Site icon Companion UA

Лебединая песня аналогового формата

Перспективы развития цифрового телевидения в Украине


«Цифровая революция» постепенно происходит во всех отраслях, связанных с электроникой. Компьютеры вытеснили аналоговые вычислители. В сфере аудио- и видеозаписи «цифра» тоже доминирует. Теперь очередь дошла и до телевидения.
Цифровое телевидение, помимо очевидных преимуществ в качестве «картинки» и звука, дает возможность в разы увеличить количество телеканалов, обеспечить ряд дополнительных услуг потребителю. Кроме того, внедрение цифрового вещания окажет стимулирующее воздействие на развитие медиаотрасли и отрасли связи, развитие конкуренции в данной сфере.
Именно поэтому многие страны, в том числе Украина, приняли решение постепенно переходить на цифровое телевидение.


«Цифра» прибавит денег


Полный переход телевидения в цифровой формат стал наиболее важной задачей участников мирового телевизионного рынка в последние годы. Не стала исключением и Украина.


Присоединение к региональному соглашению «Женева-06» о переходе на цифровой формат телевещания ставит сложную задачу перед украинскими чиновниками. Согласно ему до 17 июля 2015 г. Украина должна задействовать выделенные частоты для организации цифрового телевещания. В противном случае пограничные регионы, к которым относится до 45% территории Украины, будут отключены от отечественного телевидения, чтобы оно не создавало помех зрителям в соседних странах.


1:0 в пользу «цифры»
1 сентября 2007 года в 4 утра в Финляндии «угас» последний аналоговый телесигнал. Это стало завершающим шагом программы по переводу наземного телевидения государства в цифровой формат вещания. Кабельные операторы страны поработают в аналоговом формате до конца февраля 2008 г. В 2006 г. такой переход совершили Нидерланды, Люксембург, Андорра и Швеция. Сейчас тенденция оцифровывания телесигнала становится все более глобальной. В Европе срок перехода установлен на июль 2015 г. В Австралии лишь технические проволочки мешают завершить процесс в следующем году, а Япония отключит последний аналоговый телепередатчик в 2011 г.

Основной причиной такой активности является обостряющийся дефицит свободных частот. Развитие широкополосной беспроводной связи и вытекающие из этого возможности вынуждают пересмотреть нерациональное использование стратегического ресурса. Другой причиной перехода на наземное цифровое телевидение является увеличение количества помех, связанное все с тем же развитием телекоммуникаций. Да и потребитель не против смотреть больше телеканалов в лучшем качестве.
В то же время наземное вещание – не единственный метод получения телеконтента. Так, в развитых странах с хорошей инфраструктурой превалирующим методом его доставки является кабельное телевещание. Согласно исследованию In-Stat/MDR общее мировое количество подписчиков кабельного телевидения к началу 2007 г. составило 395 млн. домохозяйств. А в США еще в 2005 г. проникновение кабельного телевидения составило 84,8%, то есть 93 млн. домохозяйств.

Наиболее перспективным типом доставки телеконтента считается Интернет. Хотя доля этого канала на рынке пока невелика, ожидается, что рост количеств интернет-телезрителей будет наиболее динамичным. Так, количество людей, использующих сервис IPTV (телевидение через Интернет), за год к 30 июню 2007 г. увеличилось на 179% и превысило 8 млн. человек. Лидирует Европа – рост на 231%, 5 млн. абонентов. Главной причиной стремительного развития IPTV является простота получения видео. Ведь для просмотра фильма через Интернет достаточно подключиться к Сети по распространенной технологии ADSL с использованием телефонного кабеля, не говоря уже о телевизионных и оптоволоконных кабелях. Наконец, решающую роль в развитии IPTV может сыграть нежелание потребителя платить лишние деньги. Ведь любая технология цифрового телевидения, кроме IPTV, требует установки так называемого сет-топ-бокса, то есть декодера для преобразования цифрового сигнала в аналоговый, с которым работают большинство современных телевизоров. Компьютер в дополнительном оборудовании для просмотра IP-видео не нуждается.

Всего к 2011 г., по данным Inform Telecoms & Media, 500 млн. человек во всем мире будут смотреть цифровое телевидение, что составит 40% от всех телезрителей. Однако ни один из популярных нынче типов доставки цифрового телеконтента к тому времени не уйдет из рынка. По мнению Максима Бычковского из компании «Стрим-ТВ», это связано с целесообразностью использования разных технологий в каждом конкретном регионе.

