Site icon Companion UA

Инновационность в хрестоматийности

Цифровое телевидение в Швеции внедрено успешно потому, что к процессу подошли классически – устранили политические спекуляции и приняли обеспеченную финансами техническую программу.


Швеция стала пятой страной в мире, которой удалось оцифровать все телевидение, за исключением кабельного. С характерной для скандинавов четкостью, шаг за шагом был выполнен план по переходу на цифровой формат наземного телевещания – стране потребовалось всего два с небольшим года, чтобы полностью завершить запланированное.

Благодарить за успешный переход на «цифру» шведы должны государственную компанию Teracom, которая, как и украинский концерн РРТ, осуществляет передачу телесигнала по стране, используя наземные ретрансляторы. Следует отметить, что наземное телевидение не является наиболее популярным в Швеции. Страна обладает развитой кабельной инфраструктурой и каждый второй швед получает телевизионный контент «по проводу». Дабы исправить ситуацию и дать возможность абонентам смотреть много телеканалов, увеличив при этом свою долю на рынке, компании Teracom очень важно было сделать процесс перехода безболезненным. Осуществить это удалось – она сделала все быстро, экономно и, главное, с оглядкой на пользователя. Руководителем проекта по переключению на «цифру» была Анна Ролен, которая поделилась с «&» своим опытом.


Что вас подтолкнуло перейти на цифровой формат вещания в такие сжатые сроки?
Швеция была готова – цифровое телевидение в тех или иных формах существует в стране на протяжении семи лет, поэтому его внедрение во всей стране являлось вполне логичным. Более того, шведы по сути своей пионеры во многих технологиях. К примеру, у нас одних из первых появилась мобильная связь, поэтому и внедрение цифрового телевидения не было очень сложным, тем более что впереди нас ожидали очевидные выгоды.


Процесс оказался простым, ведь мы сделали очень много для того, чтобы он стал таковым. Готовились к тем или иным проблемам, поэтому продумали немало возможных решений, но большинство из них так и не понадобились. И в Швеции внедрение цифрового телевидения тоже не обошлось без политики. Однако все споры решены еще десять лет назад, когда был утвержден единый стандарт цифрового телевидения – DVB. Также парламентом установлена конечная дата перехода на цифровое телевидение – 1 февраля 2008 г. Сам процесс перехода на «цифру» контролировался несколькими регуляторными органами. Среди них – министерство культуры, которое выдает лицензии для национальных телеканалов, органы регулирования радио и телевидения, предоставляющие консультации министерству, а также курирующие выдачу и контроль лицензий на использование частот, и, наконец, комитет по вещанию, отвечающий за наполнение телеканалов контентом. Чтобы не запутаться в том, кто за что отвечает, для реализации проекта по переходу на цифровое телевидение был создан специальный государственный комитет по внедрению цифрового телевидения, в состав которого вошли пять человек.


Все-таки практика зачастую значительно отличается от теории. С какими трудностями вы столкнулись?
Важными задачами было построить качественную сеть, максимально эффективно использующую выделенные частоты, обеспечить совместимость с существующими на рынке устройствами. Правительством принято решение, что переход на цифровое вещание должен быть осуществлен в пять этапов. Первым был переключен небольшой остров Готланд. Далее важно было так рассчитать процесс перехода, чтобы не осуществлять модернизацию оборудования на севере Швеции зимой, потому что ко многим объектам просто невозможно добраться. Но наиболее сложной задачей оказалось информирование пользователей о переходе на цифровое телевидение. Мы использовали все возможные каналы коммуникации, но наиболее важную роль сыграли сами телеканалы. В ходе информационной кампании нам пришлось разослать жителям Швеции около 5 млн. брошюр. Одним из вариантов информирования стала бегущая строка, которая имела место на многих телеканалах за несколько недель до включения цифрового телевидения. Проведено много форумов с производителями техники, местными органами власти. Были даже чаты с пользователями, которые уточняли все интересующие их вопросы. Также мы организовали колл-центр. Наконец перед отключением аналогового вещания были отправлены sms всем пользователям.


