Сегмент строительного ритейла формата «Сделай сам» начал интернационализироваться.
Краинский рынок строительного ритейла, растущий ежегодно на 200%, давно привлекателен для иностранных инвестиций. Первой открыла свой строительный супермаркет немецкая Praktiker Group в конце ноября в Макеевке (Донецкая область). Причем заявлено, что развитие будет происходить в новом для Украины формате DIY (do-it-yourself – сделай сам). В следующем году руководство компании намерено открыть еще пять магазинов в Киеве, Львове и Харькове. Далее на очереди – также немецкая компания OBI, предполагающая уже в середине 2008 г. открыть двери своего первого в Украине строймаркета, который будет расположен в Харькове. Французская Leroy Merlin (входит в Auchan Group) в будущем году планирует открыть свой первый супермаркет в столице, а впоследствии – создать торговую сеть по всей стране. Весной 2009 г. эстонская компания Ehitus Servis надеется пригласить жителей Донецка в свой магазин.
Анализируя ситуацию, мы поинтересовались у Михаэля Траппа, генерального директора «Praktiker-Украина», почему иностранные инвесторы стартуют не со столицы, а с регионов, а также чем их магазины будут отличаться от тех, которые ранее работали в Украине.
Регионы привлекательнее
В строительство гипермаркета в Макеевке общей площадью около 10 тыс. кв. м, оснащение торговым оборудованием и наполнение товаром компания Praktiker инвестировала 11,5 млн. евро. Всего в Украине г-н Трапп обещал за два-три года открыть более 35 магазинов. Для выполнения таких планов компании понадобятся местные партнеры. Один из них – концерн АВЭК, который планирует в течение пяти лет построить сеть из 21 гипермаркета. Praktiker ведет переговоры с АВЭК об управлении этими предприятиями.
Несмотря на то что инвестиции немалые, г-н Трапп хочет начать окупать торговое предприятие в Донецке уже через 12-18 месяцев.
Акцент на сервис
Западная концепция формата DIY включает четыре основных сегмента: товары для ремонта (все для внутренней отделки стен, лакокрасочные материалы, напольные покрытия, сантехника); товары для дома (электробытовые и осветительные приборы, инструменты, мебель, хозтовары, автомобильные аксессуары и проч.), стройматериалы и товары для дачи, кемпинга, сада и огорода. По сути, в таком же формате работают украинские «Эпицентр» и «Новая линия».
Международные компании, придерживаясь этой концепции, формируют ассортимент на новых для себя рынках с учетом вкусов местных жителей, существующих потребностей и развитости строительного сегмента. Поэтому несмотря на то что у Praktiker заключено большое количество прямых договоров с зарубежными производителями, для украинского гипермаркета товар на 85% был закуплен у местных дистрибьюторов. «Наращивая обороты, мы будем присматриваться и к местным производителям», – пообещал Михаэль Трапп. При этом компания не отказывается от самостоятельных поставок, например, инструментов фирмы Black&Decker, Bosch, продукции для садоводства компании Gardena и других.
Гипермаркет Praktiker будет отличаться от своих конкурентов не только ассортиментом. Главное – это консультации, которые предоставляют подготовленные продавцы. Михаэль Трапп даже сделал акцент: «Наша цель – не столько продать товар, сколько разъяснить покупателю, чтобы он знал, как ему применить соответствующий товар или прибор. Люди должны получать от нашего магазина вдохновение, приходить к новым идеям и давать стимул своему творчеству» (о подобном говорят и отечественные операторы. – Прим. ред.). Для этого в Praktiker работают сервисные пункты, где каждый посетитель может испытать оборудование, чтобы узнать, как оно работает, или смешать краски, чтобы увидеть, какой получится цвет. Всего в гипермаркете представлено более 40 тыс. товаров разных категорий. Что касается цены, то на одни товары она ниже, чем у конкурентов, на другие – выше. «Мы не хотим быть магазином самой дешевой продукции», – сообщил Михаэль Трапп.