+1 к медиарынку
Внедрение цифрового телевидения выгодно практически всем игрокам медиарынка, однако у каждого из них свои мотивы. Для провайдеров наземного телевидения главное преимущество заключается в том, что в полосу частот, занимаемую одним телеканалом в аналоговом формате (так называемый мультиплекс), можно поместить до восьми цифровых телеканалов. Это даст возможность операторам наземного телевещания получить важный инструмент конкурентной борьбы с кабельными и спутниковыми операторами, ведь в большинстве стран общая ширина выделенных для телевещания частот позволит транслировать не менее 30 телеканалов в цифровом формате. Более того, появляется возможность транслировать HDTV-контент (высокой четкости), что не было осуществимым ранее. Правда, он занимает намного более широкую полосу, поэтому для него рекомендуется использовать новые методы сжатия видео. Самым перспективным на сегодня считается MPEG-4, который поддерживает больше функций и более эффективно использует канал передачи данных, однако оборудование для этого стандарта в состоянии позволить себе лишь жители развитых стран. Более привычным в мире является MPEG-2, который используется в большинстве действующих сетей по передаче видео.

Возможность более эффективного использования канала связи толкает и кабельных операторов к переходу на «цифру». Однако ими в большей мере движут иные мотивы. Ведь именно сейчас они могут рассчитывать на значительное увеличение доходов. Александр Ляхов, советник президента компании «Воля-кабель», сравнивает сегодняшнюю ситуацию в кабельном телевидении с мобильной связью, где операторы после длительного предоставления исключительно голосовых услуг начали диверсифицировать свой бизнес, увеличивая долю доходов от дополнительных сервисов. С этим согласен и Максим Бычковский, который среди прочего основным мотивом перехода кабельных операторов на «цифру» считает возможность доставки различной информации.

Практически все дополнительные услуги цифрового телевидения связаны с персонализацией видеоконтента. Так, сервис VoD (видео по запросу), который в классическом виде может быть реализован лишь кабельными операторами, призван снять зависимость абонента от программы передач и позволить смотреть желаемое видео когда угодно. Screen Digest полагает, что к 2010 г. всемирный рынок VoD вырастет до 2,2 млрд. евро. В этой исследовательской компании считают, что видеоконтент наряду с музыкой и играми станет одним из главных источников доходов контент-провайдеров, заняв долю в 15% на рынке контента по доходу в 2010 г. В связи с этим беспроводные операторы начинают искать альтернативу классическому «видео по запросу», которую они могли бы реализовать. Их поиски уже увенчались появлением двух вариантов имитации услуги VoD: near VoD (повторная трансляция со смещением во времени) и push VoD. Последняя сейчас чаще называется PVR (Personal Video Recorder – персональный видеомагнитофон), потому как предусматривает установку декодера с большим количеством памяти, на который записывается исключительно желаемый пользователем контент для дальнейшего просмотра в свободное время и без рекламы. В значительной мере эти услуги нужны операторам мобильной связи. «Если рассмотреть формат вещания DVB-H (стандарт передачи телевидения на мобильный телефон. – Прим. автора), то можно заметить, что существующий сегодня эфирный контент не удобен для этой технологии. Абонент должен иметь возможность получать интересный для него контент в любое время суток небольшими блоками по 15-30 минут», – рассуждает Максим Бычковский. Такой контент нужно создавать специально.

Второй масштабной услугой станет EPG (Electronic Program Guide) – интерактивный сервис, который помогает телезрителям в навигации по контенту и предоставляет множество дополнительной информации по запросу. Он также может быть внедрен благодаря цифровому телевидению в различных сетях вещания.
Помимо этого, с развитием цифрового телевидения получит импульс целый комплекс новых услуг, связанных с возможностью коммуникации с телезрителями. «Благодаря интерактивному меню появится больше возможностей продажи рекламного продукта, в проведении маркетинговых исследований, – уверена Екатерина Котенко, исполнительный директор Индустриального телевизионного комитета (ИТК). Становится очевидным, что цифровое телевидение перевернет медиарынок, значительно расширив его. Однако прогнозировать, какие игроки получат дивиденды и что это будут за дивиденды, пока сложно. В то же время можно утверждать, что выгоды получат лишь те игроки, которые готовятся к изменениям рынка уже сейчас. Большие шансы остаться в выигрыше имеют операторы мобильной связи – услуга мобильного телевидения медленно, но неуклонно набирает популярность во всем мире. Однако, по словам Е. Котенко, дивиденды получат те операторы подвижной связи, которые будут иметь лицензии на соответствующее использование частот. Она также отмечает, что многие телекомпании могут проиграть из-за неправильной стратегии: «Сейчас некоторые телеканалы подготовились к вещанию в высоком качестве, однако их оборудование не может обеспечить достаточной интерактивности, а его замена – это миллионы долларов».
Цифровое телевидение окажет сильное влияние также на рынок рекламы: «Профиль рекламодателя из-за возможности адресной доставки контента претерпит значительные изменения – на рынке появятся те, у кого нет финансовых возможностей оплачивать рекламу в эфире классического телевещания. И оживятся все, кому интересна адресность рекламы», – уверен господин Бычковский.