Сколько денег была потрачено?
Мы еще не подвели финальную черту под всеми расчетами. Однако ориентировочно можно сказать, что на техническую часть потрачено около 2 млн. евро. Стоимость информационной кампании подсчитать сложнее, но приблизительно она обошлась во столько же. Таким образом на весь процесс «цифровизации» ушло порядка 4 млн. евро. Что касается источников, отмечу, что хотя наша компания и управляется государством, она является самостоятельной коммерческой единицей. В связи с этим нам не потребовалось выделений денег из бюджета – всю модернизацию сети мы сделали за счет своих ресурсов. Ведь наши пользователи платят за услуги передачи данных – эти деньги и использовались для перевода на цифровой формат вещания. Все прошло в рамках модернизации сети.


Какие преимущества открылись для вас с внедрением цифрового телевидения?
Во-первых, значительно улучшилось качество картинки и звука. Помимо этого, вместо одного аналогового канала теперь можно транслировать семь или восемь цифровых. Вся телевизионная наземная сеть в Швеции построена на шести мультиплексах, соответственно, в аналоговом формате можно было передавать только шесть телеканалов. Сейчас Teracom транслирует на всю страну 40 телеканалов, семь из которых – бесплатные. Освобожденные частоты позволили внедрить телевещание в различных вариациях, среди которых и HDTV (видео высокой четкости).


Как пользователи оценили ваши усилия?
Положительно, ведь теперь вместо одного канала они имеют семь или восемь цифровых. Таким образом нет необходимости платить дополнительные деньги, чтобы получать больше телевидения. Также появилась возможность транслировать больше региональных новостей. 80% пользователей остались верны эфирному телевидению после перехода на «цифру», что является неплохим показателем. Следует отметить, что мы ожидали некоторых сложностей с пользовательскими сет-топ-боксами: хотя в Швеции нет проблем с наличием этих устройств у пользователей, возможной трудностью было то, что среди них много дешевых и не протестированных моделей, которые могли работать некорректно во всем диапазоне частот. К счастью, наши опасения не сбылись и нареканий на процесс перехода на цифровое телевидение не было.


Какие дополнительные услуги вы предложили?
В первую очередь – это EPG (Electronic program guide, электронная телепрограмма). Данная услуга пользуется сейчас огромной популярностью, потому что значительно упрощает поиск информации для пользователей. К примеру, им не нужно смотреть программу передач, чтобы узнать все детали о том или ином контенте. Достаточно воспользоваться пультом управления и получить всю необходимую информацию. Много преимуществ связано также с PVR (Private Video Recorder, персональное записывающее устройство). Если пользователь устанавливает его, он получает возможность контролировать телевизионный контент.


Какие ваши прогнозы относительно развития рынка цифрового телевидения?
В Швеции наиболее распространенным является кабельное телевидение, проникновение которого вдвое больше, чем у спутникового или наземного. Сейчас мы имеем новый тип передачи сигнала, который в состоянии потеснить кабельное телевидение, – это IPTV (телевидение через Интернет). В ближайшем будущем оно, по нашему мнению, займет около 10% рынка, а большинство этих пользователей перейдут с кабельного телевидения. До последнего времени у абонентов кабельных операторов не было выбора, как получать контент, однако сегодня IPTV представляет неплохую альтернативу. Что касается наземного телевидения, то оно, по нашему мнению, в условиях цифровизации сможет удерживать около 25-30% рынка, потому что получить доступ к нему очень просто и дешево.


Считается, что в условиях цифрового телевидения медийный рынок серьезно изменится. Что вы думаете по этому поводу?
Я думаю, что медиаландшафт изменится очень сильно. Уже сегодня телевидение потребляется не так, как раньше. Мы привыкли смотреть телевизор, сидя дома на диване, но сейчас во всем мире начинают смотреть телевизор в движении – утром в автобусе, в торговом центре и т. д. В последнее время также сняты споры, связанные с тем, что смотреть: если у вас дома кто-то смотрит то, что вам не нравится, вы можете зайти на сайт и продолжить просмотр интересующей передачи через Интернет. Таким образом, сейчас существует множество вариантов просмотра телепрограмм, которые дополняют друг друга. В связи с этим я считаю, что и мы – телевизионные провайдеры – не столько конкурируем, как дополняем друг друга в свете произошедших изменений. Мобильные операторы в условиях изменения телевещания станут новыми игроками, однако они скорее расширят рынок, чем потеснят существующих участников. Мобильные операторы вряд ли займут значительную долю тех операторов, которые поставляют контент для «диванного» просмотра. 

Exit mobile version