартале 2008 г.

В этом году китайцы уже объявили о начале строительства трех новых фабрик в Шанхае, Бадди (Индия), Монтерее (Мексика) и Северной Каролине – такая стратегия призвана минимизировать производственные и логистические затраты, равно как и укрепить присутствие на местных рынках. Теперь пришел черед Европы: с помощью нового завода Lenovo рассчитывает стимулировать развитие бизнеса на одном из ключевых для себя регионов – EMEA (только за последний квартал продажи здесь выросли на 18% – до $886 млн., обеспечив 20% совокупного оборота), а также эффективнее конкурировать с тайваньским концерном Acer. Последний усилил свои позиции в Старом Свете, купив Packard Bell и буквально уведя ее из-под носа китайцев. За счет этого Acer довел свою долю на рынке Европы до 14,5% и занял там второе место после Hewlett-Packard. Между тем на мировой арене Lenovo и Acer активно сражаются за третью позицию после HP и Dell.

Так что теперь основным полем битвы этих азиатских компаний оказалась Европа. «Завоевание этого рынка было в течение долгого времени слишком сложным для нас, – говорит СЕО Lenovo Уильям Амелио. – Хотя бизнес там растет». Особый оптимизм внушает ему немецкий рынок, где доля компании «за короткое время» увеличилась на 5%. Помимо нового завода, укреплять позиции в регионе Lenovo рассчитывает за счет поглощений. «Мы снова ищем возможности приобретения других компаний, и Европа для нас в приоритете», – говорит г-н Амелио. Но слухи о том, что Lenovo интересуется Fujitsu Siemens, топ-менеджер опроверг. Еще одна составляющая стратегии концерна – запланированный на 2008 г. запуск бизнеса, ориентированного на конечных покупателей. В этом сегменте Lenovo пока присутствует только в Китае и Индии.


По подсчетам IDC, мировые продажи ПК в 2007 г. увеличатся на 14,6% (до 269,8 млн. шт.). Причем рост продаж ноутбуков составит 33,8%, а стационарных компьютеров – всего 4,3%. В 2010 г. доля ноутбуков на мировом рынке ПК впервые превысит 50%


Кадровые перестановки

Медиамагнат определился с преемником

Руперт Мердок приступил к передаче руководства принадлежащей ему News Corp. своему младшему сыну Джеймсу. 76-летний медиамагнат всегда заявлял: после его ухода компанию должен возглавить человек с фамилией Мердок. Унаследовав в 1953 г. австралийскую газету с тиражом 75 тыс., Руперт Мердок начал последовательно расширять свое присутствие на медиарынке Австралии, а затем Великобритании, США и Азии. Сегодня News Corp. – третий по величине медиаконгломерат (после Time Warner и Walt Disney) с выручкой $28,7 млрд. и чистой прибылью $3,4 млрд. по итогам минувшего финансового года.

В начале декабря News Corp. заявила, что генеральный директор подконтрольного ей британского спутникового телеканала BSkyB Джеймс Мердок возглавит ее операции в Европе и Азии. Компания приурочила его назначение к перестановке, связанной с приобретением за $5 млрд. медиакомпании Dow Jones. На новой должности 34-летний Джеймс Мердок будет отвечать за News International, владеющую газетными активами (The Wall Street Journal, The Times, The Sun и др.), а также за спутниковую телекомпанию Sky Italia и азиатскую телесеть Star Group. Также он войдет в совет директоров News Corp. и фактически станет третьим человеком в корпорации после отца-президента и операционного директора Питера Чернина.

В юности Джеймс Мердок бросил учебу в Гарварде, чтобы основать звукозаписывающую компанию, которую впоследствии продал News Corp. Сам он при этом поступил на работу к отцу, а в 2003 г. был назначен на пост генерального директора BSkyB. «Там Джеймс проделал отличную работу. Он смог не только нарастить число абонентов, но и вывести BSkyB на рынок широкополосного доступа в Интернет», – отмечают аналитики Charles Stanley. За время его руководства чистая прибыль компании удвоилась до $960 млн.
«Нынешнее повышение – решающий шаг на пути в кресло гендиректора News Corp. Я просто не могу придумать Мердоку-младшему лучшей должности для подготовки на этот пост. Поэтому если он проявит себя хорошо в управлении бизнеса, включающего в себя смешанные медиаактивы, он заменит своего отца», – убежден Питер Крейски, президент Kreisky Media Consultancy. Впрочем, по его мнению, смена главы News Corp. вряд ли произойдет скоро, так как Руперт Мердок на пенсию не собирается.


Хай-тек

Nokia стремится стать социальной

Nokia продолжает процесс слияния мобильных и интернет-технологий. На этот раз финский производитель объявил о намерении продавать телефоны с поддержкой онлайновых социальных сетей. Решение расширить функциональность своих гаджетов Nokia приняла по результатам отчета Future Laboratory, данные которого основываются на опросе 9 тыс. сотовых абонентов в 17 странах.

