Наличие полного цикла производства шоколада позволяет «Крафт Фудз Украина» сохранять лидерство в сегменте шоколадной плитки.
Придя в Украину в середине 1990-х гг., корпорация Kraft Foods приобрела Тростянецкую шоколадную фабрику «Украина». Это было мощное предприятие, к тому же единственное в стране, которое специализировалось на производстве шоколадной продукции. «Крафт Фудз Украина» (КФУ) намеревалась развивать в первую очередь именно это направление.
Вместе с фабрикой компания получила отстроенные производственные процедуры и хорошее руководство. До сих пор директором тростянецкой фабрики является Николай Швец, избранный на эту должность коллективом еще в 1990 г.
Инвестор со своей стороны привнес международные стандарты и создал условия для внедрения инноваций. В частности, украинское предприятие стало третьим в мире, где было разрешено производить шоколад под глобальной ТМ Milka.
Полный цикл – предмет гордости и площадка для творчества
Кроме того, еще с советских времен здесь сохранили полный цикл производства шоколада, который начинается с переработки сырых какао-бобов. Ранее полный цикл был у фабрик киевской им. Карла Маркса, харьковской кондитерской, львовской «Світоч», а также одесской и днепропетровской. Теперь почти все они либо отказались от переработки бобов, либо свели к минимуму.
Юрий Логуш, генеральный директор КФУ: «Самостоятельная переработка бобов много дает. Во-первых, мы всегда имеем свежий продукт. Заказ какао-крошки из-за границы занимает, к примеру, 60 дней, еще и очередь может быть. Во-вторых, переработка бобов дает возможность творчества. В зависимости от степени обжаривания и других технических особенностей производится разный шоколад».
Кроме того, на уровне бобов проще определить, что приобретается. Например, бобы бывают африканские и индонезийские. Вторые – на 30% дешевле, у них кисловатый привкус. Если предприятие покупает смешанную крошку или готовую какао-массу, определить соотношение разных бобов довольно сложно.
С приходом КФУ на фабрике почувствовали облегчение. «Мы забыли, что такое нехватка сырья – бобов и сахара. Ведь ранее бывало, что нет их – и все тут. Приходилось отказывать заказчикам, потому что нечего было им продать», – рассказывает Н. Швец. Ранее на предприятии сами думали о сбыте, техническом переоснащении и т. д. Теперь есть генеральный директор компании, отделы продаж и закупок.
КФУ привнесла мировые стандарты в организацию производства. Н. Швец: «Понять и принять их было несложно, как и освоить или разрабатывать новые рецептуры. А как переработать сырье – мы знали давно».
Красная зона: опасность
Основные изменения, инициированные инвестором, коснулись сферы безопасности производства и инноваций. «Процессы на разных фабриках отличаются лишь потому, что производится разная продукция, – поясняет г-н Швец. – Но есть важные «мелочи»: как зайти на производство, почему нужно надеть белый халат, снять часы и проч.».
Тому, как усовершенствовать работу, украинские специалисты учились в первую очередь на фабрике-сестре – в Германии. Теперь же представители зарубежных фабрик приезжают перенимать украинский опыт.
Ранее на предприятии, как и положено, в случае полного цикла производства существовал цех обжаривания и помола какао-бобов. С появлением КФУ в цепочке добавилось новое технологическое звено – дезинфекция.
«Какао-бобы лежали где-то в Африке. На них пыль, поэтому нужно, чтобы они были очищены не только от камушков, но и от пыли и инфекций», – рассказывает директор фабрики. После обжаривания и дебактеризации какао-бобов лаборатория дает заключение об их безопасности.
Для очистки бобов отведен целый этаж фабрики. Ежедневный объем переработки – один вагон бобов. В 1994 г. этот показатель был на уровне 400 кг.
Спасение ласточек – путь к сертификации
Производственный отдел, который, конечно, и ранее был на фабрике, теперь немного видоизменен. В частности, создана служба, которая занимается развитием бизнеса (рассчитывает и отслеживает, какие мощности нужны для того, чтобы удовлетворить службу маркетинга и закупок, сколько нужно выпустить продукции и сколько для этого понадобится мощностей). Также создан отдел план-контроллинга, являющийся частью финансовой службы компании. Он отвечает за бюджет, необходимый в течение года для того, чтобы обеспечить производственный процесс в тех объемах, которые закажет бизнес-юнит (управляющий офис «Крафт Фудз» в Украине после утверждения руководства на региональном уровне).