Наконец, цифровое телевидение станет одним из факторов, который ускорит конвергенцию беспроводной и фиксированной связи – для удовлетворения всех потребностей абонента беспроводные операторы, вероятнее всего, начнут пользоваться услугами операторов фиксированной связи.

«Говорить КиЇв…»
Ситуация с цифровым телевидением в Украине пока выглядит достаточно «сырой», а процесс цифровизации продвигается только за счет коммерческих компаний, заинтересованных в этом. Наиболее распространенным в нашей стране является наземное телевещание, которое обеспечивает покрытие 78% домохозяйств. Однако сигнал передается лишь в аналоговом формате. «Вещание цифрового наземного телевидения производится только в Киеве в тестовом режиме – работают четыре компании, которые совместно транслируют 19 телеканалов и три радиоканала», – резюмирует Александр Саломаха, председатель всеукраинской общественной организации «Телерадиоассоциация УКР-ДВБ-ФОРУМ». Перевод наземного телевидения на цифровой формат – дорогое удовольствие для Украины. По подсчетам Ивана Омельянюка, генерального директора НПП «Квант-Эфир», покрытие 85-90% территории Украины цифровым эфирным телевещанием с использованием четырех частотных диапазонов оценивается приблизительно в $160-200 млн. Но Александр Саломаха скептически относится к подобным расчетам: «Такая высокая стоимость исходит из принятой (компанией «Квант-Эфир». – Прим. автора) концепции. Она рассчитана под их оборудование, которое, к сожалению, на сегодня маломощное и неспособно эффективно покрыть большие территории. Поэтому и нужно строить дополнительные вышки, большое количество передатчиков». Эксперт считает, что именно концерн РРТ, осуществляющий сейчас доставку наземного аналогового телевидения, является наиболее выгодным подрядчиком, поскольку у него имеется достаточное количество опор. Что касается источников инвестирования, то здесь председатель «Укр-ДВБ-ФОРУМа» проблем не видит вообще: «На сегодняшний день инвестиционных источников более чем достаточно, главное, чтобы были приняты соответствующие решения. Это могут быть зарубежные компании, которые обладают современными технологиями и оборудованием, вендоры приемного оборудования (телевизоры и сет-топ-боксы нового поколения). Интерес к данной отрасли уже начинают проявлять украинские инвестиционные компании».


Это не главная проблема: сложнее обеспечить зрителей сет-топ-боксами. По оценкам Игоря Куруса, заместителя главы Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания, это обойдется в $500 млн. Однако в госбюджете на 2007 г. по статье «Развертывание зон синхронного наземного цифрового вещания» предусмотрено всего лишь 10 млн. грн. «Сейчас ситуация с государственным планом цифровизации телевидения неясна: не назначены ответственные за процесс, не определены частоты, формат, оператор», – возмущается Екатерина Котенко. По сути, за это должны отвечать Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания совместно с НКРС (Национальная комиссия регулирования связи). Созданием необходимой инфраструктуры, предположительно, займется концерн РРТ. 


В то же время украинские кабельные операторы успешнее решают вопросы внедрения цифрового формата вещания. Наиболее показательным является пример компании «Воля-кабель», которой до начала осени удалось подключить к цифровому телевидению 140 тыс. абонентов, а уже в 2008 г. компания планирует предоставить цифровую услугу «Воля Премиум ТВ» всем своим абонентам. Однако и в кабельных сетях процесс перехода на «цифру» не является безболезненным. Ведь если при аналоговом кабельном телевидении пользователь мог подключить сколько угодно телевизоров (достаточно было установить разветвители кабелей), то теперь необходимо на каждый телевизор ставить отдельный сет-топ-бокс и, кроме этого, дополнительно платить приблизительно $4 в месяц. И все-таки 3,2 млн. абонентов кабельного телевидения в Украине – и есть первые кандидаты на получение цифрового телеконтента. По словам Александра Саломахи, ничто не мешает кабельным операторам перейти на цифровое телевидение на протяжении ближайших двух лет. 







Места распределены
В конце ноября Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания утвердил Государственную программу внедрения цифрового вещания в Украине. Документ должен быть утвержден Кабмином.
Регулятор решил развивать сразу два стандарта кодировки видеосигнала – MPEG-2 и MPEG-4. Это компромиссное решение, поскольку оно открывает зеленый свет развитию HDTV в отечественной эфирной сети и при этом не ущемляет права телезрителей, которые не в состоянии переплачивать за дорогостоящее оборудование под MPEG-4.
На внедрение планируется выделить из бюджета 1086 млрд. грн., а 4,791 млрд. грн. – привлечь из других источников. Предусмотрена закупка социальных сет-топ-боксов.

Exit mobile version