Исследование показало: к 2012 г. до 25% всего развлекательного контента в Интернете будут формировать социальные сети. Причем принципиально новым здесь станет спрос на сервисы, которые дадут пользователям возможность совместно создавать и редактировать контент. По словам вице-президента Nokia по мультимедиа Марка Селби, это может выглядеть следующим образом: «Один пользователь выкладывает видеоклип, другой добавляет к нему музыкальный mp3-файл, третий дополняет контент фотографиями». Этот феномен называют «развлечением по кругу» (circular entertainment).

Впрочем, о новой инициативе Nokia далеко не все эксперты отозвались хвалебно. Во-первых, полноценный доступ к онлайновым службам может тормозить недостаточное развитие 3G-сетей. Во-вторых, если по количеству генерируемого контента социальные сети хоть и могут достичь отметки 25%, но по количеству просмотров показатель материалов может оказаться ниже. Дело в том, что большинство пользователей выкладывают низкокачественный мультимедийный контент, так что рассчитывать на высокие доходы от рекламы на таких сервисах не приходится.


Кризис-менеджмент

Спасение с Ближнего Востока
Швейцарский банк UBS объявил о необходимости списания активов на сумму около $10 млрд., что стало рекордной единоразовой потерей с начала кризиса на рынке ипотеки. Вследствие этого финансовые итоги банка в 2007 г. впервые за последние пять лет окажутся отрицательными. Прогнозируемый размер чистых убытков не раскрывается, но только в III квартале они достигли $712 млн. По мнению аналитиков, UBS пострадает от кризиса сильнее других банков Европы, поскольку активно наращивал американские активы, зависимые от ипотечного рынка США.

Чтобы залатать образовавшуюся финансовую прореху, руководство банка заключило соглашение с двумя инвесторами: сингапурским государственным фондом GIC, который намерен приобрести 9% акций банка примерно за $9,7 млрд., и неназванным ближневосточным инвестором, изъявившим желание вложить в UBS еще $1,8 млрд. Источники в банковских кругах сообщили Reuters, что вторым инвестором может оказаться правительство Омана. Сделка должна получить одобрение акционеров на чрезвычайном собрании акционеров в феврале. Одновременно совет директоров UBS предложил в конце текущего года выплатить дивиденды акциями, а не наличными. Как ожидается, все эти меры принесут банку примерно $18 млрд.

Нынешние антикризисные меры UBS лишь породили новую волну разговоров о том, что азиатские и ближневосточные игроки используют кризис, чтобы прибрать к рукам крупные финансовые компании Запада. Так, совсем недавно инвестфонд Abu Dhabi Investment Authority, принадлежащий правительству ОАЭ, за $7,5 млрд. приобрел 4,9% акций Citigroup. А в октябре китайская брокерская компания CITIC купила 6% Bear Stearns за $1 млрд. Аналитики Economist Intelligence Unit считают, что такой тренд сохранится: «У них есть ликвидность, и они скупают активы, которые могут принести им отдачу в долгосрочной перспективе». Причем государственная China Investment Corp. уже заявила, что направит $70 млрд. на покупку долей в зарубежных компаниях.


LVMH ожидает, что в ближайшие пять лет рынок роскоши удвоится до 300 млрд. евро. Катализаторами роста станут увеличение количества потребителей и развитие новых рынков (России, Индии и Китая)


Кадровые перестановки

Две головы вместо одной
Citigroup – крупнейшая финансовая компания США по активам – после более чем месячных поисков все же нашла новых руководителей. Генеральным директором банка стал Викрам Пэндит, председателем совета директоров – Уин Бишофф. До ноября оба этих поста занимал Чарльз Принс, но он подал в отставку после того, как стало очевидно, что потери Citigroup на рынке высокорисковых ипотечных облигаций составят $8-11 млрд. – в дополнение к списанным в III квартале $2,7 млрд.

Пэндит и Бишофф пришли в Citigroup относительно недавно и до последнего времени не были известны широкой публике. Пэндит, чей хедж-фонд Citigroup купила этим летом, возглавлял подразделение, предоставляющее инвестбанковские и трейдинговые услуги, а также услуги по альтернативным инвестициям. Бишофф работает в Citigroup с 2000 г., курируя бизнес компании в Европе.

Пэндит уже заявил, что немедленно подвергнет каждое подразделение Citigroup «объективной и беспристрастной проверке». «Это разные бизнесы, и им нужны разные стратегии», – сказал он. «Мы не удивимся, если по окончании этой проверки некоторые подразделения будут проданы или реструктурированы», – говорится в отчете Bank of America.

Citigroup рассматривала широкий круг кандидатур, в том числе гендиректора NYSE Euronext Джона Тэйна (предпочел возглавить Merrill Lynch) и гендиректора Deutsche Bank Йозефа Акерманна (не выказал заинтересованности в смене места работы). 

Exit mobile version