В службе качества (которая существовала и раньше) появились новые отделы. «Микробиологическая лаборатория согласно государственным требованиям не является обязательной для кондитерского производства Мы ее открыли первыми еще в 1997 г. Здесь проводится анализ продукции на наличие патогенных организмов, – говорит Лариса Гусева, менеджер по качеству. – Мы проводим аудит поставщиков. Я, к примеру, ездила на сырьевые склады в Амстердам, Таллин и в другие страны, чтобы проверить, как хранится продукция. Так что Украина – далеко не на нижней ступени в мировом производстве шоколада». В службе качества также есть сенсорная комната, где дегустируется продукция перед поступлением на склад.
Норма тестирования шоколада в лаборатории по национальным требованиям в нашей стране составляет 25 г. В «Крафте» принята своя норма – 250 г. Тростянецкое предприятие маркирует пищевые аллергены, ведь 3% людей страдают аллергией на продукты, входящие в состав шоколада – фундук, арахис, белок и др. В 1997 г. КФУ взяла на себя обязательство не использовать генно-модифицированные продукты.
Система управления качеством на предприятии внедрена в 1999 г. С тех пор было пройдено два аудита. Также предприятие сертифицировано по стандартам экологии и безопасности.
Теперь предприятие озабочено усовершенствованием системы энергообеспечения. Просчитываются затраты энергии, воды, количество отходов на килограмм выпущенной продукции. Делается все в связи с подорожанием газа и ростом других затрат. Кроме того, и в этих вопросах также нужно двигаться в сторону европейских стандартов.
Рецептуры стали индивидуальными
Основная задача производственников – произвести такой продукт, который отвечал бы требованиям рынка. Ранее все было просто: в советском сборнике рецептур на определенной странице значилось: шоколад «Театральный» или «Особливий» и приводился рецепт. «А чем шоколад был «особливим»? Добавили соль. Хорошо, и мы добавим, это несложно. Но понравится ли такое потребителю? Никто подобными вопросами не задавался», – говорит Н. Швец.
Поскольку задачи ставились фабрикам централизованно, потребности в собственных разработках не было. Теперь на предприятии разработкой рецептур занимается специально созданный отдел R&D. Руководитель отдела – в Киеве, технические специалисты – в Тростянце.
Сейчас на фабрике производится 36 разновидностей шоколадной плитки «Корона», 10 – шоколадных конфет, 3 – шоколадных драже, 4 – шоколада Milka, 4 – Milka M-Joy, 3 – шоколадных драже Milka Lila Stars, 3 – шоколадных стиков Milka. Также под ТМ «Шоколадная фабрика «Украина» производятся коробочные и весовые конфеты, какао-порошок «Срібний ярлик».
Из последних инноваций – шоколад «Меланж», в котором слиты экстрачерный и белый шоколад. Специально под этот проект установлено новое оборудование.
С первых дней работы фабрики
Ранее на месте тростянецкой фабрики был склад сахарной свеклы. На шоколадную фабрику по распределению после института – в 1973 г. – на должность инженера-технолога попал Николай Швец. Через два года он стал старшим инженером-технологом предприятия.
В 1990 г. коллектив избрал его генеральным директором.
Под его руководством реализованы такие масштабные проекты, как запуск производства продукции под ТМ «Корона», Milka, Siesta, 3Bit.
Путь к шоколадке Прежде чем превратиться в шоколад, какао-бобы проходят ряд стадий переработки.
|
Фабрика под названием «Шоколадка» Шоколадная фабрика «Украина» (г. Тростянец Сумской обл.) основана в 1974 г. До сих пор она остается единственной сугубо шоколадной фабрикой в стране и единственной, которая полностью обеспечивает потребность своего производства в какао-крошке, самостоятельно обрабатывая сырые бобы. |
Готовы положиться на поставщиков переработанных бобов
|